Основы гигиены. Личная гигиена. Гигиея – богиня здоровья, дочь мудреца и врача Асклепия. Именем этой богини названа наука Гигиена, которая изучает влияние труда и быта. Какая наука получила название от богини здоровья

Важнейшей фигурой среди божественных детей Асклепия является его старшая дочь Гигиея - богиня здоровья. От ее имени произошло слово "гигиена". Иногда считают, что Гигиея, являлась дочерью реально существовавшего греческого врача Асклепия и была обожествлена вместе с ним. В ее обязанности входил уход за священными змеями храма Асклепия. По некоторым даным, почитание культа Гигиеи началось (ок. V в. до н. э.) независимо от культа Асклепия и только со временем эти культы объединились.

Греческий поэт Арифрон Сикионский (V-IV вв. до н. э.) написал гимн в честь Гигиеи:

О Здоровье, из богинь старше всех, Если б мне с тобою Прожить до конца своих дней И благою ты ко мне была бы... Лишь с тобой, о Здоровье благое, Цветет и блещет все и радость хариты несут, Счастливых нет людей на свете без тебя. (Перевод Ю. Ф. Шульца )

Обычно Гигиея сопровождает изображения бога врачевания, являясь частью его сущности. Она была больше, чем просто помощницей Асклепия. "Безупречная" богиня здоровья Гигиея, единственная из божественных дочерей Асклепия, наряду с ним и Аполлоном имела собственные жертвенные алтари. В дар ей приносили золотые серебряные волосы.

Место зарождения культа Гигиен считают Титанис (около Сикиона), затем Пелопоннес, где она всегда была богиней-попечительницей здоровья людей. В Афинах она олицетворяла чистый воздух и целебные источники. Культ богини Гигиеи пришел из Греции в Рим вместе с культом бога Асклепия (Эскулапа). До этого в Риме существовала своя богиня здоровья, символизировавшая здоровье и хорошее самочувствие; сначала ее называли Валетуда, а к концу периода Римской республики стали называть Салута (Здоровье). Богиня Салута, первоначально являвшаяся символом личного здоровья, со временем стала символом общественного благосостояния и благополучия. В ее честь в Риме на холме Квиринал около 307 г. до н. э. был сооружен храм.

Классический облик Гигиеи (стоящей, реже сидящей) дошел до нас в различных скульптурах и в изображениях на античных монетах, а также на медалях. Так, на некоторых русских наградных серебряных и бронзовых медалях XIX в., ежегодно выдававшихся студентам медико-хирургических академий Петербурга и Вильно "За успехи в науках", изображена сидящая Гигиея с чашей и змеей и имеется надпись: "Воспитаннику, подающему надежды быть хранителем народного здоровья". Вначале Гигиея изображалась сильной, зрелой женщиной, а позднее (с III в. до н. э.) - молодой девушкой в хитоне, иногда с посохом Асклепия в руках. Обычно ее символом была чаша, из которой она поит (или кормит) змею или жертвенных животных. По преданию, змея, поедающая (или пьющая) что-либо, служит счастливым предзнаменованием.

По древнегреческой мифологии, Гигиена – богиня здоровья, дочь мудреца и врача Асклепия. Ее именем названа наука , изучающая влияние условий жизни и труда на человека и разрабатывающая профилактические мероприятия для сохранения здоровья и долголетия. На древних изображениях богиня Гигиена обвитая змеей – символом мудрости и святости, чистоты и неприкосновенности. Змея кусает того, кто нарушает законы Гигиены. Дочь Асклепия-Эскулапа поддерживает законы здорового образа жизни и прививает своим поклонникам полезные привычки, которые приносят телу здоровье и долголетие.

Под личной гигиеной понимают совокупность гигиенических правил, способствующих укреплению и сохранению здоровья человека, увеличению продолжительности ее активной жизни.

Всем известна пословица: чистота - залог здоровья, в здоровом теле -здоровый дух. Приучать ребёнка к соблюдению личной гигиены начинают ещё в раннем возрасте, задолго до школы. Но сегодня мы будем говорить о личной гигиене младших школьников

Каждый из нас мечтает иметь красивые блестящие волосы, поскольку прическа - это доминирующий фактор нашего облика. Именно прической мы стараемся донести до окружающих некоторый эмоциональный посыл. К тому же, состояние волос - яркий показатель общего самочувствия. Волосы человека постоянно подвергаются различным неблагоприятным воздействиям. Атмосферные явления, пыль, грязь, всевозможные красители и химические препараты не лучшим образом влияют на состояние волос. Поэтому правильный уход за волосами (гигиена волос ) имеет исключительное значение и требует настойчивости и терпения.

Волос живет от нескольких месяцев и до нескольких лет, в зависимости от общего состояния организма и волосяного покрова. Средняя продолжительность жизни волоса - около пяти лет. После этого волос выпадает, а через несколько месяцев на его месте возникает другой. Нормой считается выпадение до 30 волос в день, а осенью и весной - до 100.

Различают четыре вида волос:


  • нормальные

  • жирные

  • сухие

  • смешанные (жирные у корней и сухие на концах).
Нормальные волосы блестят и пушатся, ухаживать за ними легко. Жирные - 1-2 дня после их мытья выглядят отлично, а затем блеск теряется. Сухие волосы после мытья трудно уложить, вид у них безжизненный, тусклый.

Полезным для соблюдения гигиены волос будет питание, богатое белками и витаминами, в первую очередь, группы В. При нормальных волосах рекомендуется употреблять нежирную рыбу, мясо курицы, бобовые и брюссельскую капусту. При жирных волосах не следует налегать на жирную и жареную пищу. Можно смело включить в рацион листовые овощи, свежие фрукты, салат, йогурт, а также пищу, приготовленную на гриле. При сухих волосах избегайте жареных блюд и исключите из рациона жирные сыры. Если у вас волосы смешанного типа, не увлекайтесь сливочным маслом и сыром, откажитесь от сильно прожаренной пищи. При появлении перхоти добавляйте в рацион больше продуктов с богатым содержанием витамина А.

Гигиене волос вредит их мытье жесткой водой, сильными щелочными средствами, химическая завивка, частая окраска, пребывание на солнце без головного убора.

Важной частью гигиены волос является частота их мытья, которая зависит от их типа, условий работы и отдыха, времени года. Поэтому трудно оговаривать однозначные сроки. Мойте волосы тогда, когда они загрязнены. Перед мытьем полезно расчесать их щеткой. Голову хорошо смочите теплой водой. Если вода жесткая, добавьте в нее немного пищевой соды. Небольшое количество шампуня разбавьте водой и нанесите на волосы, втирая массирующими движениями, понемногу добавляя воду для лучшего вспенивания. Если волосы очень грязные, промойте их шампунем еще раз. После ополаскивания нанесите на волосы бальзам - ополаскиватель и смойте его прохладной водой через 2-3 минуты. Не экономьте на хорошем кондиционере и не используйте гибриды "два в одном". Для придания волосам блеска добавьте в воду сок одного лимона, столовый уксус (столовую ложку на литр воды) или чайную заварку. Для ополаскивания используйте настои из березовых листьев, цветов ромашки или листьев крапивы: столовую ложку сухого измельченного сырья залейте стаканом кипятка, дайте настояться, пока не остынет, и процедите. Вытирая волосы полотенцем, не прилагайте больших усилий, лучше оберните полотенце вокруг головы и дождитесь их высыхания.

Гигиена волос предполагает тщательное расчесывание, которое улучшает кровообращение кожи головы и стимулирует выделение секрета сальными железами. Больше подойдет расческа с редкими зубьями. Она не будет вырывать спутанные волосы. А вот при перхоти применяйте расческу с частыми зубьями. Не рекомендуется использовать металлические расчески, так как они вызывают раздражение кожи.

Расчесывать волосы лучше щетинковой щеткой дважды в день в разных направлениях и от корней до кончиков. Мыть щетку нужно не менее раза в неделю теплой водой с мылом.

Ветер и солнце негативно влияют на волосы. Поэтому, соблюдая гигиену волос , пользуйтесь гелями, спреями и муссами для волос, блокирующими ультрафиолет.

И не забывайте каждые 6-8 недель посещать парикмахера.

Для лучшего роста волос нужно время от времени менять детские стрижки . Если кончики волос секутся, их срезают.

Вредны для волос горячая завивка, начес и частое смачивание водой. От высокой температуры при горячей завивке разрушается структура волос и их механические свойства, начес спутывает волос, затрудняет уход за ним, а частое смачивание водой способствует задержанию на волосах пыли, солей воды, вследствие чего он теряет эластичность, становятся ломкими.

Так же вредным является окрашивание волос, особенно любимыми подростками красками едких цветов. Важно зимой и летом носить головные уборы. Зимой, чтобы не нарушать питания вследствие переохлаждения, летом – чтобы предотвратить пересушивание.

Уходу за волосами необходимо уделять должное внимание, выбирая методы в зависимости от его типа – нормального, жирного и сухого.

Профилактика педикулеза

Наиболее подвержены педикулезу девочки с длинными волосами. Это связано с тем, что длинные волосы требуют более тщательного ухода. Так же за более длинные волосы вшам легче зацепиться.

Заражение происходит от больного ребенка к здоровому. Очень многие думают, что вши могут прыгать и перепрыгивать с головы больного ребенка к здоровому. Вши не прыгают, а только ползают, поэтому они могут только переползать с головы одного ребенка на голову другого. Такое очень часто происходит в пионерских лагерях, где кровати детей находятся достаточно близко друг к другу.

Перенос вшей от больного ребенка к здоровому происходит при использовании средств личной гигиены: расчески, полотенца, шапки, заколки, резинки, возможно стряхнуть вошь на голову приятеля во время активной подвижной игры.

Профилактика педикулеза очень проста. Необходимо соблюдать правила личной гигиены: ребенка нужно приучать, что расческа у него должна быть только своя, а для этого в доме у каждого должна быть своя расческа. Вы должны своим примером обучать ребенка. Так же дети должны понимать, что нельзя обмениваться головными уборами.

Очень важно после долго отсутствия ребенка дома без присмотра родителей (пионерские лагеря, санатории), необходимо тщательно осмотреть голову ребенка на предмет обнаружение живых вшей и гнид. Девочки, выходя на улицу, должны заплетать волосы, так как в общественном транспорте при тесном контакте возможно заражение педикулезом.

Богиней здоровья, дочерью врача и мудреца Асклепия была Гигиея. От ее имени и пошло науки гигиены, изучающей, как труд и быт влияет на здоровье человека.

Под гигиеной человека подразумевается чистота его жизни. Гигиею не зря изображали в виде змеи – это символизирует то, что богиня может укусить того, кто нарушит ее законы. Гигиея должна наблюдать за соблюдением законов ведения здорового образа жизни и прививать посредством гигиены полезные привычки всем, кто ей следует. Навыки, полученные от нее, приносят нам долгую жизнь и здоровье.

Личная гигиена - это совокупность правил гигиены, способствующих сохранению и укреплению человеческого здоровья, которое продлит активную часть жизни. Личная гигиена является неотъемлемой частью гигиены, в нее входят правила содержания в гигиене половых органов и полости рта, и пользования жилищем, бельем и обувью. Также туда включены вопросы, связанные с отдыхом и трудом, режимом питания и сна, а еще психогигиена.

Для того чтобы повысить сопротивляемость организма всевозможным отрицательным факторам, улучшить приспособление человека к внешней среде, нужно правильно питаться, закаливаться, заниматься физкультурой, регулярно делать зарядку, и принимать иные гигиенические меры. Если вы соблюдаете гигиенические правила - вы выполняете одно из основных условий, определяющих культуру человека.

Одежда и обувь. Одежда человека должна находиться в соответствии с климатическими условиями среды обитания, характером работы. Обувь должна быть изготовлена из натуральной кожи, ее форма подходить анатомо-физиологическим особенностям стопы.

Внутренняя гигиена. Многие ухаживают за своим внешним покровом, но забывают о желудке, кишечнике, легких, трахее, носоглотке, других полстях тела, не понимая, что они требуют такого же очищения, как зубы, ногти, волосы и кожа. А между тем человек использует аппарат своего тела всю жизнь. Допустим, вы ни разу не чистили кастрюлю, хотя варите в ней постоянно обед, и мотивируете это тем, что все равно варите в ней еду. Все бы решили, что вы – плохая ленивая хозяйка. А как же тогда ваш пищеварительный тракт, который служит таким же котлом для пищи, вы же тоже используете его не пару лет, а десятки? Гигиена дыхательных путей и гигиена пищеварительного тракта - обязательные составляющие личной гигиены, необходимые для профилактики многих болезней, происходящих из-за загрязнения данных каналов, через которые вы воспринимаете окружающее.

Психогигиеной называется раздел, который относится к гигиене социума и личной гигиене. Несколько психологических моментов относятся к здоровью и чистоте эмоций, мыслей и воображения, что определяется таким понятием, как душа или по-древнегречески – Психея. Проявление Психеи происходит через нервную и эндокринную систему человека, благодаря чему происходит выработка определенных веществ: кристаллов психической энергии и гормонов, регулирующих деятельность, которой занимается физический аппарат человека.

Гигиена - наука о здоровом образе жизни - в частной и общественной жизни греков имела большое значение и довольно рано стала считаться составной частью медицины. Так, врачебные гигиенические мероприятия включали ежедневные заботы о физическом здоровье, продолжительности сна, физических нагрузках, а также заботу о здоровье общества, о сохранности продаваемого продовольствия, водоснабжении, канализации, захоронении трупов и т.д.

В греческой мифологии персонификацией здоровья стала дочь и помощница бога Асклепия, внучка Аполлона Гигиея (Павс.V 20,3), от имени которой получила свое название медицинская дисциплина «гигиена». Считается, что Гигиея - богиня здоровья, или превентивной медицины, дарит здоровье людям от рождения, как дар богов, в то время как ее сестра Панацея избавляет от болезней. Греки изображали Гигиею в виде молодой и цветущей женщины в длинной одежде, со змеей в руках.

Из олимпийских богов, имеющих отношение к окружающей среде и здоровью, следует назвать Артемиду. Артемида - одна из главных богинь греческого Олимпа, дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона. По легенде, только появившись на свет, Артемида помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.

Культы богини очень разнообразны, имеют территориальные различия, а сама богиня имела большое количество местных прозвищ - Агротера, Ифигения, Кинтия, Лафрия, Орфия, Тавропола и многие другие.

Прежде всего, Артемида выступает как богиня природы, обнаруживая при этом отношение к животному и растительному миру. Действительно, исконная Артемида была божеством, отражающим в своем характере черты, имеющиеся в стадии первобытной религии: помогающая мужчинам на охоте и в рыбной ловле, а женщинам дающая быстрые и безболезненные роды.

В Беотии и частично в Аттике Артемида была очень популярна как покровительница брака и родов. Плутарх (Аристид 20) рассказывает, что у беотийцев и локров почиталась Артемида Евклея: ее алтарь и статуя стоят на каждом рынке, а перед вступлением в брак юноши и девушки приносят ей жертвы.

Эта функция Артемиды - быть покровительницей брака и родов - часто упоминается в греческой литературе и засвидетельствована ее культовыми прозвищами Лохейя, а также Илифья, под каковым именем она нередко отождествлялась с самостоятельным божеством деторождения Илифией. Ее изображали молодой женщиной с закутанной в плащ головой, но с обнаженными руками и с факелом (символом начала новой жизни младенца). Женщины призывали Артемиду и молили ее о благополучных родах. Хотя Еврипид говорит («Ифигения в Тавриде», 1466 сл.), что Артемиде посвящали одежды женщин, умерших при родах, инвентарь храма Артемиды Бравронии на Акрополе показывает, что ей посвящали одежды женщин в связи со счастливым исходом родов (IG II 1514 - 1516).

Артемида Куротрофос и Пайдотрофос, заботящаяся о физическом здоровье юношей и детей, в дошедших до нас источниках засвидетельствована плохо. В научной литературе имеется точка зрения, что детские одежды на Акрополе посвящали ей как покровительнице детей. Она имела храм в Мессении, который делила с Асклепием и Дионисом (Павс. 34,6). В Спарте в мае месяце на празднестве в честь Артемиды Корифалии кормилицы несли в храм богини грудных детей и молили богиню о защите и покровительстве.

Для этих функций Артемиды характерен также обряд приношения волос девушками перед вступлением в брак и юношами перед вступлением в зрелый возраст. В Афинах это посвящение юношей происходило на празднике апатурий.

Таким образом, многие из современных гигиенических мероприятий берут начало в античности, а проанализированные нами имена греческих богов являются фундаментальными понятиями для медицины, и в частности, для гигиены.

Врачевания был Асклепий. Обстоятельства его жизни известны благодаря многочисленным мифологическим источникам. В период расцвета античной Греции в стране существовало около 300 храмов Асклепия, где жрецы лечили своих соотечественников с помощью магических и эмпирических приемов.

Сын Аполлона

Существует несколько теорий о происхождении Асклепия. Согласно самой распространенной из них, бог врачевания был сыном Аполлона и нимфы Корониды. Другие источники называют матерью Арсиною, дочь Левкиппа. Нимфа Коронида была возлюбленной Аполлона, но, будучи беременной от бога, изменила ему со смертным человеком Исхием. На Олимпе решили покарать обоих. Исхия испепелило молнией. Изменщицу Корониду Аполлон поразил одной из своих солнечных стрел. Затем он сжег нимфу, предварительно выхватив из чрева младенца. Это и был бог врачевания Асклепий.

Аполлон отдал мальчика на воспитание кентавру Хирону. Он сильно отличался от большинства своих сородичей. Почти все кентавры были известны своим пьянством, буйством и нелюбовью к людям. Хирон же славился своей добротой и мудростью. Когда к нему на воспитание попал врачевания, кентавр жил на Пелионе - горе на юго-востоке Фессалии.

Обучение у Хирона

Хотя Асклепий известен как бог врачевания в Древней Греции, при рождении он не обладал никакими сверхспособностями. Его патрон Хирон начал обучать мальчика медицине, и вскоре тот добился удивительных успехов. В какой-то момент Асклепий в своем мастерстве даже превзошел мудрого кентавра. Он стал путешествовать по Греции и лечить людей, а жителей острова Кос даже обучил некоторым своим секретам (об этом в «Анналах» упоминает Тацит).

Асклепию поддавались и смертельные заболевания. Оттачивая свое искусство, Асклепий (бог врачевания в Древней Греции) научился воскрешать людей. Благодаря его помощи обычные жители Эллады обрели бессмертие. Секрет уникальной способности Асклепия заключался в крови Горгоны. Лекарь получил ее от богини войны Афины. Ферекид (один из самых почитаемых древнегреческих семи мудрецов) в своих трудах упоминал, что Асклепий воскресил всех жителей Дельф, где располагался храм его отца Аполлона.

Гибель

Когда Асклепий - бог врачевания у греков - начал массово воскрешать смертных, его ритуалы вызвали негодование у остальных богов. Живший на краю света Танатос, ставший для эллинов олицетворением смерти, отправился с жалобой на происходящее к главному олимпийцу Зевсу. Воскрешения нарушали мировой порядок. Получив бессмертие, обычные люди перестали отличаться от богов. Такой поворот событий не нравился большинству олимпийцев. Боги жаждали кары.

После некоторых раздумий Зевс решил наказать Асклепия. Древний бог врачевания был поражен молнией громовержца. Аполлон, узнав о гибели сына, пришел в ярость. Он не мог отомстить могущественному Зевсу и вместо этого атаковал циклопов, выковавших для того молнии. В результате все эти одноглазые существа были перебиты.

До сего момента Асклепий все еще считался смертным. Погибнув от молнии Зевса, он попал к духам судьбы мойрам. Именно они определяли момент рождения и смерти каждого человека. После гибели Асклепия они решили вернуть его к жизни. Так воскрешенный сын Аполлона стал богом. Позже общие биографические черты унаследовал римский аналог Асклепия - древнеримский бог врачевания Эскулапий.

Посох Асклепия

В любой мифологии боги-покровители врачевания обладают собственными легко узнаваемыми символами. У Асклепия таким знаком стал его посох, обвитый змеей. От древних греков этот образ перешел к римлянам, а затем распространился на большую часть человеческой цивилизации. Сегодня посох Асклепия - международный

Его история связана с одним из мифов о боге врачевания. Согласно легенде, Асклепий прибыл на Крит, чтобы воскресить сына знаменитого царя Миноса. Идя по дороге, он наткнулся на змею. Животное обвило посох, и Асклепий, не медля ни секунды, убил его. Тут же появилась вторая змея с травой во рту, с помощью которой она чудесным образом воскресила первую. Удивленный Асклепийи стал искать чудодейственное лекарство и через некоторое время нашел его. С тех пор бог врачевания у древних греков всегда имел под рукой снадобье, изготовленное из критской травы. Посох Асклепия традиционно изображается в виде обвитой змеей деревянной палки.

В современной медицине влияние эллинской мифологии отразилось не только в виде графических символов. Значительная часть врачебных терминов имеет корни, относящиеся к древнегреческому прошлому. Истоки традиционных врачебных приемов впервые появились в литературе, написанной именно на этом античном языке. Еще важнее для современной международной медицины латынь, однако большей частью своих знаний римляне были обязаны как раз грекам.

Культ

Как и любой другой древнегреческий культ, культ Асклепия был особенно популярен в определенном регионе страны. С наибольшим рвением это божество почитали в Эпидавре - городе, расположенном на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Сегодня на его месте остались лишь руины древнего театра и, что особенно важно, храмов Асклепия. Там же находились бассейны с целительными термальными водами. Они скрывались в подземелье храма, построенного в V веке до н. э. знаменитым архитектором Поликлетом Младшим. Святилища Асклепия чаще всего строились на месте минеральных источников и отличавшихся целебным воздухом кипарисовых рощ. На раскопках в Эпидавре были обнаружены руины колонн, на стелах которых были высечены описания счастливых случаев исцеления больных. Кроме того, святилище оказалось наполнено редкими артефактами - сделанными из золота, серебра и мрамора изображениями вылеченных частей тела (рук, ног, сердец, глаз и ушей). Они доставались храму в качестве платы за услуги.

Святилища Асклепия существовали согласно своду сакральных правил. К примеру, в них нельзя было умирать. Из-за этого неизлечимо больных (даже прибывших с другого конца страны) в храм не пускали. Не имели права войти внутрь и роженицы. Жрецы Асклепия руководились жесткими принципами. Для них лечение было не медицинской услугой, а, скорее, правила которого сложились согласно строго оговоренному каноническому обряду. В частности, правила предписывали исключать из святилища все, что связано с рождением и смертью. Другая важная особенность храма Асклепия - соблюдение кристальной чистоты. Каждый новоприбывший должен был в первую очередь помыться в источнике.

Первые святилища в честь Асклепия, асклепейдоны, появились в Греции в VI-IV вв. до н. э. Помимо Эпидавра и Коса, центром медицины была еще и фессалийская Трикка. Всего в источниках античных авторов историки обнаружили свидетельства о более чем 300 святилищах Асклепия, разбросанных по всей Древней Греции. По сравнению с современными медицинскими учреждениями, они были скорее лечебными санаториями, а не больницами. В храмах сочетались как магические, так и светские приемы лечения. В древнегреческой медицине эти две школы не противопоставлялись друг другу. Например, если в храм Асклепия попадал особенно тяжелый больной, жрецы могли проконсультироваться со своими светскими коллегами, не работавшими в святилищах.

Жрецы

Античный бог медицины и врачевания имел собственных жрецов, принимавших пациентов-соотечественников. За исцелением к ним люди прибывали со всех концов Эллады. Здоровье у древних греков ассоциировалось со спортом, поэтом все тот же Эпидавр славился своим стадионом, гимнасием и соревнованиями, посвященными Асклепию. Там же находились храмы его дочери Гигиеи, Афродиты, Артемиды и Фемиды. Обряды лечения сопровождались жертвоприношениями животных (чаще всего петухов), поэтому обязательным атрибутом любого святилища был крупный жертвенник.

Бог врачевания обзавелся своим культом приблизительно в VII веке до н. э. Историки считают, что у этого мифологического персонажа был реально существовавший прообраз - ставший легендарным во время Троянской войны врач с точно таким же именем - Асклепий. Более того, он являлся еще и царем Фессалии, а также создателем собственной семейной врачебной школы.

Древнегреческое медицинское образование имело некоторые общие черты с современным. Археологами и историками доказано, что настоящие врачебные школы имели место в Пергаме и на Косе. На службу в храм допускались давшие священную клятву и приобщившиеся к сообществу асклепиадов. Впервые этот термин появился в древнегреческой литературе в VI веке до н. э.

Древнегреческая медицина

Врачевание в храмах сочетало магические и эмпирические приемы. Самыми распространенными средствами лечения стали лекарства, водные источники и гимнастические упражнения. Обряд священного врачевания каждый раз заканчивался ритуалом инкубации, проводившимся в длинной галерее вдоль стен храма, куда попасть можно было только со специального разрешения. Жрецы с помощью наркотических веществ и приемов гипноза вводили больных в состояние искусственного сна. Ритуал был знаменит театральными представлениями (явлением священных змей или даже самого бога).

В 430 году до н. э. Грецию поразила страшная чума, унесшая тысячи жизней. Традиционная медицина оказалась бессильной перед эпидемией, поэтому население стало все больше уделять внимание всевозможным магическим практикам. Тогда же священная змея Асклепия была перенесена из Эпидавра в Афины, где в Акрополе построили новый храм. Культ бога врачевания засиял с небывалой силой. Религиозные ритуалы приносили жрецам Асклепия колоссальные доходы. Античные храмы этого бога отличались выдающимся богатством своего убранства.

Любопытно, что далеко не все греки относились к инкубации и выдумкам жрецов с религиозным пиететом. В известной комедии «Плутос» (388 год до н. э.) автор Аристофан повествует о многочисленных горьких разочарованиях в эффективности ритуала магического сна.

Место Асклепия в древнегреческом пантеоне

Мифологический образ Асклепия со всеми его характерными атрибутами имеет определенные корни. Бог врачевания Греции часто ассоциировался с хтонической змеей-целительницей. Во всем древнем мире это животное почиталось как символ обновления, мудрости и могущества природных сил.

Другая сторона образа Асклепия - его принадлежность к поколению детей богов (героев), посягнувших на установление нового миропорядка. Целитель научился воскрешать мертвых, тем самым нарушив мировой баланс. Правила, установленные олимпийцами, оказались под угрозой, и именно за это Асклепий и поплатился. Бог врачевания своей судьбой напоминает других героев, бунтовавших против своих всесильных родителей.

У каждого бога древнегреческого пантеона было свое «хозяйство». Хотя с врачеванием ассоциируется именно Асклепий, некоторые его функции характерны и для других олимпийцев. Сестра Аполлона Артемида была не только владычицей зверей и покровительницей охоты, она почиталась еще и как защитница рожениц, детей и женского целомудрия. Супруга Зевса Гера заботилась о браке и хорошем самочувствии семьи. Приблизительно с этим же связана Гестия - богиня домашнего очага, счастья и здоровья. Нельзя не вспомнить и о Гипносе. Этот бог, живший на краю света, следил за полноценным и здоровым сном людей.

Семья и потомки

По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос Меропса. В античную эпоху это место превратилось в один из важнейших центров античной медицины.

У Асклепия было несколько детей, также ставших известными персонажами древнегреческих мифов. Бог врачевания являлся отцом Махаона - знаменитого врача и хирурга. Считается, что он даже участвовал в Троянской войне и привел за собой 20 кораблей. Махаон не только сражался на стороне греков (ахейцев), но и лечил раненых. Хирург помог знаменитому лучнику Филоктету, укушенному ядовитой змеей. Рана была ужасной, из ноги сочился гной. Осаждавшие Трою тем временем все никак не могли взять город. Они крайне нуждались в своем лучшем стрелке. Тогда греков выручили боги. Аполлон погрузил Троянский берег в магический сон, а его внук Махаон прооперировал Филоктета. Позже выздоровевший лучник убил Париса и в компании своих товарищей спрятался в Троянском коне, с помощью которого ахейцы все-таки захватили неприступный город. С подачи биолога Карла Линнея распространенное семейство бабочек получило название Махаон именно в честь сына Асклепия.

Старшая дочь бога врачевания Гигиея - богиня здоровья. Греки изображали ее в виде молодой женщины, кормящей из чаши змею. По имени Гигиеи названа научная дисциплина гигиена. Кроме того, символы чаши и змеи стали международными атрибутами медицины и фармации. Сосуд Гигиеи можно встретить в любой аптеке и больнице. Как и древнегреческий бог врачевания, он связан со змеей - традиционным хтоническим существом древнегреческой мифологии. Сосуд Гигиеи вновь стал известен европейцам в конце XVIII века, когда этот символ выгравировали на памятной монете, заказчиком которой было Парижское общество фармации.

Следующая дочь Асклепия - Панакея, ставшая олицетворением исцеления. По ее имени названа панацея - легендарное лекарство от любых болезней. Интерес к чудодействующему снадобью вновь возрос в Средние века. Европейские алхимики той эпохи пользовались античными источниками, пытаясь синтезировать эту неведомую вакцину. Панацею так никто и не нашел, но фразеологизм сохранился. Другие менее известные дочери Асклепия - Иасо, Аглея, Медитрина и Акесо. Все они обучались искусству врачевания у своего мудрого отца.

Бог врачевания в древнегреческой мифологии считался далеким предком многих знаменитых античных врачей, существование которых подтверждено документально. Потомком Асклепия был Гиппократ (он родился на Косе в 460 году до н. э.) и даже Аристотель (его отец работал придворным лекарем у македонского царя).

Эскулапий

В 293 году до н. э. в Риме вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди гибли сотнями, а власти города ничего не могли поделать со страшной природной напастью. Тогда римские мудрецы посоветовали построить на берегах Тибра святилище древнегреческого бога врачевания Асклепия.

В Эпидавр отправилось пышное посольство. Римлянам удалось найти общий язык со жрецами древнего божества. Когда гости возвращались на свой корабль, за ними последовала священная храмовая змея - символ и олицетворение Асклепия. Животное поселили на расположенном в черте Рима небольшом Тибрском острове (Тиберине). В 291 году до н. э. на этом клочке земли построили и освятили храм Асклепия. Бог врачевания в римской мифологии получил имя Эскулапа. Первое время его жрецами в Риме были эллины. Как и многие другие боги пантеона Вечного города, Эскулап позаимствовал множество черт у своего греческого предшественника. К примеру, в жертву ему точно так же приносили петухов. Бог врачевания у римлян пользовался особенной популярностью в народе. Его культ исчез одним из последних после принятия Римской империей христианства.

Вверх