Профессии связанные с робототехникой. Инженер-робототехник, инженер-мехатроник, мобильный робототехник. Какие конструкторы выбрать

Часто задумываются, что будет, когда двери учебного заведения для них закроются. Есть вы вообще смысл работать за маленькую зарплату в лаборатории какого-нибудь университета? Сегодня нельзя точно сказать, сможете ли вы найти достойную работу после окончания учебы. Иногда работать в вузе - это один из самых правильных вариантов. Но есть и другие интересные профессии .

Занимается монтажом, запуском, диагностикой оборудования. Проводит техническое обслуживание, ремонт оборудования в оперативных и гарантийных случаях. Оказывает техническую поддержку, консультирует клиентов, проводит технические семинары и обучает клиентов.

3. Педагог по направлению « »

Обучение может производиться в рамках школьной программы, а также в вузах. Такой специалист может преподавать на подготовительных курсах, проводить занятия с продвинутыми детьми по предмету, преподавать на дополнительных курсах по направлению «Робототехника».

Наиболее востребованные профессии - визуализатор и модельер. Первый является специалистом высокого класса в сфере трехмерной графики. Сегодня визуализаторы чаще всего занимаются архитектурно-строительными проектами, принимают участие в процессе архитектурной 3D-визуализации. Архитектурные визуализаторы создают экстерьеры и интерьеры зданий, которые проектируют. В итоге визуализатор должен представить готовую картинку. Профессия 3D-модельера становится все более привлекательной для творческих людей. Часто ею интересуются художники, архитекторы и скульпторы.

Оператор дронов

Дроны — беспилотные летательные аппараты. Они могут доставлять грузы в труднодоступные регионы, наблюдать за лесными пожарами и наводнениями, измерять показатели загрязненности воздуха в мегаполисах.

Оператор дронов дистанционно управляет полетом дрона с помощью специальных программ: прокладывает маршрут, следит за ходом полета, получает и обрабатывает данные с датчиков.

3арплата: 40 000 — 120 000 руб.

Проектировщик медицинских роботов

Робототехник

В современном мире роботы проникают во все сферы жизни человека, поэтому профессия робототехника является одной из наиболее востребованных: активно развивается строительная, промышленная, бытовая, авиационная и экстремальная (военная, космическая, подводная) робототехника.

Зарплата: 45 000 — 150 000 руб.

Механик электромобилей

Зарплата: 50 000 — 150 000 руб.

Электромобиль Tesla Model S. Фото: gangis khan/Фотодом/shutterstock

Инженер-электронщик (беспилотные электромобили)

Беспилотные автомобили самостоятельно управляют своим движением.

Ранняя профориентация: кому и зачем она нужна

История московского школьника Максима Смирнова, который на курсах "ПОЛИЦЕНТ" разработал проект перчатки для сурдоперевода, победил с ним во многих конкурсах, а теперь - в его 17 лет - стал членом команды Intel, - повод задуматься тем родителям, которые думают о перспективах профессионального будущего своего ребенка. Попытка уже сейчас предсказать, какие профессии будут востребованы в ближайшие 10-15 лет, и, исходя из этих данных, заранее помочь своему ребенку с выбором профессии, имеет под собой разумное основание.

Согласно последним исследованиям учёных Оксфордского университета, в ближайшие 10-20 лет ряд популярных нынче профессий или исчезнут, или этой работой займется искусственный интеллект. Роботы заменят нас в таких профессиях, как солдат, врач, риелтор, учитель. Получается, с техникой надо быть на «ты». И дети школьного возраста смело осваивают язык общения с роботами. Эксперты этой сферы дополнительного образования подтверждают: за робототехникой - большое будущее.

Разумеется, техническое творчество менее популярно, чем спорт и искусство (пожалуй, в 6-7 раз), тем не менее Образовательная Робототехника, как значимый предмет из блока технической направленности дополнительного образования, востребовано и актуально, подчеркивает Тимофей Асмолов, научный руководитель Объединения детских центров технического творчества Polycent, кандидат технических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования 2015.

«Если в начале нулевых в России робототехникой занималось не более 200 школьников (студентов в расчет не берем), то в 2007 году - таких желающих было уже порядка 1000, в 2010 - около 2000 детей. А дальше пошел рост интереса в разы: в 2012 году уже 10 тысяч российских школьников увлеклись робототехникой, в 2013 году их было 25 тысяч, в 2014-м - 50 тысяч. На данный момент предположительно более 60 тысяч детей занимаются робототехникой в том или ином виде, из них около 20 тысяч - в Москве», - такие цифры приводит Тимофей Асмолов.

Желание заниматься изъявляют больше всего дети 8-9 лет, таковых 35 процентов. По 25 процентов приходится на ребят 6-7 лет и 10-11 лет, еще 10 процентов занимающихся робототехникой - школьники 12-13 лет, и еще 5 процентов - это подростки старше 14 лет.

Это учеба или игра?

Тимофей Асмолов считает, что подобные проекты действительно способны пробудить в ребенке тягу к программированию и инженерии, но все же робототехника робототехнике рознь: «Бывает, в торгово-развлекательном центре ребенку дают возможность управлять роботом, нажимая кнопки на пульте - утверждая, что он занимается робототехникой. Или, например, сейчас часто слышны предложения "робототехника для детского сада". Забывая о том, что два обязательных компонента образовательной робототехники - это программирование и конструирование. Конечно, все дети разные, но раньше 5,5 лет ребенок вряд ли сможет самостоятельно заниматься программированием, даже "визуальным". И для детей младшей школы важная роль на занятии отводится психологии. 6-летний ребенок не только должен сконструировать - по заданной схеме - и запрограммировать льва, например, но и рассказать об особенностях своего творения, его навыках, среде обитания и прочее».

Задача хорошего центра (или преподавателя, родителя), считает Тимофей Асмолов, - «создать мотивирующую интерактивную среду, куда надо очень аккуратно "поместить" ребенка». «И если говорить о "подстрекательстве" к программированию и развитию инженерных навыков, то и с 6-летним ребенком достаточно мотивационных инструментов. Поэтому, несмотря на то, что для детей до 10 лет "игры" на занятиях больше, с точки зрения ранней мотивации это очень благодатный возраст».

Заглянем в будущее

Тимофей Асмолов уверен, что робототехника в первую очередь дает навыки - особенно если речь идет о младших школьниках (а это больший сегмент): умение работать в команде, системное мышление, креативность. «Конечно, есть примеры, когда в 9 лет ребенок успешно программирует, но и Моцарт в 4 года начал выступать. Это все же редкость», - полагает Тимофей Асмолов. Но навыки эти, безусловно, полезны. Кто знает, возможно сегодняшний 9-летний ребенок будет работать разработчиком, проектировщиком наборов образовательной робототехники уже через 10 лет. Пока мы можем это только предполагать.

А вот начиная с 10 лет дети могут перейти с модульной робототехники (типа Lego) на творческую. «Разумеется, когда речь идет о том, что ребенок сам проектирует, "травит" плату, выпиливает корпус, работает с элементной базой, создает необходимые детали на 3D-принтере, программирует микроконтроллер - количество развиваемых навыков hardskills и, как следствие, вариантов возможных профессий инженерной направленности существенно возрастает. Ну а если ребенок, занимаясь модульной робототехникой, пишет программы на высокоуровневых языках программирования (работая, например, с конструкторами Bioloid или National instruments), ему будет легко освоить профессию программиста любой направленности», - поясняет Тимофей Асмолов.

Конкурентное преимущество, которое можно дать ребенку уже сейчас

«У нас мног о историй успеха, одна из самых ярких - история Максима Смирнова из Москвы (сейчас ему 17 лет), - рассказывает Тимофей Асмолов, - который в энергетическом лагере Nrj-Camp (один из лагерей проекта Polycent) разработал проект "Перчатка для сурдоперевода", с которым сначала выиграл Всероссийский конкурс "Ученые Будущего", потом занял призовое место на Азиатском конкурсе и в прошлом году представлял Россию на всемирном конкурсе в США. Сейчас Максим является членом команды Intel. Уверен, высокотехнологичное будущее и интересная профессия ему обеспечены».

Робототехник (чешск. robot, от robota – подневольный труд и rob – раб) – занимается разработкой роботов и их обслуживанием.

Особенности профессии

Робототехника является прикладной научной отраслью, ориентированной на создание роботов и автоматизированных технических систем (РТС). Роботостроение – процесс, который по аналогии с машиностроением, создает роботов, особенно на участках, где человеку работать трудно, опасно и где требуется нечеловеческая точность исполнения задачи.

Универсальных роботов, способных выполнять любые задачи пока не существует. Поэтому по специализации робототехника делится на: строительную, промышленную, военную, подводную, авиационную и космическую. Могут быть роботы-помощники, игровые роботы и т.д.

Работать робот может под управлением оператора или по заранее разработанной программе. Роботов способных мыслить самостоятельно, имеющих собственное мышление, мотивацию, мировоззрение и эмоциональный мир пока не существует.

Близкой к робототехнике дисциплиной является мехатроника (иногда так называют электромеханику). Область ее деятельности — приборы и системы, способные выполнять конкретные задачи: заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства и современная офисная техника.
Созданием роботов занимается инженер-робототехник, а их управлением, ремонтом и т.д. – робототехник, специализирующийся на обслуживании.

Основой современной робототехники являются электроника, механика и программирование.

Необходимые качества робототехника

Данная профессия основана на точных науках и инженерных навыках, а значит, робототехнику требуются аналитический склад ума, богатое воображение и хорошо организованное мышление. Будучи универсальным специалистом (инженером, кибернетиком, программистом) робототехнику необходимы знания программирования, механики, теорий автоматического управления и проектирования автоматических систем, а также умение работать руками и навыки конструирования.

Также нужны:

– наблюдательность;
– интерес к технике, исследованиям и экспериментам;
– развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
– умение творчески подходить к работе и быстро находить выход из различных ситуаций;
– поиск и генерация новых идей;
– понимание работы механизмов и технологических процессов;
– умение работать с большими объемами информации.

Где может работать робототехник?

Местом работы могут быть компании, специализирующиеся на роботостроении, конструкторские бюро, научно-исследовательские центры (медицинские, авиационные, космические, по нефтедобыче и т.д.).

Робототехник (Чешск. robot, от robota - подневольный труд и rob - раб) — специалист по разработке роботов и их обслуживанию. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика, черчение и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Робототехника (роботехника) - это прикладная научная отрасль, посвященная созданию роботов и автоматизированных технических систем. Такие системы также называют робототехническими системами (РТС). Ещё одно название - роботостроение. Так называют процесс создания роботов, по аналогии с машиностроением. Роботы особенно нужны там, где человеку работать слишком тяжело или опасно, и там, где каждое действие должно выполняться с нечеловеческой точностью. Например, робот может взять пробы грунта на Марсе, обезвредить взрывное устройство или провести точную сборку прибора.

Конечно, для каждого вида работы нужен специальный робот. Роботов-универсалов пока не существует. Всю робототехнику можно разделить на промышленную, строительную, авиационную, космическую, подводную, военную. Кроме этого существуют роботы-помощники, роботы для игр и т.д.

Робот может работать по заранее разработанной программе либо под управлением оператора. Роботов с самостоятельным мышлением и мотивацией, со своим эмоциональным миром и мировоззрением пока тоже нет. Оно и к лучшему.

Робототехника находится в родстве с мехатроникой.

Мехатроника - это дисциплина, посвящённая созданию и эксплуатации машин и систем с программным управлением. Часто мехатроникой называют электромеханику и наоборот.

К мехатронике относятся заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства, современная офисная техника и пр. Иными словами, приборы и системы, предназначенные для выполнения какой-то конкретной задачи. Например, задача офисного принтера - печать документов.

А что такое робот по своей сути?

Как видно из самого названия, робот изначально представлялся как подобие человека. Но прагматизм берёт верх. И чаще всего роботу отводится роль технического приспособления, для которого внешность не имеет большого значения. По крайней мере, промышленные роботы на людей совсем не похожи.

Однако у роботов есть признак, который объединяет их со всеми живыми существами - движение. И способ движения порой довольно чётко копирует то, что встречается в природе. Например, робот может летать, подобно стрекозе, бегать по стене, словно ящерица, ходить по земле, словно человек и пр.

(См. ролик внизу страницы.)

С другой стороны, некоторые роботы специально рассчитаны на душевный отклик людей. Например, роботы-собаки скрашивают жизнь людям, у которых нет времени на настоящую собаку. А плюшевые «младенцы» облегчают депрессию.

Не за горами то время, когда среди прочей бытовой техники у нас появятся роботы, помогающие по хозяйству. Лично я предпочла бы слугу в виде улыбчивого пластикового кокона на колёсах. Но кому-то наверняка захочется, чтобы их роботы-мажордомы были как настоящие люди. В этом направлении уже сделаны потрясающие успехи.

Создание робота - это то, чем занимается робототехник . Точнее, инженер-робототехник . Он исходит из того, какие задачи робот будет решать, продумывает механику, электронную часть, программирует его действия. Такая работа - не для одиночки-изобретателя, инженеры-робототехники работают в команде.

Но робота нужно не только изобрести и разработать. Его нужно обслуживать: управлять работой, следить за «самочувствием» и ремонтировать. Этим также занимается робототехник, но специализирующийся на обслуживании.

В основе современной робототехники находятся механика, электроника и программирование. Но, как подсказывают фантасты, со временем для изготовления роботов будут широко использовать био- и нанотехнологи. В результате получится киборг, т.е. кибернетический организм - что-то среднее между живым человеком и роботом. Чтобы не слишком радоваться по этому поводу, можно посмотреть фильм «Терминатор», любую его часть.

Начало истории роботов

Слово «робот» придумал Карел Чапек в 1920 г. и использовал его в своей пьесе «R.U.R.» («Россумские Универсальные Роботы»). Позже, в 1941 г., Айзек Азимов использовал слово «робототехника» в научно-фантастическом рассказе «Лжец».

Но видимо, одним из первых робототехников в истории человечества можно считать арабского изобретателя Аль-Джазари, жившего в XII веке. Остались свидетельства, что он создал механических музыкантов, которые развлекали публику, играя на арфе, флейте и бубнах. Леонардо да Винчи, живший в XV-XVI веках, оставил после себя чертежи механического рыцаря, способного двигать руками и ногами, открывать забрало своего шлема. Но эти выдающиеся изобретатели вряд ли могли представить, каких вершин достигнут технологии через несколько столетий.

Обучение на Робототехника

Чтобы стать робототехником, нужно получить высшее образование по направлению «мехатроника и робототехника». В частности, к этому направлению относится специальность «роботы и робототехнические системы». Высшее образование даёт квалификацию «инженер».

На этом курсе можно получить профессию специалиста по мехатронике и робототехнике за 3 месяца и 10 000 руб.
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Рабочее место

Робототехники работают в конструкторских бюро авиации и космонавтики. Например, в НПО им. С.А.Лавочкина. В научно-исследовательских центрах разной направленности (космос, медицина, нефтедобыча и пр.). В компаниях, специализирующихся на роботостроении.

Оплата труда

Зарплата на 26.08.2019

Россия 20000—70000 ₽

Важные качества

Профессия робототехник предполагает интерес к точным наукам и инженерному делу, аналитический склад ума, хорошо структурированное мышление в сочетании с богатым воображением.

Знания и навыки

По существу, робототехник - это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице. Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования автоматических систем. Очень важны навыки конструирования, умение работать руками, например, пользоваться паяльником.

Вверх