Священный месяц мухаррам. Начался месяц Мухаррам. В чем его значимость

Аллах сделал особенными некоторые периоды времени, дни, ночи и месяца. Одним из таких особенных времен для верующего является месяц Мухаррам. Мухаррам – месяц, с которого начинается мусульманский лунный календарь, это первый месяц нового года по хиджре. Это один из четырех священных месяцев, о которых в Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36).

Эти четыре месяца: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб. Толкователи Корана и ученые единогласны в этом мнении, так как об этом сказано также в хадисе Пророка (мир ему): «Время вернулось к своему первоначальному положению, как тогда, когда Аллах сотворил небеса и землю; год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре являются священными. Три из них находятся в последовательности: Зулькада, Зульхиджжа и аль-Мухаррам, а четвертый Раджаб».

Тем не менее, это не значит, что остальные месяцы не имеют значения или менее ценны. Священность вышеупомянутых месяцев обуславливается особенными датами, и особыми наградами Аллаха за благие деяния, тем, что Аллах выделил их для особого поклонения, и что эти месяцы были признаны священными даже язычниками Мекки. Но истинный мусульманин должен быть заинтересован в приближении к Аллаху и обретении Его довольство в любое время года.

Первое поклонение, которое должен совершить в этом месяце мусульманин, – это отдаление и отстранение от совершения грехов. В этот месяц благие деяний обретают особую награду, а наказание за грехи увеличивается. Аллах Всевышний сказал «не причиняйте себе зла в этом месяце», что значит быть особенно осознанным и осторожным в своем поведении, делах и поступках.

Соблюдение поста

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам».

Пост в месяц Мухаррам не является обязательным, но тот, кто постится в день или дни Мухаррама по своей воле, обретает награду от Аллаха. Согласно хадису, пост в Мухаррам является самым значимым среди добровольных постов.

В этом месяце также стоит уделить особое внимание поминанию Аллаху, чтению Корана, покаянию, укреплению родственных связей, помощи родителям, и всего, что любимо Аллахом для обретения Его довольства в месяц, который делает мусульманина особенно близким к Аллаху.

День Ашура

Самым благословенным днем месяца Мухаррам является его 10-й день – День Ашура. В день Ашура Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Также сообщается, что изначально пост в день Ашура был обязательным для мусульман, позже, когда обязательным стал пост в Рамадан, он был сделан добровольным.

Аиша рассказывала: «Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого».

Следовательно, пост в День Ашура является сунной Посланника Аллаха (мир ему).

Согласно другому хадису, является более предпочтительным держать пост 2 дня подряд: 9 и 10е Мухаррама и 10 и 11е Мухаррама. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что иудеи постятся только в День Ашура и чтобы различить мусульман от них, советовал держать пост 2 дня подряд.

С месяца Мухаррама начинается исламский лунный календарь. Это один из четырех священных месяцев, о которых в Благородном Коране говорится:

ان عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهرا في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها اربعة حرم

Перевод смысла: «Число месяцев, согласно Аллаху, – двенадцать месяцев, [упомянутых] в Книге Аллаха в день, в который Он создал небеса и землю. Среди них (двенадцати месяцев) есть четыре священных» .

Эти четыре месяца, согласно достоверным хадисам, – Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Все толкователи Благородного Корана единодушны в этом, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) в проповеди, прочитанной в последнем хадже, сказал:

السنة اثنا عشر شهرا أربعة حرم، ثلاث متواليات ذوالقعدة، وذوالحجة، والمحرم، ورجب.

«Год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре – священные месяцы, три из них идут друг за другом: Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам, – а четвертый – Раджаб».

Выделение этих четырех месяцев не означает, что другие месяцы лишены какой бы то ни было священности, ведь месяц Рамадан признается наиболее священным месяцем года. Однако эти четыре месяца указаны особо, поскольку их священность признавали даже мекканские язычники.

На самом деле, все месяцы изначально равны, и нет святости, которая была бы им внутренне присуща. Когда же Всемогущий Аллах выбирает некое время для Своего особого благословения, это время приобретает святость по Его Милости.

Таким образом, святость этих четырех месяцев признавалась с времен нашего господина Ибрахима (мир ему). Так как язычники Мекки возводили свой род к нашему господину Ибрахиму (мир ему), они чтили святость этих месяцев и, несмотря на многочисленные войны между племенами, считали недозволенным сражаться в это время.

В Шариате нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) сохраняется святость этих месяцев, и в Благородном Коране они названы (перевод смысла) «священными месяцами».

У месяца Мухаррам есть свои особые достоинства, о которых будет сказано ниже.

1. Пост в течение этого месяца.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

أفضل الصيام بعد شهر رمضان شهر الله المحرم

«Лучшие посты после постов Рамадан – посты в месяц Мухаррам».

Хотя поститься в течение месяца Мухаррам не обязательно, тем не менее, тот, кто постится в этом месяце по своему желанию и выбору, получит великую награду от Всемогущего Аллаха. В вышеприведенном хадисе указано, что из всех желательных (нафль) постов (то есть таких постов, которые не обязательно держать, но которые человек соблюдает по своему выбору) за посты в течение Мухаррама полагается наибольшая награда.

Из этого хадиса не следует, что такую награду получит лишь тот, кто постится весь месяц без перерыва. Напротив, вознаграждается каждый день поста. Поэтому нам следует постараться не упустить эту возможность.

2. День Ашура.

Хотя все дни месяца Мухаррам священны, 10-е число этого месяца выделяется особо. Этот день называется днем Ашура.

Согласно сподвижнику Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах), наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), переселившись в Медину, обнаружил, что мединские евреи постились 10-го Мухаррама. Они говорили, что в этот день пророк Муса (мир ему) и его последователи чудесным образом пересекли Красное море, а Фараон утонул в его водах. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы», – и велел мусульманам поститься в день Ашура (Абу Дауд).

Также во многих достоверных хадисах говорится, что вначале мусульмае были обязаны поститься в день Ашура. А затем, когда был установлен обязательный пост в месяц Рамадан, пост в день Ашура стал желательным. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) сказала:

فلما قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة صامه وأمر بصيامه. فلما فرض رمضان كان هو الفريضة وترك عاشوراء، من شاء صامه ومن شاء تركه ()

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) прибыл в Медину, он постился в день Ашура и велел людям поститься в этот день. Однако, когда посты в Рамадан были вменены в обязанность, обязательность поста была ограничена Рамаданом и обязательность поста в день Ашура была отменена. Человек может поститься в этот день, если пожелает, а может не поститься, если хочет».

Тем не менее, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постился в день Ашура даже после того, как пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность. Абдуллах ибн Маʼуд передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в Рамадан посту в день Ашура (Бухари и Муслим).

Говоря вкратце, из достоверных хадисов следует, что пост в день Ашура – это Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и за него полагается великая награда.

Согласно другому хадису, рекомендуется, чтобы пост в день Ашура либо следовал за другим днем поста, либо предшествовал ему. Это означает, что нужно поститься два дня: либо 9-е и 10-е Мухаррама, либо 10-е и 11-е Мухаррама. Смысл еще одного дополнительного поста заключается в том, что, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), евреи постились в день Ашура и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) хотел, чтобы пост мусульман отличался от поста иудеев. Поэтому он советовал мусульманам добавить еще один день поста.

Некоторые источники указывают на еще одну особенность дня Ашура: согласно этим источникам, в этот день следует быть более щедрым со своей семьей, принести домой больше еды, чем в другие дни. Эти хадисы не очень достоверны, как указывают знатоки хадисов. Однако некоторые ученые, такие как Байхакы и Ибн Хиббан, сочли их достойными доверия.

То, что сказано выше о дне Ашура, основано на достоверных хадисах. Однако об этом дне ходят легенды, и некоторые заблуждения касательно дня Ашура пробрались в умы невежественных людей, хотя не имеют под собой никакой достоверной базы. Наиболее распространенные из этих заблуждений таковы:

  • Это день, в который был создан Адам (мир ему).
  • Это день, в который родился Ибрахим (мир ему).
  • Это день, в который Аллах принял покаяние нашего господина Адама (мир ему).
  • Это день, когда наступит конец света.
  • Кто искупается в день Ашура, тот никогда не заболеет.

Все эти и другие подобные измышления и фантазии не имеют никакой основы, а все хадисы в поддержку этих мнений не выдерживают критики.

Некоторые люди считают Сунной готовить в день Ашура специальное блюдо. Это также не имеет никакой основы в исламских источниках.

Другие связывают святость дня Ашура с мученической смертью нашего господина Хусайна во время битвы с сирийским войском. Вне сомнений, смерть нашего господина Хусайна – один из самых трагических эпизодов нашей истории. Однако святость дня Ашура не может быть связана с этой смертью просто потому, что эта святость была установлена задолго до рождения нашего господина Хусайна.

Наоборот, то, что наш господин Хусайн погиб в день Ашура, указывает на достоинство этого человека.

Еще одно заблуждение о месяце Мухаррам заключается в том, что это плохой или несчастливый месяц, поскольку в Мухарраме убили нашего господина Хусайна. По этой причине люди не заключают браки в этом месяце. Это опять же безосновательное измышление, противоречащее Благородному Корану и Сунне. Такого рода предрассудки опровергал наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Если бы смерть какого-то выдающегося человека делала день его смерти несчастливым во веки веков, то осталось бы ни одного счастливого дня в году, потому что каждый день из 365-ти дней в году будет днем смерти какой-либо выдающейся личности. Благородный Коран и Сунна освобождают нас от этих суеверий, на которые не следует обращать никакого внимания.

Следующая дурная практика, связанная с этим месяцем, – причитания и траурные церемонии в память о мученической смерти нашего господина Хусайна. Как мы уже сказали, битва при Кербеле – один из самых трагических эпизодов в нашей истории, но Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил нам устраивать подобные церемонии, вне зависимости от того, кто погиб. Люди эпохи джахилийи громко оплакивали своих погибших родственников и друзей, разрывали на себе одежду и били себя по щекам и по груди. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил мусульманам так вести себя и велел сохранять терпение, произнося:

إنا لله وإنا إليه راجعون .

Об этом до нас дошло множество достоверных хадисов. Вот один из них:

ليس منا من ضرب الخدود، وشق الجيوب، ودعا بدعوة الجاهلية()

«Тот не из нас, кто бьет себя по щекам, разрывает на себе одежду и завывает, как люди джахилийи».

Факихи единогласно постановили, что выражение скорби таким образом не дозволено. Сам господин Хусайн незадолго до своей смерти посоветовал своей любимой сестре, нашей госпоже Зайнаб (да будет доволен ей Аллах), не оплакивать его так, если он погибнет. Он сказал:

يا أخيه إني أقسم عليك، لا تشقى على جيبا، ولا تخمشي على وجها ولا تدعى بالويل والثبور إن هلكت ()

«Моя дорогая сестра, я заклинаю тебя, если я умру, не рвать на себе одежду, не царапать свое лицо, никого не проклинать или не молиться о скорой смерти».

Из этих слов нашего господин Хусайна становится ясно, что такого рода оплакивание осуждается даже тем благословенным человеком, которого эти люди оплакивают. Все мусульмане должны сторониться этой практики и держаться учения Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его любимого внука – нашего господина Хусайна.

Муфтий Таки Усмани

() سنن ابو داؤد
() (صحيح البخاري كتاب الجنائز
() (الكامل، ابن أثير، جلد ٤ صفحه ٢٤

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершился последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1431 года по хиджри, и начался первый месяц 1432 года, называемый «аль-Мухаррам».

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

1. Аль-Мухаррам - араб. المحرم

2. Сафар - صفـر‎

3. Рабии’у ль-авваль - ربـيع الأول‎

4. Рабии’у с-саании -ربـيع الـثاني‎

5. Джумаада ль-ууля - جمادى الأولى‎

6. Джумаада ль-аахыра - جمادى الآخرة‎

7. Раджаб - رجـب‎

8. Шаабан - شعـبا ن‎

9. Рамадан - رمضا ن‎

10. Шавваль - شوّ ال‎

11. Зуль-Ка’да - ذو الـقـعـدة‎

12. Зуль-Хиджа - ذو الحجة‎

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Сообщается от Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам . Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам , как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам , как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам ?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста в аль-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам ».

Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам . Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах начал год с запретного месяца (аль-Мухаррам) и завершил его также запретным месяцем (Зуль-Хиджа). И после Рамадана нет такого великого месяца в году, как аль-Мухаррам».

Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост» . После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в будущем.

Подготовлено редакцией сайта « »
www.сайт

  • — Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Уважаемый читатель! Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Пророка, صلى الله عليه وسلم, Абу Бакром.

Священный месяц Мухаррам является благословенным и важным месяцем. Это первый месяц календаря Хиджры и является одним из четырех священных месяцев. Аллах в Коране говорит: «Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных, это – стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (ат-Тауба 9: 36 )

Абу Бакр (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вернулось к своему первоначальному положению, как тогда, когда Аллах сотворил небеса и землю; год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре являются священными. Три из них находятся в последовательности: Зулькада, Зульхиджжа и аль-Мухаррам, а четвертый Раджаб Мудар, названный в честь племени Мудар, так как они уважали этот месяц." Мухаррам назван так, потому что это священный (Мухаррам) месяц для подчеркивания его святости. Всевышний Аллах говорит «не причиняйте же в них зла самим себе» , что означает не вредить себе в эти священные месяцы, потому что грех, совершенный в эти месяцы, хуже греха в другие месяцы.

Сообщалось, что Ибн Аббас сказал касательно вышеупомянутого аята, что эти четыре месяца сделаны священными. Грехи в эти месяцы более серьезны, а благодеяния приносят большую награду. Катада сказал в отношении фразы «не причиняйте себе зла» , что совершение греха во время священных месяцев более серьезно и более греховно, чем согрешение в любое другое время. Всевышний отметил некоторые свои творения, Он сделал особенными Посланников и ангелов, Он выделил зикр, Он сделал преимущественными мечети на земле, Рамадан и священные месяцы среди всех месяцев, пятницу среди всех дней и Лейлат аль-Кадр среди всех ночей, так почитайте то, что Аллах велел нам почитать.

Достоинство держания поста во время месяца Мухаррам: Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» (Муслим).

Имам ас-Суюты писал: “Меня спросили: «Почему месяц аль-Мухаррам называют «месяцем Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии от остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху!”

Аль-Кари сказал: Значение вышеупомянутого хадиса заключается в держании поста в течение всего месяца Мухаррам. Но было доказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц, кроме Рамадана, так что этот хадис, вероятно, предназначен для поощрения поста во время Мухаррама, не означает, что нужно поститься в течение всего месяца. Также этот великий месяц выделяется тем, в нем день ‘Ашура, который приходится на 10 число этого месяца. День ‘Ашура – это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари Таким образом, истинный мусульманин должен воспользоваться возможностью в эти благословенные дни и стараться изо всех сил, чтобы получить как можно больше наград и довольства Аллаха.

Число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было в Божьей Книге с того дня, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные.

Этими четырьмя месяцами, согласно достоверным хадисам, являются зулькада, зульхиджа, мухаррам и раджаб. Все корановеды придерживаются данного мнения, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время своего последнего хаджа сказал:

Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них – зулькада, зульхиджа и мухаррам – следуют друг за другом, а четвертым является раджаб.

Это не означает, что иные месяцы не имеют священного статуса. Например, рамадан, не входящий в эти четыре месяца, – самый священный месяц в году. Указанные четыре месяца отличаются тем, что их святость признавалась даже мекканскими язычниками.

По своей природе каждый из двенадцати месяцев равен другому, ни один из не обладает некоей врожденной святостью, отличающей его от других. Священный статус дается лишь Аллахом, избирающим определенные промежутки времени для ниспослания Своих благ.

Святость указанных четырех месяцев признавалась еще со времен пророка Ибрахима (мир ему). Поскольку мекканские язычники почитали Ибрахима (мир ему), они соблюдали заповедный статус данных месяцев и, несмотря на частые междоусобицы, считали, что воевать в эти месяцы нельзя.

В религиозном кодексе, который был дан Аллахом пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), священный статус этих месяцев тоже была признан, о чем свидетельствует Коран.

Кроме того, месяц Мухаррам располагает также некоторыми другими особенностями:

1. Пост в мухаррам
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
После рамадана лучшим месяцем для поста является мухаррам.

Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами.

При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность.

2. День Ашура
Хотя весь мухаррам является заповедным, 10-й день данного месяца – самый священный из всех его дней. Этот день называют Ашура. Господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) при переселении в Медину увидел, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Иудеи говорили, что в этот день Муса (Моисей, мир ему) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Мы больше связаны с Мусой, чем вы.
После этого он предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд. Сунан)

В ряде достоверных хадисов передается, что поначалу пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Но впоследствии обязательным стал пост рамадана, а пост в день Ашура перешел в разряд добровольных. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) переехал в Медину, он сам постился в день Ашура и предписывал людям поститься в этот день. Но когда стал обязательным пост рамадана, обязанность поста стала ограничена рамаданом, а обязательность поста дня Ашура была отменена. Кто хочет, тот постится в этот день, а кто не хочет, тот пост в этот день не держит. (Абу Дауд. Сунан)

Однако сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура даже после того, как пост рамадана стал обязательным. Абдулла ибн Муса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост рамадана посту в день Ашура. (Бухари. Сахих; Муслим Сахих)

То есть пост в день Ашура – это сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и за его соблюдение полагается немалая награда.

Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:
– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в этот день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни. Данные хадисы, согласно принципам хадисоведения, не отличаются высокой степенью достоверности, но некоторые теологи – такие, как Байхаки и Ибн Хиббан – считали их заслуживающими доверия.

Приведенная выше информация о дне Ашура основана на достоверных источниках. Теперь перейдем к рассмотрению заблуждений.

3. Заблуждения и безосновательные обычаи
О дне Ашура имеются различные поверья. Не основанные на достоверных исламских источниках, они, тем не менее, осели в умах некоторых невежд. Среди таких поверий встречаются, например, следующие:
– в этот день был создан пророк Адам (мир ему);
– в этот день родился пророк Ибрахим (мир ему);
– в этот день Аллах принял раскаяние Адама (мир ему);
– в этот день состоится воскрешение людей;
– кто искупается в день Ашура, никогда не заболеет.

Эти и другие подобные выдумки ни на чем не основаны. Хадисы, на которые при этом ссылаются, не заслуживают никакого доверия.

Некоторые считают сунной приготовить особое блюдо в день Ашура. Этот ритуал тоже никак не основан на достоверных исламских источниках.

Есть люди, связывающие священность дня Ашура со смертью Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), во время сражения с сирийской армией. Конечно, гибель господина Хусейна (да будет доволен им Аллах) – один из самых трагичных эпизодов нашей истории. Но священный статус Ашура никак с нею не связан, поскольку данный статус был установлен еще при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), задолго до рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах). Поэтому не день Ашура получил высокий статус из-за гибели Хусейна (да будет доволен им Аллах), а наоборот: это достоинство Хусейна (да будет доволен им Аллах), что его мученическая смерть произошла в день Ашура.

Еще одно заблуждение гласит, будто мухаррам – это дурной или несчастливый месяц, поскольку во время него был убит господин Хусейн (да будет доволен им Аллах). Из-за этого поверья люди не играют свадьбы в месяц мухаррам. Но и это лишь беспочвенное представление, противоречащее ясным учениям Корана и Сунны. Такие суеверия категорически отвергались пророком (мир ему и благословение Аллаха). Если смерть выдающегося человека в конкретный день делала бы этот день несчастливым на все последующие годы, сложно было бы найти в году день, не являющийся несчастливым, ведь каждый день связан с уходом из жизни той или иной выдающейся личности. Коран и Сунна избавили нас от таких суеверий.

4. Стенания и рыдания
Другой ложной практикой, связанной с этим месяцем, являются ритуалы стенаний и рыданий в память мученической смерти господина Хусейна (да будет доволен им Аллах). Как мы уже говорили, случившееся в Кербеле – один из самых трагичных эпизодов нашей истории, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил проводить обряды стенаний по смерти кого бы то ни было. В докоранические времена язычники оплакивали усопших громкими рыданиями, разрывая свою одежду и ударяя себя по щекам и груди. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил все это и предписал мусульманам соблюдать терпение и говорить:
– Инна́ лилля́хи ва инна́ иляйхи ра́джи-у́н. («Мы принадлежим Аллаху, и к Нему в конечном счете вернемся»)

На этот счет имеется ряд достоверных хадисов. Здесь мы ограничимся тем, что приведем один из них:

Не относится к нам тот, кто бьет себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена язычества! (Бухари. Сахих)

Все авторитетные правоведы единогласны в том, что рыдания такого рода абсолютно недопустимы. Причем сам господин Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины говорил своей любимой сестре Зейнаб (да будет доволен ею Аллах), чтобы та не оплакивала его смерть подобным образом:

Сестра, заклинаю тебя, в случае моей смерти не разрывай одежду, не царапай лицо, никого не проклинай из-за меня и не моли о своей смерти.(Ибн Асир. Полная история. – Том 4, стр. 24)

Из наставления Хусейна (да будет доволен им Аллах) следует, что любой вид стенаний осуждается даже тем благословенным человеком, в честь которого эти церемонии проводятся. Каждый мусульманин должен сторониться этих действий и оставаться верным учениям пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его горячо любимого внука Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Вверх