Духовно-патриотическое воспитание на занятиях по физкультуре. Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Спортивные мероприятия как средство патриотического воспитания дошкольников

спортивные игры и развлечения.

Вступление

Патриотические чувства только зарождаются в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности российского гражданина. Современная дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал патриотизма считают игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему детей, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность (а наша действительность –это патриотические дела российских людей, равноправие, взаимоотношения дружбы и братства, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию к героям войны и трудовых будней, дружеское отношение к людям. В игре ребенок приобщается к великим событиям современности. Представление детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов нашей страны, о Российской Армии не только уточняется, закрепляется в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.
Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжение многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, где живет, проявлять дружеские чувства по отношению к другим людям–он начинает любить свою Родину.
Педагог должен поддержать интерес детей к играм, которые способствуют воспитанию любви к Родине. Игра ценна тем, что в ней у детей начинают формироваться качества необходимые российским воинам: смелость, ловкость, упорство.
В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный труд, которому надо учиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей. К службе в рядах Российской Армии необходимо готовиться с детства.

Патриотические чувства воспитываются у дошкольников посредством их участия, особенно таких, где отражаются события Великой Отечественной войны.
Рассказывая о различных событиях из жизни советских воинов, показывая соответствующие иллюстрации, педагог создает у детей определенное эмоциональное настроение, как бы заранее заставляет их пережить то, что позже они отобразят в своей игре.
У детей следует формировать представление о наших воинах, как защитниках советских людей не только в военные годы, но и в мирное время: солдаты проявляют мужество в борьбе со стихийными бедствиями (пожар, наводнение). Яркий эмоциональный рассказ педагога поможет ребятам развернуть содержательную игру, в которой, с одной стороны, будут углубляться чувство признательности, уважения к советским воинам, а с друго й - ребенок сам станет «учиться подвигу» под мирным небом Родины.

Спортивный праздник на День Защитника Отечества

Направление: физическое

Основная образовательная область: физическая культура (плавание)

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Цель: патриотическое воспитание детей посредством спортивного праздника, приуроченного ко Дню Защитника Отечества

Оздоровительные задачи: совершенствование механизма терморегуляции, разностороннее психофизическое развитие всех систем организма, формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.

Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма, нравственных (доброты, чувство взаимопомощи, сочувствия, справедливости) и морально-волевых качеств (смелости, ответственности, решительности, самообладание), трудолюбия, культурно-гигиенических навыков.

Развивающие задачи: развитие физических качеств (ловкости, силы, выносливости); мыслительных процессов (воображения, логического мышления).

Образовательные задачи: формирование плавательных умений и навыков (предоставить детям возможность показать родителям свои достижения в плавании), обогащение двигательного опыта, закреплениезнаний о безопасном поведении на воде.

Методы и приемы: игровые, практические; соревновательные методы; приемы: указания, напоминания, поощряющая оценка.

Инвентарь: большая ложка, 2 резиновых мяча, 2 мягких мяча, 2 доски для плавания, воздушные шарики, 2 палки, камни, тонущие игрушки.

Ход занятия

Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые гости! Примите наши поздравления с предстоящим праздником – Днем Защитника Отечества!
- Сегодня день особый для мальчишек и мужчин. День защитника Отечества знает каждый гражданин. А настоящий защитник Родины должен быть сильным, ловким и умелым! Такими и являются наши замечательные ребята!
(под марш дети спускаются в бассейн и строятся в 2 шеренги)
Под музыку «Антошка» появляется Антошка с ложкой в руке
Антошка:
В гости к вам пришел Антошка! Вот моя большая ложка!
Люблю повеселиться, особенно поесть,
На травке поваляться и мультик посмотреть!
Что за праздник тут у вас, музыка, волнение?
Где печенье, где же торт, где же угощение?
Ведущий:
- Вообще-то, здесь мы собрались не чай с вареньем распивать, а свою смелость показать!
Чтобы ловким быть и гибким начинаем все с разминки.
Давай вставай скорее в строй, займемся мы сейчас тобой.
Веселая разминка (гидроаэробика под музыку)
Антошка:
- Вот это да, намял бока! Работа эта нелегка! Я тут немножко полежу. Я собственным здоровьем дорожу!
Ведущий:
- Ты же будущий солдат! Как удержишь автомат?
Чтобы здоровьем завидным отличаться, надо больше тренироваться!
(построение в 2 колонны)
Эстафета «Гонка катеров»
(скользить с доской в руках до конца бассейна.
Обратно – бегом и передать доску следующему)
Антошка:
- Вот это да-а! А я так не умею, я лучше посижу.
Ведущий:
Антошка, что ты все посижу да полежу. Попробуй выполнить интересное задание.
(Антошка прыгает с зажатым между ногами мячом. Не получается)
Антошка:
- Руки ноют, ноги ноют, меня здоровье беспокоит!
Ведущий:
- Мышцы надо укреплять и организм свой закалять. Смотри - как это делают наши ребята.
Эстафета «Не потеряй мяч»
(прыжки с мячом, зажатым между ногами,
обратно – скольжение на спине с мячом у живота)
Ведущий:
- Антошка, а играть ты любишь? Давай с ребятами поиграем в игру.
Игра «Охотник и утки»
(избежать попадания мячом можно, сделав «поплавок»)
Ведущий:
- Ну что, Антошечка, ты, наверное, набегался, устал. Отдохни, побереги свое драгоценное здоровье, подружи со своей любимой ленью.
Антошка:
- Нет-нет-нет. Я замечательно себя чувствую. Я хочу еще поиграть, попрыгать. Предлагаю поиграть с воздушными шариками.
Игра «Достань шарик»
(подпрыгивать и доставать шарики, прикрепленные к палке)
Ведущий:
- А наши ребята очень любят игру «Водолазы». Поиграем?
Игра «Водолазы»
(дети отворачиваются, считают до 5, 7,10), потом собирают камни, тонущие игрушки со дна. Повторить 3 раза.
Сюрпризный момент - в конце дети ныряют и вытаскивают из воды пакет с фруктами)
Антошка:
Вам, ребята, благодарен за науку, за игру.
Быть выносливым и ловким не мешает никому!
Это вам угощение от меня. Заряжайтесь витаминчиками!
Свободное плавание с шариками (под музыку)
Ведущий:
- Внимание, становись! Мы с Антошкой прощаемся с вами и желаем…
Антошка и Ведущий (вместе):
Чтоб здоровье крепкое было у ребят.
Ведь мальчишка – это будущий солдат!
(дети выходят из воды)

Список литературы:

1.Система патриотического воспитания в ДОУ. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. 2007 г.

2.Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А., Гербова В.В., 2007 г.

Татьяна Орунова
Видеоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности . В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура” . Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса .

Цель воспитания патриотизма у детей это формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу дошкольника , поставлены следующие задачи :

Обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка.

Помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни

Создать условия для проявления положительных эмоций и интереса к физкультуре .

В решении задач, физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств , двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по физической культуре , в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.

В нашем детском саду проходили такие мероприятия, как :

«Флэш моб, поздравления пап с 23 февраля» , где девчонки и мальчишки подготовительных групп поздравляли своих пап с их праздником. Проводилась военизированная спортивная эстафета с привлечением родителей.

В рамках мероприятий, посвященных 72-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, в нашем детском саду прошел смотр песни и строя, в котором приняли участие дети старшей группы. Мероприятие было направлено на воспитание основ патриотического самосознания , любви к Родине и уважения к защитникам Отечества. К строевому смотру подготовка была тщательной, воспитатели выучили с детьми песни, родители купили георгиевские ленты. На мероприятии девчонки и мальчишки выглядели подтянутыми, как солдатики. И вот все собрались в музыкальном зале, пришли гости - представители Колпашевского кадетского корпуса, которые продемонстрировали ребятам свои строевые навыки и упражнения с оружием. Программа смотра строя и песни была насыщена : построение, сдача рапорта, повороты на месте, перестроение в две шеренги, маршировка на месте, маршировка в движении, пение военной песни. Одетые в парадную форму ребята торжественным маршем вошли в зал. Все команды выступили более, чем достойно. Каждый отряд показал умение слаженно выполнять команды, маршировать в ногу, а также исполнять строевые песни. Каждый из участников смотра горел желанием выглядеть бравым солдатом и победить. Жюри наблюдало за умениями воспитанников и пришло к выводу , что в детском саду растет достойная смена, и границы нашей Родины будут надежно защищены.

22 августа проходила квест - игра "В поисках Российского флага". Девчонки и мальчишки старших групп к такому мероприятию готовились очень тщательно (камуфляжная форма, боевая раскраска.) Все началось, с общей тревоги, отряды выбежали на общее построение. Главнокомандующим было объявлено о похищении Российского флага из здания детского сада. Перед дошкольниками была поставлена задача "Добраться до места и найти флаг". Важным условием было взаимодействие участников в команде. Но похитители пытались помешать поискам и приготовили разнообразные испытания. Ребята своей смелостью, ловкостью, взаимопомощью и дружескими отношениями были на высоте. Они нашли и вернули Российский флаг в наш детский сад!

Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности , стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества : выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Необходимо учитывать интерес детей к армии. Сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного-патриотизма воинов , их готовности защищать Родину. Это достигается проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Дети усваивают, что наша амия стоит на страже мира.

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта , обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников . Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания , их помощь педагогам в этой работе. В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека . В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры Слайд 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» «Нравственно – патриотическое воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.

В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть общей культуры государства» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Екимова Елена Вячеславовна,.

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры в контексте реализации ФГОС Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольников. Физическое развитие не стала исключением.

Презентация «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства» Презентация: "Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства". Тема презентации выбрана не случайно. Патриотическое.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Содержание 1. Цели и задачи 2. Понятие патриотизма 3. Темы занятий.

Татьяна Лелекова
Духовно-патриотическое воспитание на занятиях по физкультуре

Духовно-патриотическое воспитание на занятиях физкультуры

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом . Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм , гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Я считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по ФИЗО , в процессе проведения подвижных игр, эстафет, занятий на тренажерах , спортивных турниров и досугов.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка, поставлены следующие задачи :

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Работа с детьми физкультурно -оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом ДОУ по воспитанию духовно -нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп :

1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение спортивных праздников «Весёлые старты» , «День Защитника Отечества» , ежегодное участие в соревнованиях по мини- футболу среди детских садов города.

В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты» между группами, совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди» , «У медведя во бору» и т. д.)

Знакомство с играми разных народов осуществляется в процессе занятий физической культурой и на прогулках. План разработан по месяцам для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года. Дети с удовольствием играют в игры разных народов : «Ручьи и озера» , «Льдинки, ветер и мороз» , «Олени и волки» , «Варежка» , «Тигр на охоте» и др.

Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно -оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РФ.

3. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание . Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.

Подобные занятия , досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. В данное время в честь Дня Великой победы идет подготовка к военно-патриотической игре «Зарница» , в которой наши дети и родители будут принимать активное участие

Таким образом, в работе с детьми по физической культуре, формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Инструктор по физическому воспитанию

МАДОУ №104 г. Улан-Удэ ЛелековаТ. В

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГБДОУ №102 Невского района Санкт-Петербург

Населённый пункт: г.Санкт-Петербург

Наименование материала: Стендовый доклад

Тема: Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Описание:

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей нравственных чувств, таких, как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=1565

Опубликовано 15.11.2015

Текстовая часть публикации

Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

физической культуры
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника. Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью тоже. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом. Физкультура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных досугов.
Музыкально-спортивный праздник «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
 сохранять и укреплять здоровье детей;  формировать потребность в двигательной активности; закреплять основные виды движений;  развивать двигательные навыки и формировать физические качества;  формировать навыки правильного дыхания, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;  познакомить детей с днем Победы;  формировать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей; 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Музыкально-спортивный праздник «ДЕНЬ ГОРОДА»
 Создание радостного настроения, эмоциональной отзывчивости, воспитание патриотизма.  Закреплять знания об истории строительства города  Активизировать в речи детей названия достопримечательностей города  Развивать эмоциональную отзывчивость  Воспитывать чувство гордости и уважения к родному городу.
Спортивный праздник «Будем в Армии служить!»
 Расширять представление детей о государственном празднике.  Развивать физические и волевые качества в спортивных играх, соревнованиях и эстафетах, развивать творческую двигательную деятельность, и умение осознанно управлять телом и движениями.  Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом.  Воспитывать любовь к Родине.
Формирование патриотических чувств через занятия физической культурой

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей нравственных чувств, таких, как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи: 1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. 2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. 3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год. В них отражены такие мероприятия, как:  Спортивный досуг «Весёлые старты»  Неделя здоровья «Будем сильными, быстрыми, ловкими!»  Спортивный досуг «Будем в Армии служить!».  Масленичные гулянья «Масленица»  Тематический досуг «День Победы».  Спортивный досуг «Салют, Олимпиада!»  Спортивный досуг «Путешествуем с игрой» Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Задачи по воспитанию духовно- нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры по своей направленности можно условно разделить на несколько групп: 1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует
ежегодное проведение «Недели здоровья» - спортивные мероприятия между детьми. В процессе организации спортивных досугов, спортивных эстафет совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. 2. Дети с удовольствием играют в игры. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно- оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно–патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к празднику, посвящённому Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Таким образом, благодаря совместной работе формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Спортивный досуг «ПУТЕШЕСТВУЕМ С ИГРОЙ»
 Формировать творчески развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  Приобщать к истокам игрового фольклора.  Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребенка, а также способствовать оздоровлению его организма.  Способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей.  Формировать устойчивое и заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.  Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.  Воспитывать толерантное отношение к разным народам, путем познания фольклора посредством народных игр.
Спортивный праздник «Салют, Олимпиада!»
 закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;
 приучать к соблюдению данного слова (клятвы);  способствовать физическому развитию детей, их силе, быстроте, ловкости;  развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;  укрепить отношение между взрослыми и детьми;  сплотить детей, сотрудников;  приобщить взрослых к здоровому образу жизни;  воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
Спортивный праздник «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
 Способствовать совершенствованию двигательных качеств, приобретенных на занятиях по физической культуре.  Содействовать развитию командного духа, взаимопомощи, взаимоподдержки.  Способствовать удовлетворению потребности дошкольников в двигательной активности.
Масленичные гулянья «Масленица»
 способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи;
 развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;  воспитывать соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки;  обеспечивать высокую двигательную активность детей.
Спортивные досуги «НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ»
 сформировать у детей дошкольного возраста основы здорового образа жизни;  добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;  вызвать эмоционально-положительное отношение к подвижным играм, спортивным упражнениям, к занятиям спортом.

Веревкина Ольга Владимировна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 40 Кировского района

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Народ России всегда защищал свое отечество, родную землю, независимость от врагов. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, отбор материала и систематизацию знаний детей следует осуществлять с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.

Данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду людей;

Развитие интереса к традициям своего народа;

Расширение представлений о России, ее столице, знакомство с символами государства;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.

Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
- несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;
- малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи. Формирование у детей нравственных чувств - таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Интересны совместные спортивные праздники: «День семьи», «Быстрые, ловкие, смелые», «Будем в Армии служить!», «Служу Отечеству!» и т.д. Такие качества, как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться, разбивать палатки. Цель - обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов - есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Список литературы

1. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.

4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.

5. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

6. Сайт rusbiathlon.ru«Физическая культура и патриотическое воспитание»

7. Сайт http://nsportal.ru «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры».

8. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина». Москва. 2004 г.

9.Под ред. Кондрыкинской Л. А. «Дошкольникам и защитникам отечества» Москва, 2005.

10.Под. ред. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина» Москва, 2003 г.

11.С. А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» Москва, 1998г.

12. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации гос.программы «Патриот.воспитание граждан Рос.Федерации на 2001-2005 годы»

Вверх