Конкурсы на рождественской каникулы. Игровые конкурсы на тему: "Рождество". Путешествие с водой

Все ближе и ближе праздник Рождества Христова.

Вы уже, наверное, выбрали пьесу для рождественской школьной или семейной постановки; дети уже учат песни, колядки и стихи к елке. Организаторам же праздника надо продумать еще и ту его часть, в которой смогут активно поучаствовать все, и подготовить к утреннику игры.

Сегодня мы предлагаем вам подборку игр (их без труда можно провести в помещении). Игры помогут сделать детский праздник веселым, непринужденным и наполнить ребячий досуг содержательной деятельностью.

Метелица

Начнем с сюжетной малоподвижной игры “Метелица”. Это своеобразная игра-сценка для детей дошкольного возраста. До праздника ее еще можно разучить с ребятами.

По считалке выбираются Метелица, Морозец и Тучка. А остальные ребята – кто Снежинки, кто Кустики. Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и задумчиво останавливается.

К ней подходит Морозец и спрашивает:

– Метелица, красавица,

Ты что невесела?

Метелица отвечает:

– Погода мне не нравится –

Морозна и светла.

– А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.

Метелица, повеселев, отвечает:

– Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду! –

В это время из круга выходит Тучка.

– А вон и Тучка стелется!..

И Тучка нежно, как будто издали ей говорит:

– Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся –
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!

Тут выбегают Снежинки, а Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте.

Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет под русскую народную мелодию.

Все поют:

– Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!

Потом Снежинки растягиваются в шеренгу, берутся за руки и идут к Кустикам, приговаривая:

– Посмотрите, кустики!
Кустики!

Возвращаются (пятятся) назад, говоря:

– В самом деле кустики,
Кустики!

Опять идут стеной:

– Тут их раньше не было,
Не было!

Снова пятятся:

– Право слово, не было,
Не было!

Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, приговаривая:

– Мы густые кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!

Теперь снова начинают двигаться Снежинки:

– Вы зачем посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?

Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок, говоря:

– Чтоб Снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!

Кто первым выскользнет из круга, тот – Метелица в новой игре!

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая: когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать: “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко: кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться:

Вот и праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит:
На ветвях ее висит:
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?..

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку). Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры. После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры. Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать: “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят: какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз), как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно: в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары, вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем: “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

Отгадай пословицу

В отсутствие водящего задумывают какую-нибудь пословицу. Слова этой пословицы раздаются по одному всем играющим. (Если всем не хватит, одно слово могут представлять двое ребят.) Играющие рассаживаются по порядку слов.

Водящий возвращается и начинает задавать вопросы. В ответах, которые будут давать играющие, должно содержаться слово из загаданной пословицы – в той же форме, в какой оно стоит там (в том же падеже, числе и т.д.); предлоги, союзы и частицы отдельно не называются, только со значащими словами.

Бывает, что водящий отгадывает пословицу быстро, после первого же или второго ответа. Но бывает иначе: все ответы получены, а пословица так и осталась неотгаданной. Тогда водящего вновь отправляют из комнаты и задумывают новую пословицу: ему придется отгадывать еще раз. Ну а если пословица отгадана, следующим водить будет тот, после чьего ответа это случилось (видно, он плохо замаскировал свое слово).

Примечание. Ответ может состоять из нескольких фраз (но не более, допустим, трех), поскольку часто бывает, что в одной фразе слово просто невозможно спрятать.

Кузовок
(Из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок...” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).

По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Почта

Дети выбирают по жребию почтальона, ставят его в середине комнаты, а сами садятся вокруг, называясь именами разных городов. Почтальон подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:

– Нет ли писем?
– Есть, – отвечает ему играющий.
– Какие?
– А вот в Рим, чтобы выслали оттуда рыбы, рябины, раков, рису.

Словом, следует произнести названия нескольких товаров, начинающиеся с той же буквы, что и название города, в который посылается письмо. Почтальон должен, не перепутав, повторить письмо, подойдя к Риму, то есть к играющему, назвавшемуся именем этого города.

– Хорошо, – отвечает Рим, – теперь отправьте, пожалуйста, письмо в Берлин, я посылаю туда заказ на булки, баклажаны, банты и бусы.

Все это говорится быстро, иначе платится фант; почтальона штрафуют, когда он перепутает послание. Остановки и обдумывание не допускаются.

Веселые художники

В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. К доске или большому планшету, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской елки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (или закрепить на планшетах два ватманских листа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху), и в том же порядке клетки пронумеровать.

По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках своих квадратов под номером 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце. Затем бегут вторые номера и в клетках с номером 2 срисовывают то, что на образце помещено в этой же клетке; и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.

Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получится более аккуратным, похожим.

Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет ведущий (сначала, допустим, в пятой, потом в первой, девятой и т.д.).

Цели:

  • познакомить с традициями и обычаями празднования Рождества;
  • приобщать к культуре русского народа;
  • развитие мыслительных навыков учащихся;
  • совершенствование умений работать самостоятельно и в команде.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие! Сегодня мы отмечаем праздник – Рождество. К нам приехал гость из Англии и расскажет нам, как они празднуют Рождество.

Гость из Англии: Рождество – это христианский праздник, в который отмечается рождение Иисуса Христа. Рождество в Англии мы отмечаем 25 декабря. А как же вы готовитесь к празднику Рождество?
– Мы украшаем дома, развешиваем гирлянды, украшаем рождественскую елку. Дети вешают на камин или на край кровати рождественский чулок, чтобы Санта-Клаус наполнил его подарками. Любим петь рождественские песни (поет песню). Мы собираемся на главной площади, чтобы под бой курантов «Биг-Бен» встретить Рождество. 25 декабря, когда все подарки распакованы, мы направляемся в церковь и после нее собираемся за праздничным столом. Один ребенок тоже вкратце рассказывает, как встречают Рождество в России.
– Большое спасибо вам. Было очень интересно узнать, как вы празднуете Рождество. Какой праздник обходится без игр. Дети, давайте сейчас поиграем все дружно в рождественские игры. Вы согласны?
Разделите две звезды на шесть частей. Разделите группу на две команды. По очереди задавайте каждой команде вопросы, связанные с Рождеством. Если ответ правильный, один из членов команды может подойти к доске и прикрепить часть звезды. Побеждает команда, которая первая соберет свою звезду.

Вопросы:

1. Когда мы отмечаем Рождество? (7 января.)
2. Что обычно люди кладут под елку? (Подарки.)
3. Сколько букв в слове "РОЖДЕСТВО"? (Девять.)
4. Как звали Младенца, день рождения которого мы отмечаем на Рождество? (Иисус.)
5. Почему на рождественских открытках часто изображены животные? (Потому что Иисус Христос родился в хлеву.)
6. Как звали Маму Иисуса Христа? (Мария.)
7. Кому сказали Ангелы, что родился Спаситель? (Пастухам.)
8. Как мудрецы узнали, что родился новый Царь? (Они увидели новую звезду на небе.)
9. Как называется город, в котором родился Иисус? (Вифлеем.)
10. В какой книге рассказывается правдивая история о Рождестве? (Библия.)
11. Назовите один из подарков, которые подарили Младенцу мудрецы. (Золото, ладан или смирна.)
12. На чем путешествовали мудрецы? (На верблюдах.)
13. Для чего Иосиф и Мария пришли в Вифлеем? (Чтобы пройти перепись.)

Конкурс «Новые одежды» (конкурс на Рождество)

Этот конкурс можно провести на праздновании Рождества. Ведущая говорит, что Рождество принято встречать в новой одежде. Затем участникам раздается какая-нибудь заранее приготовленная забавная одежда (кому-то на пару размеров побольше, кому-то наоборот). И участники должны надеть эту одежду на себя за минимальное время. Кто наденет быстрее и при этом будет забавнее всех выглядеть, тот и выиграет.

Колядки для колядовщиков

Колядка (от латинского «календы» - название первого дня месяца у древних римлян) - это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

Ты нас будешь дарить -
мы будем хвалить,
а не будешь дарить -
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь - гони рубль!
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник!

Грудочку кашки!
Кильце ковбаски!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,

В дудочку играет,
Коляду потешает.
Авсень, авсень,
Завтра новый день!

Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!

Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот - князь,
Кто не даст -
Того в грязь!

Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом -
Туда жито кустом.
Куда коза рогом -
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!
Коляда, коляда!

Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Сегодня гулянье,
гаданье,
катанье!
Блины, пироги, чаепитие,
И розыгрыши и свидания.
Зима нас торопит, – спешите!
Спешите видеть,
слышать,
участвовать!
Рядитесь и из комнат выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!

Есть забава неплоха:
Кто достанет петуха,
По высокому шесту
Одолей высоту!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко,
Кто горшок разбить сумеет -
Ни о чем не пожалеет!
Ждем на сцене молодцов -
Самодеятельных певцов,
Балагуров и танцоров,
Гармонистов и чтецов!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

За поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами.

"Наряжаем елку"

А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг – неверно,
Говорите смело "Нет!"

– Разноцветные хлопушки?
– Одеяла и подушки?
– Раскладушки и кроватки?
– Мармеладки, шоколадки?
– Шарики стеклянные?
– Стулья деревянные?
– Плюшевые мишки?
– Буквари и книжки?
– Бусы разноцветные?
– А гирлянды светлые?
– Снег из ваты белой?
– Ранцы и портфели?
– Туфли и сапожки?
– Чашки, вилки, ложки?
– Конфеты блестящие?
– Тигры настоящие?
– Шишки золотистые?
– Звездочки лучистые?

Телеграмма Деду Морозу

Ребят просят назвать 13 прилагательных: "толстый", "рыжий", "горячий", "голодный", "вялый", "грязный"...

Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст телеграммы, и вставляет в него недостающие прилагательные по списку.

Текст телеграммы:

"... Дедушка Мороз!
Все... дети с нетерпением ожидают твоего... прихода.
Новый год это самый... праздник в году.
Мы будем петь для тебя... песни, танцевать... танцы!
Наконец-то наступит... Новый Год!
Как не хочется говорить о... учебе.
Мы обещаем, что будем получать только... оценки.
Так что, открывай поскорее свой... мешок и вручай нам... подарки.
С уважением к тебе... мальчишки и... девчонки!"

Игра «На внимание»: дети поют песню «В лесу родилась елочка» и замолкают по хлопку ведущего, а дальше поют песню про себя. По следующему хлопку ведущего начинают снова петь вслух. Тот, кто начинает петь не в лад с остальными, выбывает из игры.

«Собери снежки». Каждому участнику игры дается корзинка, под елкой раскидывают «снежки» – комочки ваты или скомканные в шарики газеты. С завязанными глазами участники собирают в корзинку все «снежки». Побеждает тот, у кого «снежков» окажется больше всех.

«Поймайте зимнее слово»

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав относящееся к зиме слово: зима, надувной круг, метель, понедельник, снег, елка, санки, море, Дед Мороз, велосипед, осенние листья, дельфин.снеговик, снежинка, ножницы, сосулька, петарды, Снегурочка, подарки, пылесос, лыжи и пр.

Конкурс «Елочка». Для него будут нужны 2 добровольца. Каждый из них должен встать на стул и изображать новогоднюю елку. Еще 2 участника украшают «елки». Для украшения подойдет все, что попадется под руку. Победит тот, кто проявит больше фантазии и сообразительности.

– Молодцы, ребята, за активное участие в рождественских играх. Всем участникам призы. До свидания, до новых встреч!

Литература:

  1. Журнал «Башкы». № 1, 2012.
  2. Интернет ресурсы
  3. Журнал «Всему свету по совету» №12, 2014.

Сделать праздник незабываемым и веселым не только для ребенка, но и для взрослого помогут рождественские игры. В старину играм уделяли много времени, многие из которых, к сожалению забыты нашим поколением. Вспомним некоторые из них.

Как правило, праздник Рождества отмечают в тесном семейном кругу, но и в этом случае можно сделать его необычным. Небольшое костюмированное представление порадует всех. Это может быть небольшой сюжет, повествующий о создании мира. После мини сценки можно предложить всем принять участие в рождественских гаданиях. Продолжая тему создания мира, угостить всех, к примеру, яблоками, в которые предварительно необходимо спрятать записки с веселыми пожеланиями и предсказаниями типа:

Над тобой висит звезда, будешь счастлив ты всегда.

Не грусти и улыбнись, пирожочком угостись.

Будешь скоро ты богат, если скушать виноград.

Ждет тебя большой сюрприз, скоро едешь ты в круиз.

Если съешь ты апельсин, то наполнен будешь сил.

И многие-многие другие. Причем необязательно писать смешные пожелания в стихотворной форме. Можно в прозе. Главное, чтобы они вызвали улыбку на лице присутствующих и смогли создать атмосферу тепла и дружелюбия.

Если в доме до Рождества осталась елочка, можно обновить ее наряды, повесив новые игрушки, при этом рассказывая детям сказку о елочке, смысл которой заключен в том, что когда Иисус создал много деревьев, он начал их украшать. Яблоню он украсил наливными яблочками, сливу - синими сливками, рябину - наливными красными ягодками. . . . . . . . . Деревья по очереди подходили к Христу, и он их украшал, только одно скромное деревце оставалось в сторонке и стеснялось подойти к Богу. Тогда Иисус, увидев это деревце, подошел сам к нему и сказал, что за ее скромность 2 раза в год это деревце будет украшено самыми красивыми игрушками, блестящими шарами и сверкающими гирляндами. Именно по этому два раза в год - на Новый год и Рождество елочка становится самым красивым деревом в мире.

Рождество на Руси праздновать начали после принятия христианства в Х веке. В этот момент люди праздновали Коляду - праздник святок, колядок. Хотя в крупных городах традиция колядок забыта, в деревнях колядуют до сих пор.

Среди забавных рождественских зимних игр можно выделить следующие:

Игра " Примерзли". Веселая детская игра, хотя и взрослые могут принимать в ней участие. Суть данной игры заключается в следующем: на маленьких листочках пишут части тела: лоб, нос, ухо, рука, . . и т. д. Все листочки складываются в мешочек. Участники игры по очереди достают листочки и "примерзают" друг к другу указанными на листочке частями тела. получается очень веселая цепочка.

Игра "загадки". Для маленьких участников праздника можно провести конкурс загадок. Просто необходимо сделать подборку загадок на зимнюю тему.

Игра "сметанка": в неглубокую тарелочку кладут сметану, Детям завязывают сзади руки и предлагают на скорость съесть сметанку без рук. Побеждает самый первый.

Игра "меткий метатель". Эту игру проводят на улице. Ее суть заключается в том, что участники делятся на 2 команды. На определенное расстояние от участников ставят ведра. На скорость необходимо слепить снежок и кинуть его в ведерко. побеждает та команда, участники которой окажутся самыми меткими. Дома данное соревнование можно так же провести, только вместо снежков можно слепить шарики из бумаги.

Современное развлечение "брелочки - гадалки". Для данной игры необходимо закупить разнообразные брелоки - с изображением машины, разных животных, денежных купюр, малышей. . . Брелоки складывают в один пакет. Каждый из участников по очереди достает один из сувениров и растолковывают полученное как подарок. Если, например, кто-то вытащил машинку, значит, в наступившем году он обязательно купит настоящую. Кто-то вытащил малыша - в семье родится ребенок, обезьянка будет символизировать поездку в дальние страны, денежная купюра - внезапное богатство. Все зависит от фантазии участников.

Самое главное - не забывать поощрять детей вне зависимости от их победы, или поражения. Игры на Рождество для детей должны нести только положительные эмоции, а не выявлять лучшего из них.

Не забывая старые традиции, можно разучить с детьми короткие колядки. Эта старая языческая традиция несомненно принесут детям радость, тем более, если их усердия будут поощряться чем - нибудь очень - очень вкусненьким, или маленькими сувенирчиками.

Маленький мальчик сел на стаканчик,

стаканчик хрупь, давай рупь.

Будем мы колядовать, и Христа вам прославлять

открывайте сундучки, доставайте пятачки.

С неба ангел к нам спустился, и сказал: "Христос родился",

Мы пришли Христа прославить, с праздником вас всех поздравить.

Сеем, сеем, повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Ангелы поют и нам радость принесут,

а мы радость принимаем,

да и вас всех поздравляем.

Коляда, коляда, отворяйте ворота,

Доставайте сундучки, да дарите пятачки,

Хоть рупь, хоть пятак, не уйдем мы просто так.

Дайте нам конфетку, можно и монетку,

Не жалейте ничего, на кануне Рождество!

Мы маленькие детки, сломили по ветке,

В ограде стояли, Христа прославляли,

Рай отворился, Христос народился.

Можно предложить детям сходить поколядовать в гостях. Для того, чтобы для детей это стало самым незабываемым моментом праздника, лучше подготовку к этому событию проводить заранее. Ведь в старые времена колядки проводили ряженые герои - волки, зайцы, медведи, Баба Яга, коза и другие. Подготовка костюмов обязательно станет веселым времяпровождением, тем более, это поможет развитию у малышей фантазии и творческого начала. Людям, к которым будет запланировано зайти в гости всем ряженым, лучше сообщить заранее о своем визите. Для детей же желательно этот момент сохранить в тайне и постараться изобразить на лицах искреннее удивление.

Создавая праздник для детей, необходимо все продумывать тщательнейшим образом, ни в коем случае не выделять победителей и проигравших. Ведь в светлый праздник Рождества самое главное - теплая атмосфера любви.

Разнообразят праздник и различные игры, которые можно предложить детям.

В них можно играть даже в небольшой комнате.

Жужжи, пчела, жужжи

Для этой игры надо вырезать из цветной бумаги цветы и прикрепить их клейкой лентой к полу. (Это с удовольствием сделают сами дети.)

Играющие танцуют, пока играет музыка. Когда она неожиданно кончается, они, жужжа, бегут к своим цветам. При этом цветов должно быть на один меньше, чем игроков. Не успевший подбежать к цветку выходит из игры. (Позаботьтесь об утешительных призах.) После этого убирают один цветок. Победитель получает титул короля пчел и главный приз, например, съедобный марципановый цветок или баночку с медом.

Сохранив принцип, игру можно изменить. Например, вместо цветов вырезать острова, на которые запрыгивают пираты, и тогда выигравшему можно будет подарить что-нибудь подходящее.

Свинка хрю-хрю

Завяжите резинками уголки наволочки, а розовыми фломастерами или красками нарисуйте глазки и пятачок. Когда наволочка подсохнет, вложите в нее подушку. «Шею» свинки обвяжите широкой яркой лентой, прикрепив ее в нескольких местах ниткой, чтоб не сползала. Под музыку игроки передают свинку Хрю-хрю по кругу. Музыка неожиданно прерывается. Тот, кто последний успел передать свинку соседу, кричит «Хрю-хрю» и затем получает приз из стоящего в центре тазика.

Ветер, ветер, ты могуч

Играющим раздаются соломинки для коктейлей. Дуя через соломинку, игроки должны загнать мяч от пинг-понга в перевернутую коробку. При этом прикасаться к мячу не разрешается.

Путешествие с водой

Участники делятся на две равные команды. Они встают в ряд друг напротив друга. Первый из каждого ряда получает по два стакана: один пустой и один наполненный водой. По команде игроки переливают воду из полного стакана в пустой и быстро передают оба стакана следующему по ряду. Та команда, чьи стаканы быстрее дойдут до последнего участника, и при этом проливается меньше воды, объявляется победителем. Игру можно проводить под фонограмму песни на «водную» тематику. Например, «Закаляйся, если хочешь быть здоров, обливайся...», или «Вода, вода, кругом вода...»

Лети, мой шарик!

Играющие делятся на две или несколько команд. Каждая команда получает воздушный шарик. Задача игроков — не касаясь шарика руками, удерживать его в воздухе. Делать это можно, дуя на шарик, поддерживая его головой или плечом. Чтобы не перепутать шарики, они должны быть разного цвета. Следите, чтобы в комнате не было хрупких, легко бьющихся предметов.

Глаз-алмаз

На край стола кладут легкий шарик, например, от пинг-понга. Водящему завязывают глаза и ставят его спиной к столу. По команде он должен сделать пять шагов вперед, трижды повернуться на месте и, возвратившись к столу, сдуть на пол шарик. Естественно, правильное направление теряется, и под общий смех водящий сдувает шарик оттуда, где его и в помине не было.

Дзинь, колокольчик

Участвуют два и более игроков. Выбирается водящий, он выходит из комнаты, а остальные прячут сувенир-сюрприз где-нибудь в комнате. Водящий возвращается и начинает бродить по комнате. Все остальные игроки произносят «Дзинь, колокольчик» тише или громче в зависимости от того, далеко или близко находится игрок от спрятанного подарка. Естественно, нашедший подарок его и получает в качестве приза.

Елочка

Участвует любое число игроков. Один игрок задает вопросы каждому по кругу. Каким бы ни был вопрос, отвечающий должен на все говорить одно слово: «Елочка». Если кто-то засмеялся во время ответа, он считается проигравшим и выходит из игры. Затем в течение игры он будет стараться рассмешить тех, кто еще держится. Таким образом, побеждает самый стойкий. (Призом может быть изящная елочная игрушка.)

Игра «Рождественский калейдоскоп» для младших школьников с презентацией

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вам интерактивную познавательную игру – путешествие в православное Рождество для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе; для организации праздничных новогодних мероприятий; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «Патриот». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 7 - 8 лет.
Цель: приобщение к духовно – нравственным традициям и ценностям русского народа.
Задачи:
- дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
- формировать познавательный интерес к истории праздника;
- обобщить и расширить полученные знания о православном Рождестве;
- воспитывать нравственные качества;
- развивать творческий потенциал детей;

Аннотация материала
Рождество Христово - христианский, государственный праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, отмечается в России 7 января по Григорианскому календарю.
На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах российских императоров, и в избах крестьян.
До нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам и поют славословия Христу или колядки - пожелания, а в ответ обычно получают всякие сладости, деньги или конфеты. Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения(19 января). Святки или святочная неделя было посвящена всенародным гуляниям и игрищам, в которых участвовали все: от мала до велика.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, палатки с горячими напитками. Знатные вельможи устраивали балы.
Сегодня православное Рождество – великий, популярный и почитаемый православными россиянами праздник. И с каждым годом смысл светлого праздника Рождества Христова понимает все большее количество россиян.
А основы православной культуры лучше всего закладывать с детства.
Предварительная работа
Чтобы ребята успешно прошли все этапы игры, мы на внеурочных занятиях знакомились с толкованием слов и понятий, связанных с Рождеством Христовым.
Толковый словарь
Калейдоскоп – (переносное значение) быстрая смена событий, явлений;
Рождество - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа;
Святки - промежуток времени от Рождества до Крещения;
Колядки – рождественские обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период;
Рождественский вертеп - модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри;
Иисус Христос - Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель;
Дева Мария - ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа, в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых;
Иосиф – плотник, благочестивый муж девы Марии;
Архангел Гавриил – ангел, небесный вестник, избранник Бога, который принес всем людям великую радость о рождения Сына Божия;
Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком);
Волхвы - мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу;
Вифлеемская звезда - загадочное небесное явление, особый знак Небес человечеству о рождении Иисуса Христа;
Дары волхвов - великая христианская святыня –
Золото - классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Оно указывало на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.
Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при рождении, являлся подарком Христу-Богу.
Смирна – дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение»;
Пещера Рождества - величайшая христианская святыня,православный престол над местом рождения Спасителя.
Хлев - помещение для скота;
Ясли - кормушка для скота в виде решётки;
Описание игры

Игра состоит из 5 этапов
За каждый правильный ответ ребенок получает звезду с указанием заработанных баллов

Ход занятия

1 этап «Что? Где? Когда?»
Включает в себя 4 вопроса:
- Что волхвы принесли в дар Иисусу? 1 балл за каждый названный дар


- Где родился Иисус Христос? 1 балл


- Когда празднуют рождество в России? 1 балл


- Название какого детского учреждения напоминает нам о Рождестве? * 2 балла


2 этап «Подскажи слово»


В целом Мире торжество,
Наступило … (Рождество) 1 балл
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки … (Марии) 1 балл
К ней посланник приходил -
Ангел Божий … (Гавриил) 1 балл


Этот Ангел весть принес,
Что родится в ночь … (Христос) 1 балл
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт … (Иосиф) 1 балл
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать в... (хлеву) 1 балл


Не в дворцах, и не в шатрах,
Спит малыш Христос в… (яслях) 1 балл
И с восточной стороны
К малышу идут… (волхвы) 1 балл
Как же им найти Христа?
Путь укажет им… (звезда) 1 балл


Есть еще для вас вопрос:
Кто для нас Иисус Христос?*
(Господь Иисус Христос – Спаситель Мира) 3 балла
3 этап «Рождественский вертеп»


В течении 1 – 2 минут ребята рассматривают персонажей Рождественского вертепа и запоминают, кто под какой цифрой изображен.


Затем по памяти вписывают всех персонажей в клетки Рождественского кроссворда. За каждый правильно угаданный ответ ребенок получает 2 балла.


4 этап «Книгочеи»
Ребятам предлагается прочитать отрывок из Евангелие от Луки
2, 1-3 - 19 и вставить подходящие по смыслу слова.


За каждое правильное слово дети получают 2 балла.


5 этап «Кто лишний?»
На экране герои известных рождественских сказок. Ребятам надо внимательно прочитать название сказки, имя автора и назвать героя, который не является персонажем представленного произведения.
Повесть-сказка Э.Т. А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 2 балла


Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 2 балла


С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» 2 балла


Из какого произведения строки?
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки той камешки посыпались.
Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие».*
(Павел Бажов «Серебряное копытце») 3 балла


6. Музыкальная пауза «Рождественские колядки»


За угаданное слово и прочтение ребенок получает 2 балла, за музыкальное исполнение – 3 балла.
1.К нам приходит коляда
Накануне … (Рождества)
Просит, просит коляда
Хоть кусочек … (пирога)
2.Напечем мы … (пироги)
В час Великой Коляды,
И семьей к семье пойдем,
Радость людям … (понесем)


3.Открывайте …(ворота)
Коляде идущей,
Накануне … (Рождества)
Счастье вам несущей.
4.Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом …, (трескучим)
Со стужей …, (колючей)
Со снегами …, (белыми)
С вьюгами, с … (метелями)
7. Работа в мастерской


Учимся рисовать Рождественскую елочку


Вот какие красавицы получились у ребят!


8. Подведение итогов
Подсчет баллов. Награждение победителей у Рождественской елочки.
Вверх