Тренинговое занятие для ведущих школьных служб примирения. Программа школьной службы примирения На встречу обе стороны приходят добровольно

Программа №1
(Это первая программа примирения, проведенная в России)
Источник информации : Воронова Дарья, как свидетель конфликта
Ведущие: Воронова Дарья, Шестакова Мария, Ефанов Владимир, Реунов Сергей
Фабула ситуации : Конфликт между учителем и учеником.
Ученик на уроке русского языка во время объяснения учительницы занимался своими делами. Учительница увидела это и спросила: «Что, всем наплевать на то, что я пишу на доске?», на что ученик ответил «Да!». В ходе дальнейшего конфликта на его сторону также встал и класс. Учительница разозлилась и написала докладную директору, в которой фактически был выражен ультиматум: или мальчик уходит из школы, или учительница не ведет этот класс, который останется без русского.
Ход и результат программы:
Были проведены предварительные встречи, на которых девочки разговаривали с учительницей, а мальчики с подростком. Также с учительницей переговорила куратор Дурова Е.С. Стороны согласились на примирение сказав, что хотят уладить отношения.
На примирительной встрече учительница рассказала, что была расстроена и обижена, но призналась, что погорячилась. Она высказала желание переговорить с учеником. Ученик сожалел о совершенном. Он извинился, потому что не хотел продолжать конфликт. Сторонам удалось высказать свои чувства и достичь взаимопонимания по поводу совершенного. Учительница смогла вернуться работать в класс, докладную от директора забрала.

Программа №2
Источник информации:
заявление от мамы одной из участниц конфликта, которое классный руководитель направила в службы примирения.
Ведущие: Воронова Даша, Саидов Аюбджон, Коновалов Антон Юрьевич
Фабула ситуации: Многолетний конфликт и драки между тремя девочками 7 «А» класса: Верой и Лерой с одной стороны и Лизой с другой.
Вера и Лера выказали свое недовольство по поводу агрессивного поведения, а также из-за того, что она берет их вещи. Также с их слов Лиза периодически стремится что-то получить первой, Они хотят удалить Лизу из класса в параллельный, мотивируя это тем, что «ей там будет лучше» и «мы мучаемся, пусть и тот класс помучается».
Лиза очень эмоциональна и из-за болезненности отстает по учебе (в результате она на 2 года старше своих одноклассниц). Ее претензиями было то, что берут ее вещи, обижают ее словесно и физически.
Таким образом, примирительная встреча началась в ситуации, когда одна из сторон фактически не высказала своего желания участвовать. Кроме того, Лизе требовалась помощь психолога. Однако мы приняли решение провести встречу.
Ход и результат встречи :
Лиза сказала, что ее сильно обижает такое отношение со стороны девушек, что ей очень нравиться класс, что она хотела в нем остаться. И что она просит прощения у девочек за свое резкое поведение. Также она рада, и что, наконец, она смогла высказаться. Изменение отношений между девочками было заметно по изменению их поз. Обе стороны легко пришли к договоренности не брать без разрешения вещи друг друга. Однако неразрешимым остался вопрос контролирования Лизой своих эмоций.
Всеми участниками встречи в виде мозгового штурма предлагались разные варианты того, как они «сбрасывают» негативные эмоции. Из всех возможных вариантов Лиза сказала, что она будет просто поворачиваться и уходить от ситуации. На вопрос, действительно ли она сможет уходить и это ей поможет, Лиза сказала, что попробует. Поскольку здесь уже вопрос самоконтроля выходил за рамки Лизиной ответственности (в связи с ее психофизическим состоянием), было решено прекратить встречу и встретиться с родителями Лизы для прояснения ситуации (что позже и было проделано).
Через неделю ведущая Даша Воронова связалась с Верой и Лерой. Они сказали, что ситуация нормализовалась. Лиза встречалась с классным руководителем и горячо благодарила ее за то, что ей впервые за эти годы дали возможность высказаться. Она сказала, что все хорошо и ей в классе намного легче.

Программа №3
Источник:
заявление мальчиков (Руслана и Саши)
Ведущие: Хегай А., Зуева А.
Фабула: В течение четырех лет ребята (Руслан и Саша) регулярно обзывались на девушек, что часто заканчивалось драками. Ребята сказали, что Наташа часто вмешивается в дела ребят и принимает на свой счет то, что к ней не относится. Девочки, не имея признания в классе, очень болезненно реагируют на то, что о них говорят.
Мальчики не заинтересованы в учебе и на уроках им откровенно скучно. Когда они говорят о девочках, то допускают всевозможные пошлые и другие неприятные сравнения. Не то чтобы они хотят их обидеть (они обо всех так говорят), а просто то, что это резко воспринимается только раззадоривает их. Именно это и становится причиной разборок на переменах. В разборки подключаются старшие братья, друзья и т.д.
Ход и результат встречи:
Предварительная встреча была направлена на признание собственной ответственности за происходящее. То, что только они сами, а не администрация (к которой неоднократно обращалась) или брат (драки помогают максимум на неделю), смогут понять что происходит и это изменить.
Интересная деталь: Прошла программа в программе. На следующий день должна была состояться «стрелка» (драка). Мы выяснили, что причиной для этого стала неправильно понятая информация от их общего знакомого. После чего прямо в ходе программы ребята позвонили этому человеку и поняли, что информация была искажена. “Стрелку” отменили. После чего договорились, что по возможности они будут проверять слухи друг у друга.
Встреча была долгой, часа 4-5, с несколькими перерывами. Были выбраны наиболее понимающие участники, и разговор с ними шел на основании их историй, а потом следовала просьба рассказать товарищам, что же они поняли.
Мальчишки поняли, что девочки обижаются тогда, когда всем остальным нормально, признали, что именно их поведение становится этому причиной, и признали это несправедливым. Девочки поняли, что мальчишки не хотят их обижать, но сказали, что воспринимают такое прилюдное неприятное обсуждение как оскорбление.
Но они не могли самостоятельно найти решение (а ведущие не собирались подсказывать), поэтому встреча не пришла к четкому результату. Скорее всего, причина в том, что они хотели, чтобы за несправедливость отвечал кто-то еще, а не они сами.

Программа №4
Источник
: Информация о ситуации поступила от родителей одной из сторон.
Ведущие : Хегай Анна, Коновалов Антон Юрьевич
Фабула ситуации: Колю поставили на учет в милицию за драку. Со слов отца, над Колей в школе постоянно в течение трех лет издевался одноклассник Андрей. В последний раз Андреем была порвана тетрадь Коли, за что Коля погнался за Андреем и ударил мальчика в нос, повредив его. Причем, произошло это в присутствии учителя, который вел ребят обратно в класс. Андрей с родителями обратился в травмпункт, откуда сообщили в милицию и Колю поставили на учет.
После этого отец Коли хотел «замять» дело, однако через несколько дней учительница вывела Колю перед собранием всех учеников и сказала: «Это наш самый главный хулиган». После этого к Коле начались постоянные придирки, в результате чего он был вынужден уйти из школы. К моменту обращения Коля уже учился в другой школе.
Ход и результат программы
Коля на предварительной встрече сказал, что он чувствует себя неправым, что ударил Андрея в нос, поскольку так конфликты решать нельзя, и что он хотел бы извиниться. Но при этом с другой стороны его не устраивает поведение Андрея, и он не знает, что с эти делать.
Андрей также согласился, что лучше расставаться в мире.
Вопрос о возмещении ущерба сторонами не поднимался (поскольку повреждения были не сильными).
На примирительной встрече присутствовали Коля, Андрей, отец Коли и бабушка Андрея. Мальчики и ведущие сидели вокруг стола, а родители сзади на диване.
Разговор начался с рассказа Коли о том, что произошло и его переживаний по поводу издевательств, помятой тетради, порванной куртки и т.д. Однако на все это Андрей завил, что он тут не причем, что это было типичным поведением в их классе по отношению к Коле и что Коля сам во всем виноват.
На вопрос ведущего, какие именно действия Коля вызывают такую реакцию, Андрей не смог ответить.
Поскольку эмоции между ребятами стали вновь накаляться, ведущие вывели Андрея в другую комнату для конфиденциального разговора. Там Андрей сказал, что не чувствует вины, поскольку Коля сам виноват и «все так делают». Однако (по возвращении в комнату) на прямой вопрос: считает ли он такие действия справедливыми, Андрей после долгих раздумий ответил, что не считает. Он признал, что последствия его действий для Коли были неприятными и что Коля переживает из-за этого.
После этого, сторонам был задан вопрос, как они хотят урегулировать отношения и исправить несправедливость. Коля предложил вместе сходить в Макдональдс. А Андрей сначала долго молчал, а потом сказал, что вполне достаточно просто поговорить наедине и выяснить отношения. Поскольку к тому моменту сильные эмоции спали, начался диалог именно между ребятами по поводу выхода из ситуации, и стало ясно, что стороны в состоянии конструктивно договариваться, ведущие предложили им пройти в другую комнату и самим разрешить все вопросы.
Вернулись Мальчишки спокойные и сказали, что обо всем договорились.
Тем временем, на стол был поставлен чай, и были приглашены к столу родители (которые сказали, что для них главное, что мальчики сами помирились). Отец Коли спросил, что в поведении его сына провоцирует драки, однако Андрей не смог выделить ничего такого, что выделяло бы Колю среди остальных. Таким образом, ответ на вопрос о не повторении таких ситуаций в этой школе не стоял (в связи с переходом Коли в другую школу).
За столом ребята уже спокойно общались между собой, но главным знаком примирения ля нас послужил следующий факт: когда бабушка Андрея сказала, чтобы он собирался уходить, тот сказал, что пойдет только вместе с Колей и будет его дожидаться. Так ребята ушли вместе, что может служить знаком примирения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рустем Максудов, Антон Коновалов. Школьные службы примирения. Идеи и технологии. М: МОО центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

2. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 90с.

3. ВЕСТНИК ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ, № 9, 2012 (Практики примирения: история и современность). М: МОО центр «Судебно-правовая реформа», 2012.


Сегодня Службы примирения




Конфликт – это не всегда однозначно отрицательная ситуация. Это противостояние различных позиций, что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого. Важно при этом именно то, каким способом происходит разрешение конфликта и каковы его последствия.


Основные способы работы с конфликтами в современной школе Административное решение. Направление обидчика к психологу для перевоспитания. Решение конфликта родителями подростков. Подростковые "стрелки". Группа старшеклассников в рамках школьного самоуправления, которой делегируется ответственность за решение конфликтов




Как решить школьный конфликт? Примирительная встреча – это переговоры между участниками конфликта. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Он – ни на чьей стороне. Ведущий следит, чтобы диалог шёл уважительно и без давления. Он помогает участникам встречи лучше понять друг друга и обсудить вопросы: Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел? Как эту ситуацию можно разрешить? Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?


Примирительная встреча Разрешение конфликта путем переговоров придает подростку уверенность в себе, а это, в свою очередь, позволяет построить более открытые отношения со второй стороной. Как правило, вторая сторона отвечает тем же. И на смену замкнутости и бессилию приходят открытость и вера в себя.




Алгоритм проведения примирительной встречи II этап. Предварительная встреча (по отдельности) : -« о событиях и фактах» (просим рассказать о произошедшей ситуации с точки зрения конфликтующих); - «о состоянии, чувствах» (чтобы человек «выпустил пар»); -«о последствиях случившегося» (как изменилась его жизнь после произошедшей ситуации); - « О возможных способах и путях исправления ситуации» (разговор об ответственности); - предложение о встрече (об участии в программе примирения); Цель- получение согласия на участие в примирении


Правила поведения на примирительной встрече: ­ нельзя оскорблять друг друга, ­ нельзя перебивать, ­ конфиденциальность встречи, ­ участие во встрече добровольное (можно покинуть встречу в любой момент), ­ можно на время выйти из кабинета с ведущим, и обговорить волнующий вопрос (если неприятно говорить при всех), ­ ведущий может вывести участника на какое-либо время.


Алгоритм проведения примирительной встречи III этап. Примирительная встреча: ведущий приветствует участников встречи, благодарит что пришли, напоминает про правила проведения встречи, просит участников рассказать о своём видении ситуации. Отражать чувства! Уточнять! Отражение чувств – разговор о последствиях – сбор предложений (принимаются оптимальные варианты) – заключение договора (что будет делать каждая сторона – пишут сами участники).



(Беседа – диалог)

Цели и задачи:

    Развивать этические нормы поведения в обществе;

    Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа.

Информация для размышления.

Обсуждение проблемы: «культура поведения в общественных местах».

Учитель.

Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому – то сам обратишься с просьбой.

Вывод : человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Я предлагаю вам обсудить 3 правила.

    Правила точности . Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал – приди вовремя.

    Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.

    Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестёр. И в зависимости от того, что ты увидел, строить своё поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты ещё маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятность другого человека, порадоваться чужим радостям.

Обсуждение ситуаций: «Поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой).

1-ая ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-ая ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникли огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель.

Пожалуйста, познакомься с этим «Не» повнимательнее. Это тебе пригодится.

(Два ученика читают поочередно)

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай.

    Не рвись в дверях выскакивать первым.

    Не перебивай говорящего.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего без его разрешения.

    Не протягивай руку первый, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

    Не забудь снять шапку, входя в дом.

    Не повторяй слишком часто «я».

    Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь нечаянно толкнул.

    Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

    Не держи руки в карманах.

    Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

(Чтение и обсуждение рассказа М. Корейс, Д. Фолл «Школа вежливости»,

Ситуации для обсуждения с детьми.

1-ая ситуация.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с подругой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна…»

    Какую ошибку вы заметили?

    Что бы вы посоветовали девочке?

2-ая ситуация.

Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты – уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Вывод:


Примирительная встреча

Добрый день!

Возможно, многим было нелегко прийти сюда, поэтому я благодарю всех участников встречи за решимость участвовать сегодня в нашем разговоре.

Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами.

Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (…), его родители (…), социальный работник (…). Я – ведущий. Меня зовут (…). Мой помощник (…).

Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача - не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я буду сохранять нейтральность к сторонам.

Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, если посчитаете это необходимым.

Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

Я попрошу вас не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;

Я попрошу вас не оскорблять друг друга, чтобы все чувствовали себя в безопасности;

Участие во встрече добровольно, вы вправе покинуть ее, если по каким-то причинам сочтете свое дальнейшее пребывание невозможным;

Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время;

В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине;

Я попрошу всех соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе);

Вы согласны с предложенными правилами или хотели бы внести свои предложения и какие-нибудь дополнения?

Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?

Я попрошу на время встречи выключить мобильные телефоны.

Итак, прошу вас рассказать, что вы думаете об этой ситуации.
Ход примирительной встречи

На первом этапе ведущий дает возможность жертве рассказать, чем для нее стала эта ситуация (конфликта или преступления). При этом он создает такие условия, в которых и жертва, и обидчик чувствуют себя в безопасности. Если обидчик понимает ту боль, которую он принес жертве, он сможет найти способ отозваться на эту боль.

Ведущий помогает участникам встречи наладить конструктивный диалог. Начиная высказываться, собеседники, как правило, обращаются к ведущему, поскольку с ним у каждого сложился контакт еще на предварительной встрече. Их высказывания в адрес другой стороны могут быть резкими и даже оскорбительными. Ведущий придает им корректную форму и передает другой стороне.

Например:

Сторона конфликта: «Я этого недоумка все равно не прощу!»

Медиатор: «Я напоминаю о правилах и прошу воздержаться от оскорблений. И я правильно понял, что вы очень обижены и даже может быть разозлены?»

Сторона конфликта: «Да».

Медиатор (обращаясь ко второй стороне): «Вы слышите, какие чувства и почему испытывает ваш собеседник? Вы хотите что-то ответить?»

Постепенно ведущий выстраивает диалог между сторонами, призывая их обращаться непосредственно друг к другу.

Ведущий: «Если можно, скажите это друг другу напрямую». «Лучше будет, если вы повернетесь друг к другу».

Ведущий, образно говоря, убирает все преграды на пути к диалогу сторон. Типичными преградами можно назвать недопонимание, недоверие, сильные эмоции, предубеждение и т.д. Если стороны перестали нападать друг на друга, начали общаться и вместе искать способы выхода из ситуации, то ведущий не вмешивается в их общение. Если вдруг напряжение и негативные эмоции опять стали мешать процессу, ведущий помогает сторонам вернуться к диалогу и снова передает им инициативу.

Если высказывания слишком грубые, ведущий может напомнить о правилах «не перебивать», «не оскорблять». Если кто-то из участников продолжает слишком резко реагировать, можно пригласить его выйти в соседнюю комнату с одним из ведущих и еще раз разъяснить смысл примирительной встречи (как на предварительной встрече, но более сжато).

Если какая-то из задач встречи не решается, можно вернуться к ней позднее. И наоборот, если возникло непонимание, то лучше снова еще раз напомнить принципиальные вещи.

Ведущий поддерживает рассказ участников встречи о себе, чтобы они постепенно вышли из своих конфликтующих ролей (обидчика и жертвы) и их общение стало более человечным и заинтересованным. Одновременно с этим благодаря своей нейтральной (то есть в равной степени заинтересованной) позиции ведущий помогает сторонам принять ответственность за решение ситуации и поверить в то, что они сами смогут найти решение. Но, сохраняя нейтралитет по отношению к сторонам, ведущий не остается безучастным к самому факту причинения вреда. Если такой факт установлен, то вред должен быть устранен усилиями самого обидчика.

Как правило, на примирительной встрече обсуждаются три вопроса:

Отношение сторон к ситуации и ее последствия для них;

Пути решения данной ситуации;

Как сделать, чтобы подобного больше не повторилось.

Результат восстановительных действий обычно виден по изменившейся позе участников. Они начинают разговаривать между собой и вместе обсуждать выход из болезненной ситуации, а не противостоят друг другу, как это бывает в начале встречи.
Подписание договора

В конце программы стороны заключают договор (устный или письменный). Составление договора – это еще одна возможность подвести итоги разговора и закрепить взаимные договоренности. Ведущий проверяет договор на реальность исполнения, то есть, выясняет, например, откуда и к какому сроку возьмутся деньги на возмещение ущерба (зависит это от подростка или от его родителей, не собирается ли подросток совершить для этого новое правонарушение). Если договор реален и устраивает обе стороны, то ведущий не оценивает его «правильность».

Письменный примирительный договор может быть необходим для предоставления результатов встречи, например, на педсовет, где он может служить основанием для смягчения последствий для обидчика.

Если в ходе программы подросток понимает, что причиной правонарушения стали его определенные качества, то ведущий вместе с подростком может составить план по изменению этих качеств (реабилитационную программу). Например, если человек сам признает, что причиной правонарушения было его неумение контролировать агрессию или он очень зависит от мнения группы, то можно предложить обратиться к специалисту (психологу, ведущему тренингов).

Кроме того, помощь может понадобиться и второй стороне конфликта. Например, родителей часто интересует, как их детям перестать быть «белыми воронами» и как дети должны себя вести, чтобы их не травили одноклассники. Иногда обидчик оказывается единственным человеком, который может дать ответ на этот вопрос.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Общие положения

1.1. Служба примирения является объединением обучающихся и педагогов, действующим в школе на основе добровольческих усилий обучащихся.

1.2. Служба примирения работает на основании и в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом школы, настоящим Положением и Стандартами восстановительной медиации.

2. Цели и задачи службы примирения

2.1. Цели службы примирения

2.1.1. Распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2.1.2. Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

2.1.3. Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

2.2. Задачами службы примирения являются:

2.2.1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2.2.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

2.2.3. Информирование школьников, педагогов и родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности , предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности , запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-11-х классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы может быть Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы и прошедший обучение проведению примирительных программ.

4.3. Родители дают согласие на участие своих детей в деятельности службы примирения в качестве ведущих примирительных программ.

4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

5.2. Служба примирения принимает решение возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. В случае, если примирительная программа планируется на этапе дознания, следствия или судебного разбирательства, то о её проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел или судом.

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.6. В сложных ситуациях куратор службы примирения принимает участие в программе (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации).

5.7. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения в каждом отдельном случае.

5.9. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.10. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.11. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

5.12. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

5.13. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).

5.14. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.15. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

6. Организация службы примирения

6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и др.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения или самим использовать восстановительные практики.

6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

6.7. Раз в четверть проводятся совместные совещания администрации и службы примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами – с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
Документы, необходимые для проведения

программ примирения


  • Форма регистрационной карточки

  • Форма примирительного договора

  • Форма отчета о проведеном случае в программе примирения

ФОРМА РЕГИСТРАЦИОННОЙ КАРТОЧКИ


РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

Куратор, получивший информацию:

Источник информации о ситуации (ФИО, должность, контактные данные)

Дата передачи дела куратору

Информация о сторонах

(ФИО, возраст, адрес, телефон, школа (место работы), класс)

Сторона конфликта

Сторна конфликта

Представитель

Представитель



(кем приходится, адрес, телефон)

Дата ситуации

Описание ситуации

Дополнительная информация для ведущего (медиатора)

Ведущий, принявший дело

Дата передачи дела ведущему

Примирительная встреча

Дата проведения встречи

Дата написания отчета

Не проведена (причина)
Вверх