Классный час на тему: «День народного единства. Классный час на тему: "День народного Единства" Ещё я на родине тропы

Классный час «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель:

Формировать чувство гражданственности и патриотизма;

Формировать ответственность за судьбу Родины;

Дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;

Расширять кругозор учащихся;

Развивать умение делать выводы, обобщать;

Воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,

Подготовка : предварительно следует дать отдельным ученикам тексты стихов для чтения наизусть.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово учителя.

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Слайд №1 Ученик №1 читает наизусть стихотворение С. Васильева « РОССИЯ»

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

3.Учитель обсуждает вместе с учениками, о чём это стихотворение и какие чувства оно вызывает .

4. Беседа об истории праздника

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 2 Ученик читает стихотворение «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Слайд №3

Учитель: 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства. - Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

Слайд № 5

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая.

Слайд № 6

Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Слайд № 7

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.

Слайд № 8

Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Слайд № 9

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Слайд № 10

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Слайд № 11

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского Казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Слайд № 12 Ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

6. Подведение итогов беседы.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Какая беда обрушилась в те года на Русь?

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?

Кто возглавил русское войско?

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? - Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Слайд № 13

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд № 14

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Слайд № 15

В заключение возьмёмся за руки и все вместе прочитаем стихотворение Натальи Майданик.

Чтение хором стихотворение Натальи Майданик «ПРИЗЫВНАЯ»

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7»

Классный час «День народного единства»

Подготовили учащиеся 10а класса:

Астафьева Эльмира,

Косенков Антон,

Романенкова Дарья,

Туренков Борис

Классный руководитель:

Г.В. Устиненкова

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Нижнеудинск»

День согласия и примирения.

День народного единства

ВЫПОЛНИЛА:

Галичина Елена Петровна,

МКУ СОШ № 9 г. Нижнеудинск,

Педагог дополнительного образования

Нижнеудинск

2015

ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

2. Патриотическое воспитание школьников.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: классный час

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 5-7 классов

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

Вступительное слово учителя (зачитываю эпиграф.)

Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

(Слайд 3)

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

(Слайд 4)

В начале ноября мы отмечаем День согласия и примирения и День народного единства. Согласие и примирение… О чём говорят эти слова? О спокойной и мирной жизни, которая наступает после войны и смуты.

(Слайд 5)

1 чтец: Завет (Д. Кедрин)

В час испытаний

Поклонись Отчизне

По-русски,

В ноги,

И скажи ей:

« - Мать!

Ты – жизнь моя!

Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить,

С тобою – умирать!»

Будь верен ей.

И как бы ни был длинен

И тяжек день военной маяты, -

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.

Люби её.

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный час победы:

« - И моего

Тут капля мёда есть!»

Учитель: В этом стихотворении есть слова: «Коль пахарь ты, отдай ей всё, как Минин…». А кто такой этот Минин? И почему его имя вошло в историю Отечества?

(Слайд 6)

2 чтец: Начало 17 века для России было нерадостным. «Смутным временем» прозвали его. Закончилась династия Рюриковичей - царей московских. На престол выбирают царя из бояр. В стране голод и разорение. По земле русской рыщут шведы и поляки – подчинить себе хотят Россию-матушку.

(Слайд 7)

3 чтец: Самозванцы народ мутят – объявляют себя царями настоящими. Поляки в Москве хозяйничают, подчиняют себе города русские.

Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

(Слайд 8)

4 чтец: Минин Кузьма Минич (? – 1616) – Нижегородский земский староста, торговый человек осенью 1611 года обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. Примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди. Тех, кто не желал добровольно делиться своим богатством, с одобрения схода жителей принуждали силой. В Нижний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый и решительный командующий. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

5 чтец: Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) – князь, боярин, полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник первого земского ополчения 1611 года, один из руководителей второго ополчения и временного земского правительства – Совета земли Русской. Руководил военными действиями против польских интервентов.

(Слайд 9)

Учитель: Но героями были не только купцы и князья. В годы Смутного времени прославился крестьянин из-под Костромы по имени Иван Сусанин.

«В исходе 1612 года юный Михаил Фёдорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III . Народ же русский царём своим хотел видеть Михаила. Один отряд поляков проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повёл поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его.

Раздражённые поляки убили Сусанина.

По восшествии на престол Михаила Фёдоровича (в 1613 году) потомству Сусанина была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи».

6 чтец: Поэтически подвиг Ивана Сусанина увековечил замечательный русский поэт-декабрист Кондратий Рылеев:

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Всё в том захолустье и мёртво и глухо…

«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.

Убейте! Замучьте – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь – я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! – закричали враги закипев, -

Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! – сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! –

Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

(Слайд 10)

Учитель: Народ не забыл своих героев. В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, а на Красной площади в Москве – памятник Минину и Пожарскому.

(Слайд 11)

Но ополчение 1612 года было не единственным в истории нашей Родины.

Был 1812 год, когда Наполеон Бонапарт во главе своей могучей армии хотел захватить Россию.

(Слайд 12)

Но благодаря единому желанию народа освободиться от захватчиков, армия французов была выметена с территории нашей страны.

(Слайд 13)

И был 1941 год, когда гитлеровская армия мечтала пройти победным маршем по Красной площади. Но и эти мечты разрушились, натолкнувшись на несгибаемую волю и свободолюбие русского народа. Ведь в сердце у каждого человека – Родина.

(Слайд 14)

7 чтец: Родина (К. Симонов)

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

8 чтец:

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить, в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

(Слайд 15)

Учитель: Кто сейчас может сказать, о чём думал рядовой Александр Матросов, закрывая своей грудью фашистский ДОТ?

И кто знает, что вспоминал лётчик Виктор Талалихин, направляя свой горящий самолёт на колонну вражеской техники?

(Слайд16)

Сколько их было – героев, погибших во имя Родины? И о чём они вспоминали в свою последнюю минуту? Может быть, именно о таких берёзах, и речках, и дорогах, по которым им не суждено больше ходить… Они отдали свои жизни для победы над врагом, как когда-то это сделал Сусанин.

(Слайд 17)

9 чтец: Да, на долю России выпало много бед и несчастий. Но всё это не сломило, а только закалило нашу страну. И, несмотря ни на что, Россия живёт и развивается. Однако есть люди, которые ругают свою страну, и хвалят чужие земли. Наверное, они забыли мудрость народную: «Где родился, там и пригодился». Так вот ответом им может стать стихотворение Ольги Фокиной:

(Слайд 18)

10 чтец:

Мне рано, ребята, в Европы

Дороги и трассы торить :

Ещё я на родине тропы

Успела не все исходить.

Исхожена самая малость,

И мне неизвестны пока

Ни холодность чувств, ни усталость

В стремленье к родным родникам.

Сильнее не ведаю власти,

Чем власть материнской земли:

Берёзы мне света не застят,

Не носят тоски журавли.

(слайд 19)

11 чтец:

Не верю, что вся современность –

В романтике сверхскоростей!

Храню откровенную верность

Раздольности русских полей,

Молчанию гордого бора,

Надёжности сельской избы

И тем вековым разговорам,

Что до или после косьбы,

Что до или после же сева,

Пастьбы, молотьбы и жнитьва…

Жаль, слушаем, слышим не все мы

Хорошие эти слова.

(Слайд 20)

12 чтец:

А если б успели услышать

Да если б сумели понять,

То стали бы ездить – потише,

Пониже, поближе летать.

На все возражения: - «Что ты!» -

Отвечу: «Жалею минут,

Которые на перелёты

Над милой землёю уйдут».

Твердящим, что много теряю,

Одно беспечально скажу:

« - Не мыслю соперников краю,

Которым живу и дышу».

(Слайд 21)

Учитель: Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.

(Слайд 22)

Литература:

    Кучер Н.И. Здравствуй, школа. М., «Просвещение», 1986.

    Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 7.М., творческий центр «Сфера»,2005.

Методическая разработка

классного часа по теме «День народного единства»

Берина Инесса Анатольевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 97»

г. Новокузнецк

Цели:

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к истории своей страны;

Формирование ответственности за судьбу Родины

Задачи:

Ознакомление с историей возникновения праздника и событиями, связанными с 1612 г.;

Пояснение смысла и значения нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация «История праздника», стихи о Родине (читают подготовленные дети).

I. Организационный момент.

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

2.1. Звучит стихотворение С. Васильева «Россия» в исполнении учителя.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

– Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (О Родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости, любви за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого из нас очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

2.2. Чтение стихотворения «День народного единства» подготовленными учениками.

(Звучит колокольный звон)

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

2 ученик:
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

О каком празднике говорится в этом стихотворении?

(О празднике День единства)

Ребята, а кто может сказать, когда отмечает этот праздник россияне?

(Слайд 1-2)

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства.

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

2.3. Работа в группах.

А сейчас вы будете работать в группах.

Каждой группе нужно найти в толком словаре значение слова единство.

2.4.Проверка выполнения заданий.

Представители каждой группы записывают на доске значение слова единство, его синонимы.

На доске появляется запись:

Единство - цельность, нераздельность; сплочённость, неразрывность, единая связь народа.

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России).

- Но откуда мы с вами все это знаем?

III .Основная часть.

3.1. Знакомство с историей возникновения праздника.

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, для того чтобы завоевать её земли, богатства. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний.

Умер царь. В стране начались беспорядки. Сразу же два года подряд были неурожайные, в стране начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. В России участились грабежи и разбои, а порядок навести некому.

Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее. Купец Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский

собрали народное ополчение . Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

(Значение слова ополчение)

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины! (Слайд 6)

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.(слайд 7-8)

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.(Слайды 9-10)

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. (слайд 11)

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

(слайд 12-13)

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского Казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

(слайд 15 – 17)

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

3.2. Подготовленный ученик читает стихотворение.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

I Y . Подведение итога.

3.1. Вопросы:

Какая беда обрушилась в те года на Русь?

(ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

(ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

Из каких слов и дел это видно?

(ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина?

(ответ)

3.2 Работа в парах.

Ребята, поработайте в парах.

На карточках записаны слова, характеризующие черты характера Минина и Пожарского.

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Вам нужно выбрать нужные слова о чертах характера наших героев.

Запись на доске.

(Ответы)

Учитель : Что же такое 4 Ноября для русского народа?(ответ)

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

Нашу беседу я хочу закончить стихотворением Натальи Майданик

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Почему это стихотворение называется «Призывная?»

(Ответы детей)

Будьте достойны своих славных предков.

Молодцы!

Спасибо за работу!

Классный час на тему: «День народного единства».

Цели:

    познакомить учащихся с историей праздника;

    подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;

    воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Все проходит. Остается Родина -
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. ( , слайд 2)

    Что означает название этого праздника?

    Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

    Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?

    В чем и с кем мы должны объединяться?

Вот темы нашей дискуссии. (слайд 3)
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.
Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

(слайды 4-5) А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.
(6 слайд) Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. (слайд 7)

В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят.


В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
(слайд 8) В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.
(слайд 9) Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
(слайд 10) Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.
(слайд 11) Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.

(слайд 12) Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.
(слайд 13) В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошел к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.
(слайд 14) Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином. Ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы.

Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».
Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».

(слайд 15) Это было в далеком 1611 году. В то ясное осеннее утро конца сентября в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»
(слайды 16-18) На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»

(слайд 19-22) Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь.
(слайд 23) После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета. (слайд 24)

Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. «Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом. И шансов у нее было не так много. Москва могла стать провинциальным городом Польши. Но тогда бы Российское государство не имело развития. Польша простиралась бы где-то до Волги. А что было бы в последствии – трудно сказать». («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).
(25 слайд) Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.
20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).
На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.
На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
(26 слайд)

«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной»
(Н. Кончаловская)

Заключение.
«Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!» («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.
Вопросы для беседы с учащимися:

    Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?

    Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?

    Какую опасность несут национальные распри и конфликты?

    В чем проявляется современное единство России?

    Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?

Литература:

    С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

    Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

    Журнал «Родина». - № 11.- 2005

    Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

    И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев.

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

Н. Майданик

Задачи

1. Способствовать формированию понимания значения Дня народного единства для России и его значения в мире.

2. Развивать любознательность и любопытство к традициям и обычаям своей страны.

3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа.

Форма проведения: исторический экскурс с элементами театрализации.

Подготовительная работа

1. Подбор музыкального сопровождения.

2. Подготовка презентации по теме информационно-познавательного часа.

3. Выставка репродукций картин русских художников (К.Е. Маковский «Воззвание Минина», М.И. Скотти «Минин и Пожарский», И.А. Фимчев «Призыв Минина к Пожарскому»).

4. Подготовка театрализации.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! 4 ноября - один из главных праздников в истории российского государства. Он посвящен единству России. Давайте подумаем, что это значит - «единство». (Ответы учащихся.)

Итак, это значит:

Быть вместе;

Быть заодно;

Делить радость и горе;

Поддерживать друг друга.

Можно сказать, что только тогда, когда народ един в своих решениях, можно достичь успеха и процветания.

Каким образом люди могут выражать свое единство в тех или иных вопросах жизни государства? (Высказывать общую точку зрения или мнение. Голосовать на выборах, принимая решение сообща. Защищать свою родину в трудную минуту, в минуту жизненных испытаний.)

Вы абсолютно правы, ребята. И такие минуты были в жизни российского государства.

Сейчас мы попытаемся вспомнить те минуты российской истории, когда вся страна в едином порыве: дети, мужчины и женщины - вставали на защиту своей страны.

Выходят три ученика. Они играют роль польских воинов времен Минина и Пожарского.

Воин 1. До Москвы рукой подать. Скоро наш король Сигиз- мунд будет на московском троне.

Воин 2 . Ох, скорей бы. Богатая Москва, дома хорошие. Я уже себе кусок земли присмотрел и купеческий дом.

Воин 1. И когда это ты успел его облюбовать?

Воин 2 . Когда с королевским посольством в Москву ездил.

Воин 3 . Экий ты прыткий! В Москву еще войти надо! Они ее так быстро не отдадут!

Воин 1 . Как это не отдадут? А разве им с нашим войском можно тягаться? У них какая сила?

Воин 3 . Так-то оно так, да, боюсь я, объединиться они могут в борьбе против нашего короля.

Воин 2 . Да каждый из них за свое имущество дрожит. Князья - себе, купцы - себе. А раз они порознь, нам легче их разбить.

Воин 3 . Дай-то бог. Пусть твои слова сбудутся.

Ученики уходят. Выходят ведущие.

Ведущий 1 . Вот так или примерно так рассуждала польская воинская шляхта короля Сигизмунда, когда готовилась покорить Московию.

Ведущий 2 (показывает презентацию). Многие из вас были в Москве и без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому.

Ведущий 1. Он посвящен нижегородцам Кузьме Минину Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период Смутного времени на Руси.

Ведущий 2 . Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Вначале его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество свое и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Ведущий 1. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс на лучший проект памятника. С 1804 года по 1815 год трудился скульптор над созданием памятника.

Ведущий 2 . В 1815 году Иван Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска.

Ведущий 1 . Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Ведущий 2. Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путем и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

Ведущий 1. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом.

Ведущий 2. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год».

Ведущий 1 . В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у собора Василия Блаженного.

Ведущий 2 . 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Ведущий 1 . По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин с паперти именно этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина».

Учащиеся рассматривают репродукцию картины и обсуждают ее.

Классный руководитель. Я хочу предоставить слово историкам. Они проанализируют причины того, почему польские интервенты решили покорить Россию.

Историк 1 . Это было связано с тем, что после смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Историк 2. Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся!

Польский король его признал и дал войско - отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Федора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава.

Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!» Вот тогда и наступил конец терпению народа.

Историк 3 . Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Историк 4. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Кузьма Минин первым отдал на ополчение все свое богатство.

Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!» - «Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».

Вбегают воины польского войска.

Воин 1. До Москвы рукой подать. Да нам ее не видать.

Воин 2 . И откуда их столько взялось? Ведь некому было русскую землю защищать, негде было оружие взять. Глядишь ты, как они дерутся!

Воин 1. За каждый метр, за каждую пядь!

Воин 2. Не суждено моим планам сбыться!

Воин 3 . Тут хоть бы живым ноги унести!

Воин 1 . А я готов за короля идти до конца!

Воин 3. А я сразу говорил - на Московию идти - дело гиблое.

Воин 2 . Вот и договорился. Который день бежим без остановки.

Воин 3. Слышали, как они говорят? Кто на нашу землю с мечом придет, тот от него и погибнет!

Историк 1. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Историк 2. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Историк 3. Правы были польские интервенты, когда говорили о том, что Россия умеет объединяться в борьбе с врагом и достойно защищать свою землю. С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства. Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Историк 1 . Празднование Пресвятой Богородицы, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Историк 2 . Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Историк 3 . Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня она снова восстановлена.

Классный руководитель . В честь этого праздника появилось на Руси много пословиц и поговорок. Некоторые из них мы вспомним сегодня. Я предлагаю вам составить пословицы и поговорки из слов, которые вы найдете в своих конвертах.

Учащиеся получают конверты. В каждом конверте по четыре пословицы и поговорки, разрезанные на слова. Учащиеся должны их составить и записать на плакате, прикрепленном на доске.

Пословицы и поговорки могут быть такие:

Худой мир лучше доброй ссоры.

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Мир - дело великое.

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Бей врага, не жалей батога.

Честь солдата береги свято.

Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

Враг рядом, бей его прикладом.

Враг хотел пировать, а пришлось умирать.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

За край свой насмерть стой,

К нам с пушками, от нас с клюшками.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Живя в мире, не забывай о войне.

Классный руководитель. Спасибо, ребята. А мы идем дальше. Были в нашей истории в разные века страшные времена, война 1812 года, Великая Отечественная война. И во все времена русские люди в борьбе с врагом были едины.

Но именно подвиг ополченцев 1612 года показал всем, кто хочет завоевать Россию, что сделать это невозможно никогда, ни в какие времена.

Хочется услышать ваше мнение. Как вы считаете, почему русский народ победил? Какие примеры мужества и единения народа вы могли бы привести? Какие истории, связанные с борьбой русского народа за мир и свободу России, вам известны? (Ответы учащихся.)

А теперь наступило время викторины.

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? (Речь Посполитая.)

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? (Прокопий Петрович Ляпунов.)

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? (Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.)

4. Кому принадлежат слова призыва: «...Буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать...»? (Козьме Минину.)

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения вновь прибывавшими силами перед походом на Москву? (Ярославль.)

6. Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинский вор»? (Лжедмитрия II.)

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком храме идет речь? (Казанский собор на Красной площади в Москве.)

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? (С воцарением Михаила Романова.)

9. В каком году впервые было установлено празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? (В 1649 году.)

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства.)

Классный руководитель . Вот и подошел к концу наш информационно-познавательный час, посвященный Дню народного единства. Мы живем в мирное время, однако и в наши дни звучат голоса о том, что стоит пересмотреть историю, изменить границы, в которых живут страны и народы. Как вы думаете, такое возможно? Как можно с этим бороться? Может ли такое быть с Россией? (Ответы учащихся.)

Ученик 1.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Ученик 2.

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

Ученик 3.

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Ученик 4.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Вверх