Латышская свадьба. Рождественская свадьба в риге. Как гражданам России зарегистрировать брак в Латвии

Одна из красивых стран Прибалтики, Латвия очень богата, в частности, сказочно романтическими свадебными обычаями.

Издавна у латышей свадьба справляется осенью при полной луне или новолунии. Этот обычай по старинным поверьям делал будущее молодоженов благополучным и счастливым.

Свадебные традиции Латвии

В старину свадебный день был последним днем, когда девушка имела право надевать венок. После свадьбы замужняя девушка не могла носить венок.

Затем широко распространилась фата, и в результате латвийские обряды пополнились еще одним обрядом. Согласно этому обычаю, в полночь невеста снимала фату в присутствии гостей. Вместо фаты девушка надевала косынку и повязывала фартук. А жених, в свою очередь, одевал шляпу. Эта традиция означала вступление супругов в самостоятельную жизнь как единая семья.

Свадебные наряды имеют особую значимость для замужних девушек. Поэтому подавляющая часть их с пиететом берегут свои свадебные платья, как специфический атрибут семейного положения девушки.

Латвийская свадьба

Наиболее красивой традицией в Латвии считается посещение молодой парой семи мостов, расположенных в разных местах. Этот обряд, по приметам, должен был обеспечить молодым благополучное и счастливое будущее. В процессе перехода через мост, новобрачные выпускают воздушный шар, при этом, произнеся какое-нибудь искреннее желание, с надеждой на то, что желание скоро исполнится. Но этим ритуалы, связанные с мостом, не заканчиваются. На перила моста молодые крепят замок, при этом на замке пишут имена молодоженов. Это значит, что впредь, любящие связаны крепкими узами брака. И еще, при переходе последнего моста, жених обязательно должен переносить свою невесту на руках. Не романтика ли это?

Свадебный стол латвийской свадьбы отличается изобилием традиционных блюд, изготавливаемых по старинным рецептурам латвийской кухни. При этом, первым подают бульон и пирожки с мясом. На второе - телячьи рулеты, бифштексы и прочее. А десертом выступает шикарный свадебный торт.

Отметиться в ЗАГСе и напиться в ресторане – слишком банально. Это событие можно сделать по-настоящему незабываемым и оригинальным, отправившись в путешествие в одну из бывших республик СССР. Свадебная голливудская калька и советские брачные традиции, конечно, в том или ином виде присутствуют везде. Но в каждой из ныне независимых стран сохранились или возродились свои традиции бракосочетания, о которых вкратце хотим рассказать.

Свадебный марафон Азербайджана

Скромно, в небольшом кругу семьи и близких друзей отметить свадьбу посещением ЗАГСа – это не по-азербайджански. Масштабные торжества проводят чаще всего летом, когда мигранты возвращаются домой с целью вступить в брак. Единственный перерыв в свадебном марафоне – мусульманский пост Рамадан.

Свадьба в сельской местности и в большом городе – совсем не одно и то же. Обычная деревенская свадьба – это человек пятьсот гостей, родственников и односельчан. Всех нужно накормить и напоить. Для большей части населения спиртные напитки не являются запретными, что никак не мешает всем чувствовать себя мусульманами. В деревне, конечно, не будет ничего из свинины на столе, но водка будет литься рекой. Традиционный ритуал в селе разделяется на два торжества: мужская и женская свадьбы. У жениха свое застолье, у невесты – свое. Свадьбы часто проводятся под парусиновой крышей в специальных больших палатках. В деревнях побольше и побогаче для свадеб и похорон нередко всем миром строят специальные помещения.

Оплатить установку палатки, накормить и напоить сотни гостей, которых нельзя не пригласить – это дорогое удовольствие даже на селе, где можно зарезать несколько собственных баранов или быка. Обычно за свадьбу платят гости – по давней традиции каждый приносит в подарок деньги. Близкие и состоятельные платят за два-три места сразу. Бедные родственники, которых нельзя не пригласить, могут за себя и не платить. Как правило, свадебные торжества полностью окупаются за счет гостей.

И в городах, и в деревнях в последние годы, молодые, как правило, заключают одновременно и религиозный брак – кябин или никях.

В столичном Баку разнообразие традиций и их симбиоз просто бросаются в глаза. Практически на любой свадьбе звучат еврейские «Семь-Сорок», твист, попури из ретро и самые современные песни мировые хиты. В Баку средняя цена за место в ресторане составляет 50 манатов (примерно столько же и в долларах). Обычная свадьба – это 200-300 гостей и торжество, таким образом, обходится в $10-15 тысяч.

Армения: шабаш, магарыч и таросики

Современные армянские свадьбы обязательно сопровождаются обрядами, пришедшими из древности. Рано утром в дом к жениху приезжают кавор с каворакин (посаженный отец с супругой). Свадебный костюм должна украшать зелено-красная тесьма – «нарот». Эти цвета символизируют жизнь и брачные узы. Кавору приходится всю свадьбу платить так называемый «шабаш»: за украденную туфельку, за то, чтобы брат невесты убрал кинжал с дверного проема и выпустил молодых на улицу, за танец невесты. Сегодня эти популярные в Советской Армении традиции «вымогания» денег почти не соблюдаются, но самый дорогой подарок молодоженам должен сделать кавор.

К полудню все направляются в церковь. В армянской традиции не принято в день свадьбы идти в ЗАГС, но венчание обязательно. Автомобильный кортеж проносится по городу, часто заезжая на ее центральную площадь Республики. На лужайках в одном из центральных парков города, который назвали Парком влюбленных, устраивают фотосессии.

После венчания в храме каворакин вручает незамужним и холостым «таросики» – корзиночки с конфетами, символизирующие передачу эстафеты брачных уз. При выходе из храма молодоженов осыпают рисом и лепестками.

Из храма молодожены едут в дом жениха, где их встречает его мать. Она кладет на плечи невесты и жениха армянский лаваш, дает по ложечке меда, горсть орехов и осыпает их конфетами. Чтобы перейти через порог дома новобрачным нужно разбить каблуками тарелки. Невесте на колени сажают мальчика, чтобы первенцем у новобрачных был тоже мальчик. Затем новобрачные отправляются в ресторан, где их уже ждут гости. Если пришло меньше ста гостей, свадьба считается маленькой, славу большой она получит, если будет полторы тысячи гостей.

На столах непременно присутствует хоровац – армянский шашлык. Его приносят на шампурах официанты, исполняя национальный танец, и обязательно получают магарыч от крестного отца молодоженов. Под музыку и пританцовывая гости сначала демонстрируют подарки, а потом подносят их новобрачным. Обычно это золотые украшения или деньги. Кроме того, родители невесты вручают приданое. Это могут быть мебель, бытовая техника, квартира, машина или круглая денежная сумма. Свадьба обходится жениху в среднем от $5 тыс. Иногда затраты делятся поровну с семьей невесты.

Правила движения для невест Беларуси

В Беларуси подружки наряжали невесту не в доме родителей, а в соседней хате. Примета гласила, что невесту нельзя переводить через улицу, поэтому выбирали дом, который находился на стороне родного. Принцип выбора был простой – нельзя наряжать невесту во вдовьем доме или жилище разведенных, в доме, где умерли дети, случился пожар или иное несчастье.

Подружки заплетали молодой косу, надевали красные сапожки, подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым поясом. В последнюю очередь надевали фату. Поверх крепили венок, в котором обязательно была рута – символ невинности.

Невесту с торгом выкупали, потом ехали в храм. Жених с друзьями садился в одну повозку, невеста в другую. Кортеж состоял из семи повозок. В храме молодые стояли на специальном полотенце, под ним лежали красный пояс и два медных пятака. После венчания эти вещи забирали и хранили всю жизнь. Посещение могил предков было обязательной традицией белорусских свадеб. Во времена СССР это трансформировалось в экскурсию по мемориальным комплексам, памятникам революции и братским могилам.

Когда молодые возвращались домой, по дороге должны были «проехать семь мостов» (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу. С повозки новобрачные должны шагнуть на покрывало. Молодых встречают хлебом-солью и двумя рюмками спиртного. Гости осыпают молодых зерном. Обычно свадьба длится три дня. Под конец в старину делили каравай между родней, а невестке повязывали атрибуты женской доли – косынку и фартук.

Свадьба в Белоруссии стоит примерно $2-4 тысячи. Аренда хорошего свадебного платья в Минске обойдется в $300, костюм жениха – $300-600. Аренда ресторана на 60 человек с едой и алкоголем будет стоить $3000 долларов в центре Минска.

Царская свадьба Грузии

Настоящую древнюю свадьбу грузины видели в 2009 году, когда в кафедральном соборе Святой Троицы Тбилиси венчались представители двух разных ветвей царской фамилии – Давид Багратиони-Мухранели и Анна Багратиони-Грузинская. Династический брак был совершен по старинным ритуалам: молодожены прошествовали под скрещенными саблями, во время застолья сидели на возвышении, принимая подарки и поздравления.

В старину в Грузии успешно действовал институт свах, которые присматривали девушек на выданье в серных банях, на рынке, в театре. Приданое грузинок состояло из одежды, домашней утвари, украшений, а также – шахмат – знака их образованности. Расходы на свадьбу брала на себя родня жениха. В день свадьбы жених поднимался на крышу дома и выпускал в небо белую голубку. На пороге дома молодоженам подносили кубки с вином, в которое опускали кольца новобрачных. «Горько!» на грузинской свадьбе кричать не принято. Активность гостей проявляется в умении провозглашать тосты.

Как и сто лет назад браки в Грузии принято совершать с одобрения родителей. В старину умыкание невесты оборачивалось кровной местью. Сейчас кража пригодится, если нет средств на пышную свадьбу. Впоследствии «безутешная» мать простит «похитителя» и назовет его «дорогим зятем».

Венчаются почти все. Красиво, торжественно и патриархально. Церковный обряд не предусматривает решение имущественных споров. Состоятельные люди заключают брачный договор. Многие влюбленные, в том числе иностранцы, скрепляют брак печатями в Сигнахи – этот маленький городок-крепость в Кахетии окрестили городом свадеб. Расписаться здесь просто, как в Лас-Вегасе. Но европейские наряды и букеты, летящие через плечо невесты, не могут вытеснить национальный дух грузинского застолья.

Горожане среднего достатка обычно справляют свадьбы человек на пятьдесят, приглашая самых близких родственников. Мало, кто празднует дома, предпочитают арендовать банкетный зал. Сценарий торжества практически одинаков: приезд жениха в дом невесты, где накрыт сладкий стол, венчание в церкви, поездка в древнюю столицу Мцхета, банкет в ресторане.

Во сколько же обходится свадьба? Банкет на 100 персон в среднем тянет на две тысячи долларов. Музык, певцы, танцоры – $300. Подвенечное платье, сшитое в местном ателье мод – $200-300 долларов. Пожертвование церкви, оплату работы фотографа, съемки на видео, альбом с сердечками, календарь с портретами молодоженов и другие расходы – итого еще около $400 долларов.

«Жар-жар» свадеб Казахстана

В Казахстане сохраняются несколько красивых старинных обычаев. Когда родители провожают невесту из дома, стелют белую дорожку – «ак жол». По ней девушка должна пройти к будущему мужу, не оборачиваясь, чтобы брак стал счастливым. Знакомство невесты с родней жениха называется «беташар». На лицо новобрачной накидывают вышитый платок, а народный певец – акын – поет песню, призывая ее быть примерной супругой и чтить родственников мужа. Акын перечисляет их имена, а невеста кланяется каждому. Родня в ответ осыпает невесту монетами и сладостями – шаша. Молодежь начинает петь свадебную песню «жар-жар».

Для жениха также предусмотрен обряд. Самая уважаемая женщина из рода невесты греет руки над домашним очагом и накладывает их на лицо жениха. Это символически переданное тепло жених должен перенести в свой дом.

Казахи одаривают на свадьбе не только новобрачных, но и всех пришедших гостей (обряд Тойбастар). Эти символичные подарки раздаются гостям в благодарность за то, что пришли разделить счастье и радость молодых. Казахские девушки выходили замуж в традиционных красных национальных платьях, с высоким головным убором. Но сейчас чаще предпочитают белые наряды западного типа.

Брак в Алма-Ате обходится недешево. Два года назад женился внук президента Назарбаева, Айсултан. Свадьба состояла из двух частей – национальной, со всеми необходимыми обрядами, и западной, на которую приехали около 700 певцов и актеров со всего мира. В частности, там были американский рэпер Канье Уэст, Лев Лещенко, Геннадий Хазанов и Максим Галкин.

Современный калым Киргизии

В старину у киргизов существовал обряд сватовства еще не родившихся детей и младенцев – «бел куда». Сейчас эта традиция почти исчезла. Помолвка проста: если жених надел серьги на невесту, то быть браку. На помолвке жених дарит невесте платье, а она ему – костюм.

В столице Киргизии Бишкеке брачующиеся предпочитают западный стиль свадьбы. Но некоторые используют и традиционное киргизское платье невесты – белое, длинное, с вышитыми узорами, украшенное бисером и блёстками. Раньше на голову невесте надевали шапочку с острым верхом и вуалью, закрывающей лицо. На ней также были украшения из золота и драгоценных камней.

Когда жених идет в дом невесты, дорогу ему перекрывают дети. Они натягивают веревку поперек дороги и с песнями, шутками-прибаутками требуют откупные за невесту. Это старинный обычай «аркан тосуу». Выкуп требуется и друзьям жениха. Его предлагают подружки невестки, иначе жених не выйдет из автомобиля. Калым – вещь весьма распространенная во всей Средней Азии, хотя эта традиция сильно модернизировалась. Жених может подарить родителям невесты деньги. На них покупают мебель, одежду, бытовые товары – для новобрачных.

По окончании торжества гостям раздают еду. Три дня после свадьбы молодая невестка проводит в доме у своей новой родни, сидя за занавесом. На нее можно посмотреть, за небольшую плату и получить от нее в дар яркий платок. Новая родня невесты приносит её матери хороший подарок – соот акысы.

На свадьбах Средней Азии, как нигде, смешались традиции разных культур и времен. Рядом за одним столом сидят столетние аксакалы в национальной одежде и молодые парни в модных спортивных костюмах. Один гость может приехать на верблюде, другой – на «Мерседесе». Гости дарят молодым конверты с долларами, сидя на старинных коврах ручной работы. Вековую песнь акына может запросто сменить Алла Пугачева, а ее, в свою очередь, Мадонна.

Свадьба в Бишкеке стоит от $2 тысяч.

Свадебные мосты Латвии

В центре Риги есть мостик, куда непременно приезжают новобрачные. Они вешают на его перила замочек со своими именами, а ключ выбрасывают в воду. Пронести невесту через семь мостов – давняя традиция латышских свадеб.

Церковный обряд не является в Латвии обязательным, и торжество обычно проходит по привычным европейским стандартам. Хотя в последнее время в Латвии молодые и гости часто облачаются в традиционные национальные костюмы, и, на манер хлеба-соли, всем преподносят пирожки со шпеком.

Регистрировать брак в Латвии не обязательно в ЗАГСе, согласно действующим с 2013 года правилам это можно сделать где угодно. Многие поэтому выбирают берег моря, красивый парк или старинную усадьбу. Красивую церемонию с участием священника можно провести, например, в Рундальском замке или романтическом замке Яунмоку. Дополнением к непременному банкету становятся катания на лодках и лошадях, костюмированные экскурсии, полеты на воздушном шаре. Часто в рамках свадебных церемоний закапывают бутылку с посланием будущим детям и внукам.

Скромная среднестатистическая свадьба в Латвии может обойтись в 2 тысячи евро, «потолка» свадебного бюджета нет.

Литовцы венчаются в костелах, регистрируются в ЗАГСах, но в традициях празднования сохранились и элементы языческих обрядов. Так, родители молодых передают детям символический домашний очаг. Руки молодоженов перевязывают ленточкой, на костерке сжигают по пряди их волос. Жених и невеста при этом произносят клятвы, гостям поочередно наливают из одного кувшина, и они при этом произносят свои тосты.

В душе литовцы-европейцы остались литовцами-хуторянами, поэтому на второй день свадебного торжества выезжают к замку (часто в Тракай), катаются на лошадях и яхтах, на фоне бревенчатых островерхих усадеб устраивают гриль-барбекю вперемешку с местной национальной кухней.

Бюджет свадьбы ниже 10 тысяч евро считается скромным, свадьба за 20-25 тысяч евро запомнится на всю жизнь. Большой Княжеский зал в «Кемпински» с видом на Гедеминову гору в центре Вильнюса можно арендовать на полдня за 550 евро, а президент-номер в нем же стоит от 231 евро в сутки.

Большой свадебный стол Молдавии

Нынче в Молдавии модно венчаться. Однако гвоздем свадебной программы остается обряд «Маса мааре» – большой стол.

Посаженые родители – нанаши – ходят от гостя к гостю и собирают деньги на поднос или в специальный, стилизованный под копилку, домик. Нанаш угощает приглашенных гостей вином, а нанашка собирает деньги. Гость должен сказать тост, объявить, сколько дает денег, и выпить преподнесенное ему вино. Обычно каждый тост сопровождается мелодией, которую заказывает гость, положив в отдельную емкость деньги для музыкантов.

Некоторые предпочитают упростить эту часть свадебного вечера. Гостей рассаживают на заранее распределенные места, где рядом с тарелкой лежат именные конверты, куда и следует положить деньги. Состоятельные молдаване, приглашая на свадьбу, ставят гостей в известность, во сколько обойдется торжество на одного человека, давая понять, какую сумму надо дарить. Сумма денежных подарков на молдавских свадьбах сильно варьируется: от 100 до нескольких тысяч евро. Все зависит от социального положения семьи, организующей торжество, от места его проведения и статуса приглашенных. Разнится и общая стоимость свадьбы: в ресторанах и банкетных залах дороже, чем в столовых предприятий, барах и в палатках во дворе сельских домов.

Подарки на свадьбу молодоженам, помимо денег, обязаны дарить нанаши. В сельских населенных пунктах даже есть списки подарков, которым следуют очень строго. А гости уже сами решают: ограничатся только деньгами или купят еще что-то из предметов домашнего обихода.

В среднем, одно место за свадебным столом обходится в 40-50 евро. Средняя свадьба на 160 человек – в 10-12 тыс. евро.

Свадебный пир Таджикистана

В Таджикистане перед свадьбой в доме невесты на видном месте вешают красный перец, защищающий от демонов, ложку и нож – символы будущих детей, девочки – хлебосольной хозяйки и мальчика – отважного воина. Три дня пирует жених в доме невесте, прежде чем станет ее мужем, а затем в сопровождении друзей возвращается домой, где пир возобновляется.

Регистрация в ЗАГСе не обязательна, но мусульманский обряд «никох» совершается непременно. Мулла читает Коран, молится. Один за другим он снимет с головы невесты семь платков, и семь раз подтвердит свое согласие на брак жених. Новобрачные выпивают воду из одной чаши и после этого их объявляют мужем и женой.

Три дня застолья в доме невесты, три дня в доме жениха, сотни гостей. Неудивительно, что процент разводов в Средней Азии весьма низок.

Два года назад президент страны Эмомали Рахмон пришел в ЗАГС, чтобы поздравить сразу 64 пары новобрачных, одновременно заключавших брак. Это были женихи и невесты из малообеспеченных семей. Рахмон подарил им обручальные кольца, костюмы, платья и праздничный банкеты. Известные таджикские артисты выступили в роли тамады. Каждая свадебная пара получила тысячу долларов на свадебное путешествие. Впрочем, президент страны неоднократно настаивал на аскетизме при проведении обрядов, в 2009 году он даже подписал закон, запрещающий проведение дорогих обрядов и ритуалов. Глава страны регламентировал продолжительность свадеб и количество гостей. Особо оговаривается, что торжества должны проводиться в нерабочее время и длиться не более суток.

Свадьба в Таджикистане стоит от $2 тысяч.

Туркмения: свадебное шествие лимузинов в платках

В Туркмении за девять дней до свадьбы приданое невесты отправляют в дом жениха. Это утварь, одежда, ковры.

В старину туркменское свадебное шествие было весьма ярким. Лошадей и верблюдов обвешивали звенящими бубенцами и платками. Сейчас роль свадебного кортежа отошла автомобилям, но украшают их не шарами и лентами, а, как и верблюдов, специальными платками.

Предпочтение в убранстве невесты отдается старинным национальным ювелирным украшениям. Голову невесты покрывает накидка, почти сплошь расшитая вручную ярким орнаментом.

Калым за невесту обговаривается заранее. Как правило, это деньги и золотые ювелирные украшения. Но можно обойтись и без калыма, тогда невесту придется украсть. Если девушка пробыла ночь у жениха, ее родители потребуют свадьбы. Впрочем, все это осуществляется по предварительной договоренности, иначе у жениха могут возникнуть серьезные неприятности.

Туркменбаши Ниязов в свое время даже издал постановление «О государственном калыме». Каждый иностранец, решивший жениться на туркменке, должен был внести в государственную страховую кассу $50 тысяч. Помимо этого, ему надлежало выплатить $1000 на свадьбу: купить десять баранов по $30 каждый, приобрести спальный гарнитур за $300, десять золотых колец для невесты за $100. Деньги должны были стать гарантией обеспечения детей в случае развода. Позднее это закон был отменен.

Гендерный плов и медные трубы свадеб Узбекистана

Свадьба в Узбекистане начинается с плова. Мужчины готовят свой плов, женщины отдельно свой. Предварительно проводится помолвка – «нон синдидар», когда родители жениха и невесты разламывают лепешку в знак согласия на брак. А регистрации в ЗАГСе предшествует исламский обряд венчания – «никах», который проводит имам.

Жених и невеста часто облачаются национальные одежды. При этом наряд для жениха покупает сторона невесты. Сама девушка должна постоянно закрывать лицо фатой, защищаясь от сглаза. Перед свадьбой она совершает обряд прощания с отчим домом. В дом жениха невесту провожают девушку красивыми песнями.

В Ташкенте свадьбы проводятся в ресторанах. Перед входом гостей зазывают карнаи – двухметровые медные трубы. Большинство гостей дарят подарки, а жениху – конверты с деньгами. Когда пышная трапеза закончится, молодые отправятся в дом жениха, а родственники будут приветствовать прибывших людей поклонами. Прежде чем войти, обязаны пройти обряд очищения – обойти три раза большой костер возле дома.

В Узбекистане к свадьбе относятся с трепетом. Неудивительно, что к браку здесь начинают готовить детей сызмальства, откладывают деньги на свадьбу. Все свадебные затраты ложатся на семью жениха. Традиция обязательного выкупа за невесту не потеряла свою актуальность и сегодня.

Свадьбы недешевы. На одного гостя приходится минимум 10 долларов. Обеспеченные узбеки тратят уже $20-40.

Свадебные разносолы Украины

Современная украинская свадьба состоит из местных и западных традиций. Соотношение зависит от региона и социального статуса молодоженов. Чем крупнее город, тем более «светской» будет свадьба.

В селах перед свадьбой в качестве приглашения разносят «шишки» – специальные сдобные булочки, похожие на маленькие караваи. Специально для свадеб иногда строят огромные шалаши – длинные временные сооружения из брезента. И если в городе вся еда и напитки для торжества покупаются, то в селе закалывают поросенка, закусывают домашними закрутками из погреба, пьют самогон собственного производства.

Дарить принято деньги, подарки делают нечасто и в основном по заказу. В городе считается достойной сумма в $100 от семьи, в селе подарки скромнее.

Из сохранившихся и обязательных свадебных традиций – похищение самой невесты, а затем и ее черевички во время праздника. За обеих требуют выкуп в виде денег, алкоголя и развлечений. На второй день свадьбы и в городах, и в селах устраивают забавы с участием ряженых и проводят обряд «купания тещи». Если позволяет погода и поблизости есть водоем, зять с дружками может и окунуть туда свою тещу, в остальных случаях обходятся омовением ног. Посреди зала ставят тазик, и молодой «моет» новой маме ноги – водой, крапивой, мылом, мочалкой, наждаком и даже кетчупом. После чего надевает ей на ноги новенькую обувь со вложенными в нее денежными купюрами.

В Киеве свадьба среднего уровня обойдется примерно в $3-5 тысяч на 30-40 человек.

Эстония: свадьбы растущей Луны

Когда-то эстонская невеста к своей свадьбе должна была связать 50 пар варежек, поясов и прочих предметов зимнего гардероба. Традиция эта канула в лету. Зато Эстония первой из всех бывших союзных республик легализовала однополые браки.

Традиционная эстонская свадьба – это, прежде всего, песнопения, в которых описываются все обряды. Основным свадебным напитком считалось пиво. Как правило, свадьбы проводились зимой, когда не было полевых работ, во время растущей луны и длились 2-4 дня. В первый день невеста покидала родительский дом. На второй день в доме жениха собирались гости. Подарки новобрачным приносили в специальном сундуке. В этот день происходило важное событие –на голову невесты надевали чепец. После этого девушка считалась замужней и не могла показаться на людях без передника и чепца.

Сейчас Эстония позиционирует себя как страна свадебного туризма и приглашает к себе брачующихся всего мира. Свадьба в таллиннской ратуше (уникальный памятник средневековья) обойдется в 2300 евро. В стоимость включена аренда ратуши, официальная регистрация брака, декор из живых цветов, полиграфия, букет невесты и бутоньерка жениха, лепестки роз, игристое вино. Если пригласить 20 гостей, нужно заплатить еще 5 тысяч евро. За эти деньги гости получат номер в отеле на сутки, сюда же включены свадебный ужин из трех перемен, торт, вино и напитки.

Можно устроить свадьбу в настоящем замке, пригласив туда 30 человек. Обойдется это всего в 7 тысяч евро. Кроме того, из Эстонии рукой подать до Северной Европы, а значит, эту страну новобрачным будет удобно включить в медовый тур по континенту.

Все больше россиян мечтают о свадьбе в Латвии. Почему? Для этого есть несколько причин:

  1. Легкий морской близ в сочетании с чистейшими пляжами.
  2. Доступные цены на свадебный банкет и венчание.
  3. Старинная архитектура, которая сохранилась до наших времен в хорошем состоянии.
  4. Великолепная природа, которая позволяет сделать шикарные свадебные фотографии.
  5. Большой выбор ресторанов и гостиниц с европейским уровнем обслуживания.
  6. Простое оформление документов.
  7. Очень вкусная кухня.
  8. Возможен короткий срок пребывания.
  9. Услуги профессиональных свадебных агентств, которые позволяют организовать действительно потрясающую свадьбу.

Латвия позволяет осуществить все свои мечты по оптимальной цене!

Эта удивительная страна предлагает много возможностей для организации свадьбы. Например, молодым парам предлагают:

Арендовать яхту;

Отправиться в морской круиз;

Арендовать фешенебельный ресторан с национальной и европейской кухней;

Расписаться и сделать фотосессию в одном из замков Латвии;

Повенчаться в одной из старинных церквей и соборов страны.

Латвия славится своей великолепной природой. Здесь каждая пара может найти для себя что-то свое. Страна славится своими голубыми озерами, средневековыми замками, массивными лесами, крепостями рыцарских времен, современными курортами, на которые приезжают люди со всего мира. Латвия имеет старую историю, вкуснейшую кухню, красивую природу. Наверное, именно поэтому все больше молодых пар хотят провести день свадьбы именно здесь.

Где отпраздновать свадьбу в Латвии?

В стране есть множество интересных и красивых мест, среди которых каждый найдет для себя что-то подходящее. К примеру, свадебную фотосессию можно провести:

  • В одном из замков, которые сохранились до наших времен в отличном состоянии. Многие из них сдаются в аренду специально для того, чтобы молодожены могли сделать фотосессию. О том, какой именно замок выбрать, мы поговорим чуть ниже.
  • На природе. Свадебная фотосессия на берегу Балтийского моря – прекрасная возможность получить яркие эмоции и незабываемые свадебные фотографии. Пляжи в Латвии очень чистые, красивые и большие. Вода кристально чистая, прозрачная с бирюзовым оттенком. Фотографии получатся здесь стильными и яркими.
  • На древних улицах городов. В Латвии есть много старинных мощеных улиц, где можно провести красивую свадебную фотосессию. Страна славится своей удивительной историей и древними традициями. Выбрав профессионального фотографа, можете не сомневаться, что фотографии получатся яркими и эффектными.

Для того чтобы попасть в Латвию, необходимо получить Шенгенскую визу. С одной стороны, это трата времени, а с другой – вы пригласите на праздник только самых близких родственников и друзей. Обратившись в свадебное агентство, вам помогут собрать необходимый пакет документов и оформить визы. Учтите, что иностранцы имеют возможность расписаться в Латвии официально. Для этого нужно собрать необходимые документы.

Как организовать свадьбу в Латвии?

Конечно же, лучше всего обратиться за профессиональной помощью свадебного агентства. В его услуги входит:

Аренда ресторана;

Организация места венчания и росписи;

Аренда отеля;

Подача лимузина или другого ТС;

Оформление свадебного зала, места венчания и росписи;

Подготовка невесты и жениха;

Оформление документов и др.

Сотрудники свадебного агентства сделают развлекательную программу с учетом пожеланий молодых.

Выбор замка для празднования свадьбы в Латвии

Все более модной становится свадьба в замке. Это торжественно, красиво и оригинально. Сегодня в Латвии без проблем арендуют замок, в котором можно официально зарегистрировать брак и сделать необычные свадебные фотографии. Если вы мечтаете о такой свадьбе, предлагаем ознакомиться с популярными латвийскими замками:

Межотне

В этом красивом замке можно не только расписаться, но и устроить торжественный ужин. За четыре часа придется заплатить 2400 латов. Гости могут пользоваться парком, залами, которые находятся на разных этажах. Угощение составляет до 30 латов на одного человека. Отдельно придется заплатить шесть латов за обслуживание. Это очень популярный замок, в котором провела свадьбу дочка Карлиса Гуна. Кроме этого, здесь провели день бракосочетания многие другие известные личности.

Диклю

В этом замке поженились Кристапс Валтерс и его жена. Стоимость 8-часовой аренды составляет 2040 латов. За пятисот латов можно арендовать Ролс Ройс на восемь часов. Обслуживание в замке работает до двух часов ночи. Заняться арендой стоит заранее, так как замок очень популярен среди молодоженов.

Рундальский замок

Сдается в аренду на 4 часа. Они обойдутся молодым в 1700 латорв. Арендаторам предлагают три зала, которые отличаются по стоимости. Белый самый дорогой. Стоимость угощения одного гостя составляет от 20 до 800 латов. Заметим, что этот замок арендовали на три года вперед.

Бириню

Еще один латвийский замок, в котором поженились дирижер Карел Марк и оперная певица Элина Гаранча. Он сдается в аренду в период с четырех часов вечера до четырех утра. За это время придется заплатить две тысячи латов. Выбрав дату бракосочетания, придется внести аванс.

Яунпилсский замок

Небольшой и уютный замок можно арендовать за 900 латов. В нем есть Розовый, Зеленый и Большой залы.

Звартавский и Алсунгский замки

Они считаются самыми бюджетными в Латвии. Стоимость первого составляет 20 латов в час, стоимость второго – 5 латов в час.

Хотите, чтобы свадьба в Латвии была незабываемой и яркой? Тогда воспользуйтесь услугами свадебного агентства, которое имеет налаженные связи и большой вариант программ для празднования дня бракосочетания! С помощью профессионалов ваша свадьба пройдет наилучшим образом и останется в памяти на всю жизнь. Это достойное начало новой семейной жизни.

Свадьба – дело серьезное, ведь в идеале молодым предстоит прожить вместе до конца жизни.
Издавна, вступая в брак, люди старались соблюдать особые традиции, которые сделали бы семейную жизнь счастливой и уберегли бы новоиспеченных супругов от проблем. Неудивительно, что на помощь часто призывали магию…

В Германии гости специально преподносят в качестве свадебного подарка новые тарелки, которые на свадьбе… разбивают. Считается, что грохот разбитой посуды отпугивает от молодой семьи злых духов. А еще на свадьбе жених с невестой вместе распиливают полено. Смысл обычая в том, что строить семейные отношения – большой труд, и необходимо прикладывать усилия, чтобы их сохранить…

В Ирландии во время свадебного танца невеста не должна отрывать ног от земли. Иначе, верят ирландцы, ее могут унести злые феи… А в Прибалтике невеста, танцуя, изо всей силы наступает на ногу жениху, чтобы он вскрикнул от боли. В этом – отголосок давнего поверья о том, что некогда черти принимали человеческое обличье и похищали невест. Вот те и устраивали проверку во время танца – если суженый не почувствует боли, значит, у него не ноги, а копыта!

Представительницы китайской народности туцзя перед свадьбой горько плачут. Но не как придется, а строго регламентированное время – по часу в день. Начинают проводить ритуал за месяц до свадьбы. Через 10 дней к плачущей невесте присоединяется ее мать, а еще через 10 дней – бабушка. Затем к ним присоединяются остальные женщины семьи…

У дауров из Внутренней Монголии дата свадьбы назначается после того как жених с невестой совместно зарежут ножом цыпленка. Убив его, извлекают внутренности и внимательно рассматривают печень. Если она здоровая, то разрешается выбрать день свадьбы. Если же с ней что-то не в порядке, значит, торжество назначать рано, и обряд будет повторяться до тех пор, пока не будет найден подходящий орган…

В некоторых регионах Индии практикуются бракосочетания с… деревьями. Так поступают, если есть какие-то препятствия к вступлению в обычный брак, к примеру, человек родился в неподходящий астрологический период и может навлечь проклятие на будущего супруга, либо планирует вступить в брак в третий раз, что запрещено индийскими законами (а символическая свадьба с деревом открывает дорогу к четвертому браку). Обычно после «свадьбы» дерево срубают и «брак» считается расторгнутым. Также в Индии практикуются браки с… животными. Делается это, чтобы уберечься от злых духов. Обычно замуж таким образом выдают девочек, родившихся с каким-то дефектом – прорезавшимся сквозь десну молочным зубом или изъянами на лице. Чаще всего «женихом» является пес или козел. Через какое-то время после этого девушка может вступить в обычный брак… В той же Индии жених должен разуться перед тем, как приблизиться к свадебному алтарю. После этого родственники невесты пытаются украсть его обувь, а задача родственников жениха – не дать им это сделать. Если первым это удастся, жениху и его родне придется платить выкуп.

В России считается, что жениху и невесте ни в коем случае нельзя фотографироваться вместе до похода в ЗАГС, а то свадьба расстроится. Всегда найдется кто-то, кто, глядя на этот снимок, позавидует вашему счастью и скажет недоброе слово. Последствия могут оказаться самыми плачевными.

Нельзя жениху видеть невесту до свадьбы в подвенечном платье – не к добру. Кому-то из молодоженов обручальное кольцо оказалось не впору, либо во время венчания выскользнуло из пальцев и покатилось – следовательно, брак будет неудачным. Иногда небогатые люди одалживают свадебные костюмы и платья напрокат. Но ведь вещи впитывают в себя энергетику предыдущих «носителей»! И что хорошего ждет девушку, если она надела платье и фату подруги, которая уже развелась со своим благоверным?

Зато невесте, как ни странно, следует выходить замуж в старой обуви. И это не просто примета, а скорее, проявление житейской мудрости. Обычно девушки стремятся купить к свадьбе новые туфельки. Они забывают, что им сначала придется встречать гостей, а потом танцевать до ночи. А новая обувь, как правило, жмет. Конечно, не стоит надевать на свадьбу поношенную обувь, но вы вполне можете купить новые туфли за пару месяцев до торжества и ко дню свадьбы разносить их. Гости ничего не заметят, а вам будет удобно.

Между прочим, во многих странах считается, что невеста должна надеть на свадьбу «что-то новое, что-то старое, что-то чужое и что-то голубое». И в этом есть свои резоны: молодая женщина, выходя замуж, начинает новую жизнь с мужем, но прошлый житейский опыт остается с ней. Если она наденет вещь подруги, счастливой в браке, то ее тоже ждет счастье в семейной жизни. Ну а голубой цвет – символ верности…

Вот еще ряд интересных свадебных обычаев. Как и почему они возникли – уже никто нынче не помнит.

Например, нельзя никому давать мерить свадебный наряд и обручальные кольца.

Перед свадьбой невесте не мешает положить в туфельку серебряную монету.

В ЗАГС или церковь нужно ехать по одной дороге, а возвращаться – по другой.

Когда молодожены станут входить в дом, они должны переступить через открытый висячий замок. Затем его нужно сразу запереть и отдать супругам на хранение, а ключ выбросить в
какой-нибудь водоем. Тогда молодые будут жить в согласии.

Прежде чем сесть за стол, к одежде жениха и невесты надо приколоть по две английские булавки.

В прихожей перед порогом расстелите полотенце. Кто первый ступит на него, тот и станет в доме хозяином.

Свадебные фотографии нужно дарить только самым близким и проверенным людям, чтобы избежать сглаза.

После того как жених и невеста откусят по кусочку от свадебного каравая, его следует убрать. Доесть его имеют право лишь сами новобрачные и их родители.

Дурная примета – хранить цветы от свадебного букета. Как только они завянут, букет следует выбросить.

Молодой жене перед первой брачной ночью неплохо собственноручно взбить подушки. Тогда в интимной жизни все будет хорошо.

Латышский народный свадебный ритуал, как и свадьба любого другого народа, складывается в течение многих столетий. В нем нередко сохраняются многие черты, которые возникли на различных этапах исторического развития общества. Как указывал известный советский этнограф Л. Я. Штернберг, "во всем этом сложном комплексе, заключающем множество обрядов - социальных, правовых, экономических, религиозных, магических и т. д., соединены в одном едином ритуале черты множества наслоений, идущих от самой глубокой древности и сложившихся под самыми различными историко-культурными влияниями". На примере латышской свадьбы мы убеждаемся, что элементы эти иногда продолжают бытовать с большей или меньшей полнотой спустя длительное время после того, как были утрачены или трансформированы условия, породившие их.

Изменения в обрядности происходят по разным причинам, среди которых важнейшей является перестройка социально-экономической жизни народа. Очень большую роль в развитии и формировании различных форм быта, в том, число обычаев и обрядов, играют межэтнические контакты, в результате которых народы взаимно обогащают свой быт.

Имеющийся в нашем распоряжении материал свидетельствует о том, что к началу XX в. на территории двух выбранных этнографических областей Латвии сформировался единый цикл свадебных обрядов, состоявший из следующих этапов 2: 1) выбор невесты (nolakosana, lulu); 2) сватовство (precibas, svatsanas); 3) сговор (derlbas); 4) свадьба (kSzas); 5) после свадебные обряды (atkazas).

Каждый из этих этапов свадьбы в начале XX в. представлял собой целый комплекс обычаев, обрядов и связанных с ними верований, якобы способствующих благополучному завершению всего дела в целом. Именно в этих обычаях и обрядах более всего наблюдались региональные различия. Специфика их определялась особенностями экономического развития областей, этническим составом населения, конфессиональными особенностями и другими факторами. Необходимо отметить, что различия в свадьбе разных регионов к началу XX в. заключались также в разной степени сохранности ритуала, что позволяет в одном регионе выявить элементы, не бытующие в исследуемый период в другом, и, следовательно, принять их как специфические для первого.

Сведения, относящиеся к началу XX в., свидетельствуют о том, что свадебная обрядность подверглась существенным изменениям. Основным результатом трансформации свадьбы к моменту исследования является сокращение ее по времени и совмещение этапов со сходными функциями. Этот процесс затронул свадебную обрядность в обоих регионах. Как правило, совмещение отдельных этапов свадьбы приводит к утрате прежнего значения одного из них, а в дальнейшем - и к исчезновению его вообще.

Имеющиеся в нашем распоряжении материалы по двум городам (Лудза и Кулдига) позволяют выделить два варианта латышской традиционной свадьбы, бытовавшей в начале XX в. Для классификации свадебного ритуала в зависимости от задач исследования могут быть выдвинуты различные признаки, например терминология свадебных чинов, фольклор и т. д. В качестве определяющих нас интересовали такие признаки, которые позволили бы уловить в латышской свадебной обрядности исследуемых регионов не только местные особенности, но и стадиальные различия, связанные с развитием свадебного ритуала. Для определения вариантов свадьбы мы выдвинули следующие признаки: 1) место проведения свадьбы (дом невесты и жениха или только одного из них); 2) характер свадебного поезда: едут в церковь (костел) отдельно каждый из своего дома или жених приезжает за невестой, и они едут вместе; 3) время и место совершения обряда снятия фаты и венка и подвязывания головного убора замужней женщины - micosana - в полночь первого дня в доме невесты или на второй день в доме жениха. Эти признаки характеризуют форму свадебного ритуала, который, следуя терминологии, принятой в латышской фольклорной литературе, можно подразделить на два варианта - короткая свадьба (isSs kazas) и длинная свадьба (garas kSzas).

Выдвинутые признаки тесно связаны между собой. Так, например, когда свадьба справляется только в доме одного из вступающих в брак, то, как правило, на венчание жених и невеста едут вместе. Обряд снятия фаты и венка совершается в таком случае в полночь первого дня свадьбы. Таким образом, определение формы свадьбы по первому признаку производится, по существу, с учетом всех трех признаков.

Анализ собранной информации позволяет характеризовать оба выделенных варианта условно: 1-й (isas kazas) и 2-й (garas kazas).

Все имеющиеся ответы о бытовавших в начале XX в. свадьбах с учетом главного признака - место проведения свадьбы - делятся на равные доли - 50% справляли свадьбу только в доме невесты (1-й вариант), 50% - в доме невесты и жениха (2-й вариант).

Таким образом, мы можем утверждать, что оба варианта в одинаковой степени бытовали в начале XX в. В Курземе наиболее распространенным был первый вариант (на него приходилось 83,3% всех ответов населения Кулдиги), в Латгале - второй (100% ответов населения Лудзы). Следует отметить, что свадьба, которая справляется в обоих домах, является более ранней стадией этого ритуала и была распространена не только в Латгале, но и в других районах Латвии. В Курземе прекращение празднования свадьбы как в доме невесты (izdotenes), так и в доме жениха исследователи относят к третьей четверти XIX .

Наши материалы также позволяют судить о тесной связи, существовавшей в латышской свадьбе между первым и вторым из выдвинутых нами признаков. В кур-земской свадьбе жених приезжал за невестой, и они в одном свадебном поезде отправлялись в церковь. Согласно данным опроса, 97,0% свадеб старшего поколения в Кулдиге справлялись таким образом. Во втором варианте, имевшем распространение в Латгале, жених и невеста каждый со своим поездом отдельно отправлялись к венцу (87,5% из свадеб старшего поколения в Лудзе).

Специфичное сочетание двух первых признаков отражается в совершении главного обряда в свадебном ритуале - обряда снятия фаты и венка (micosana) и повязывания платка. Поскольку в Курземе все торжество проводилось в доме невесты и переезд молодой на место жительства происходил в течение недели после свадьбы, то обряд micosana совершался в полночь первого дня свадьбы. Во втором же варианте этот обряд, как правило, происходил на второй или третий день свадьбы в доме жениха. Описание курземской свадьбы, относящееся к более раннему периоду, свидетельствует, что в прошлом и в Курземе micosana совершалось на второй день в доме жениха.

Таким образом, подходя к свадебному ритуалу с позиции классификации его по форме, мы можем сделать вывод, что признаки, различающие латгальскую и курземскую свадьбы в начале XX в., в прошлом были общими для обоих регионов Латвии. Различия заключались главным образом в том, что в Латгале дольше, чем в Курземе, удерживались старые формы свадебного обряда. Немалую роль в этом сыграла экономическая отсталость края, в силу чего здесь дольше сохранялась замкнутость патриархального быта.

Различия в латгальском и курземском свадебном ритуале проявлялись и в других его элементах, во множестве обычаев и обрядов, неодинаковых по степени сохранности и разных по этнической природе. Одним из характерных моментов были наиболее распространенные места знакомства молодежи. В Латгале популярным местом знакомства были вечеринки, которые устраивались в доме одного из молодых людей. На вечеринках собиралась молодежь не только своей деревни, но и соседних. Здесь танцевали под аккомпанемент гармони, пели песни. Длительные контакты проживающих рядом представителей разных национальностей, каковые отсутствовали в Курземе, способствовали формированию здесь коллективных форм времяпрепровождения, характерных для русских и белорусов.

Одним из элементов традиционного свадебного ритуала часто являлось сватовство. Собранные нами данные свидетельствуют, что сватовство в начале XX в. бытовало в Латвии весьма широко, особенно в Латгале: 43,5% свадеб лиц старшего поколения (60 лет и старше) Лудзы были сыграны со сватовством. Значительно меньше сватовство было распространено в Курземе: только 28,6% свадьбам населения Кулдиги того же поколения предшествовало сватовство. По сведениям информаторов, сватовство в Курземе было распространено больше среди зажиточного населения, которое через выгодный брак стремилось укрепить свое материальное состояние. Сватовство в Латгале носило двоякий характер: свататься ездили, заранее выяснив ожидаемый исход или без всякой предварительной подготовки. В первом случае сватовству придавалось большое значение: жених брал с собой ценные подарки (кольцо, платок) для будущей невесты. Как правило, в таком случае договаривались также и об организации проведения свадьбы вплоть до мелочей, а главное - о приданом (piurs и pasaga). В Латгале различали два вида приданого: piurs и pasaga. В piurs входили личные вещи невесты, преимущественно изготовленные ею самой, - одежда, домотканые постельные принадлежности, полотенца и другие предметы. Величина этого вида приданого зависела не только от материальной обеспеченности родителей, но и от трудолюбия самой девушки. Приданое второго вида - pasaga - включало более значительные материальные ценности, определяющие основу благосостояния будущей семьи. Именно эта часть приданого в начале XX в. часто играла решающую роль при выборе невесты и заключении брака. Приданое этого типа включало мебель, домашний скот, и др. Ценность такого приданого целиком зависела от материального состояния семьи невесты.

Собранные материалы свидетельствуют, что в 79,5% свадьбах представителей старшего поколения в Лудзе и 61,7% - в Кулдиге невеста имела приданое. Однако наличие его можно рассматривать больше как соблюдение обычая, нежели как требование, необходимое при заключении брака. Так, из старшего поколения 66% населения Лудзы и 80% населения Кулдиги считают, что при заключении брака приданое не играло решающей роли, и только 34% населения Лудзы и 20% населения Кулдиги считали приданое необходимым.

Решение вопроса о приданом и о проведении свадьбы во время сватовства говорит о том, что сватовство в Латгале к началу XX в. в значительной степени слилось со сговором, имевшем в прошлом свои функции.

В том случае, если свататься ездили, не выяснив заранее ответ, этот обряд носил иной характер: сваты могли быть не приняты, их предложения - отвергнуты. Обычно отвергнутые сваты в тот же день отправлялись свататься к другим девушкам. Если же обе стороны приходили к соглашению, то оно еще не разрабатывалось детально. В таком случае сватовству через некоторое время следовал сговор.

Роль сватов чаще всего исполняли отец или мать жениха (в 60% свадеб с соблюдением сватовства, зафиксированных со слов старшего поколения Лудзы, и в 75% таких же свадеб старшего населения Кулдиги). Однако предъявлявшиеся к сватам необходимые для успешного совершения дела требования (умение поддержать разговор, находчивость, остроумие) были причиной того, что в 40% случаев сватовства старшее население г. Лудзы и в 25% случаев - г. Кулдиги прибегали к помощи других лиц (обычно семейных) - родственников, друзей и т. п. Встречались также редкие случаи, когда пользовались услугами свах-профессионалок.

В совершении сватовства в начале XX в. прослеживается сохранение ряда весьма древних элементов. В обращении сватов к родителям девушки (разговор о поиске выбежавшей овцы, желание купить корову и др.) у латышей, как и у некоторых других народов, прослеживаются отголоски покупки невест. Возможно, что опосредованно с этим связан обычай латгальской свадьбы, согласно которому жених бросал деньги в первый стакан, поднесенный невесте при сватовстве. Русский свадебный обычай "заплатить за бесчестье" напоминает бытовавший в Латгале в исследуемый период обычай возвращения подарков и расплаты за выпитую водку в случае несостоявшейся свадьбы. На близость латгальской и русской свадебной обрядности указывает также терминология, например название сватовства - лат. svatasanas.

В отличие от латгальского сватовство в Курземе (precibas) к началу XX в. в большей степени утратило свои традиционные черты. Цель его - добиться согласия родителей невесты на брак. Однако и здесь иногда сохранялся еще сговор, совершаемый обычно через неделю после сватовства.

Имеющиеся в нашем распоряжении сведения подкрепляют мысль о бытовании здесь сватовства главным образом среди зажиточного населения. Об этом говорит характер сговора, часто сливавшегося со сватовством, в котором центральным вопросом было не столько обсуждение порядка проведения свадебного торжества, сколько установление приданого невесты (его состава и размеров). Нередко при этом семье жениха вручался список вещей, входивших в приданое. В курземской свадьбе не удалось констатировать бытование каких-либо обрядов, совершаемых непосредственно перед свадьбой.

В латгальской свадьбе, как и в русской, бытовал предсвадебный обычай наряжания венка (vaiqaga pusk/xsana), напоминающий русский девичник - прощание невесты с деревней, плач при прощании. Большую роль в латгальской свадьбе играли сваты, дружки, подружки: название этих свадебных чинов на латышском языке - явно русского происхождения: svats, druzka, podruska, podrocka. Велико было также значение брата и дяди невесты со стороны матери: брат в белых перчатках надевал на голову сестре венок и фату перед отъездом ее под венец, а дядя бросал при одевании в чулок невесты серебряные деньги. Сохранение роли брата и дяди невесты в этих обычаях рассматривается в литературе как пережиток авункулата.

Характерный для обеих областей обычай устраивать почетные ворота (goda varti) перед свадебным поездом, которые должен выкупить посаженный отец, также напоминает древний обычай покупки невест, хотя к исследуемому периоду он давно уже приобрел шуточный характер. У дома, где происходила свадьба (kazu nams), жениха и невесту встречали родители с хлебом-солью и пивом или водкой.

Интересно отметить, что в обычае встречать жениха и невесту хлебом-солью проявляется момент коллективного творчества участников, которое раскрывается и во множестве разнообразных проявлений традиционного.

Так, обычай встречать новобрачных с хлебом и солью в Кулдиге зафиксирован нами в следующих вариантах: в одних случаях родители невесты у входа в дом, где устраивается свадьба, дают съесть молодым кусочки хлеба, посыпанные солью, в других - посаженная мать с подносом в руках угощает хлебом и солью молодых и гостей перед тем, как сесть за трапезный стол, в третьих - молодых и гостей угощают хлебом и солью уже за столом, пуская вкруговую тарелку с солью, в которую присутствующие макают кусочки черного хлеба. В Лудзе удалось констатировать сохранение древнего обычая, характерного для русской свадьбы - осыпание невесты овсом.

В курземской свадьбе широко бытовал обряд проверки трудовых навыков невесты и жениха перед входом в дом, где устраивалась свадьба: невесте давали штопать или вязать чулок, жениху - распилить и расколоть дрова и т. п. Приурочивание этого обряда к данному моменту также говорит о трансформации свадебного ритуала: по более старым сведениям, обряд проверки трудовых навыков совершался после того, как жених и невеста будут признаны мужем и женой. В Курземе весьма распространен был также обряд подстилать под ноги молодым перед входом в дом узкую белую полотняную дорожку, символизирующую гладкую и счастливую жизнь молодых супругов в будущем.

Непременным моментом латгальской свадьбы являлось присутствие на пиру большого числа неприглашенных гостей (stomaci), желающих посмотреть на молодую пару. На 60,9% зафиксированных нами свадеб, совершенных в начале XX в. населением г. Лудзы, присутствовали эти неприглашенные гости - stomaci. Их обязанностью было пение песен, величание жениха, невесты, гостей. Как правило, "стомачей" за стол не приглашали, а угощали в углу комнаты. За пение песен им бросали через стол сладости, завернутые в платочек. Стомачи не были лишены и таких свадебных удовольствий, как танцы.

Кульминацией всего свадебного ритуала являлся обряд посвящения жениха и невесты в мужа и жену (micosana). О широком бытовании этого обряда говорит то обстоятельство, что он соблюдался в Лудзе в 90,9% , а в Кулдиге - в 75% всех свадеб начала XX в., о которых мы узнали со слов информаторов старшего поколения. В представлениях народа невеста и жених становятся мужем и женой только после совершения обряда micosana - снятия венка. Такое отношение к этому обряду подкрепляет мысль, что церковное венчание нарушало совершение всего свадебного ритуала и исполнялось как бы побочно.

С обрядом micosana связан интересный элемент ритуала: родня старалась спрятать невесту (zog llgavu) от жениха и его родни, а снятие фаты и венка с невесты и надевание на нее чепца (cepure, aube) или платка в качестве символа замужней женщины под пение обрядовых песен происходило лишь после того, как жених находил и выкупал невесту. Этот обычай, видимо, должен рассматриваться как отголосок борьбы между родней невесты и жениха. В Латгале в обряде снятия венка главную роль играли жених или его мать, в Курземе - посаженная мать.

После micosana молодая одаривала родню мужа (pflra dallgana). Сохранялся также обычай (pagasts), когда гости клали на тарелку деньги, предназначенные для молодых. Поскольку в Латгале, как известно, свадьба проходила как в доме невесты, так и в доме жениха, то pagasts совершался в обоих домах: в доме невесты деньги клали ее родные, в доме жениха - его родственники. Из описаний видно, что ранее этот обычай справлялся многократно в течение всей свадьбы.

Особыми обрядами и действиями, связанными с древними верованиями, сопровождалось укладывание молодых спать. Обычно их провожали с музыкой; постель стелила будущая свекровь, за что молодая дарила ей постельные принадлежности (простыни, одеяло). На другое утро молодых будили музыкой, шумом, криками. В Лудзе встречался обряд битья горшков у постели молодых или на пороге помещения, где они спали. Последующие дни празднования проходили в основном без обрядовых действий.

Как указывалось выше, на второй день латгальской свадьбы совершался переезд молодых в дом жениха - на их будущее место жительства. Бытовали некоторые символические действия, означавшие приближение конца свадебного торжества: хозяйка подавала на стол кислые щи, хозяин ставил на угол стола затычку от бочки в знак того, что пиво выпито. После этого гости расходились.

Свадьба обычно длилась три дня. Из послесвадебных обрядов довольно долго сохранялись устраивавшиеся спустя неделю после свадьбы atkazas, напоминающие русские "отводины". Характер свадебного ритуала определял порядок и место проведения этого последующего торжества. В Курземе, где переезд молодьтх на место жительства и перевоз приданого совершался на следующей неделе после свадебного пира, atkazas справляли в доме, где будут жить молодые, т. е. в доме родителей мужа. В Латгале, где переезд невесты (и перевоз приданого) в дом жениха совершался на второй день свадьбы, на atkazas отправлялись к родителям невесты.

Свадебная обрядность, бытовавшая в начале XX в. в выбранных регионах, сохраняла ряд элементов магического происхождения, сопровождавших основные действия свадебной церемонии.

Судя по собранному материалу, больше всего, сохранялось обрядов с пережитками предохранительной магии, однако значение их уже в начале XX в. утратилось. К ним относятся, например, такие обычаи, как оставлять на печи в доме молодого мужа пояс жены; оставлять пояс или варежки молодой в первую субботу после свадьбы в бане; утром второго дня свадьбы бить горшки; брату невесты в белых перчатках одевать ей венок; запрет при перевозе приданого везти кровать непокрытой; вешать колокольчики на упряжку лошадей в свадебном поезде; жениху вносить невесту в свой дом, ступая по доске или расстеленному полотну; бросать пожертвования - nods (пояса, тесемки, варежки) по дороге в церковь: в речку, на перекрестке и в помещении, где невеста переодевается в полный свадебный наряд.

Подходя к этим действиям с психологической точки зрения, их следует, видимо, отнести к апотропеическому типу магии. Первоначальный смысл этих обрядов - умилостивить духов дома молодого мужа подарками, отогнать злых духов шумом (битье посуды) или звоном металла (колокольчики), устранить нежелательное воздействие духов на невесту, которая считалась особо подверженной их влиянию. Е. Г. Катаров к этому типу магии относит также Широко бытовавший обычай закрывания дороги почетными воротами во избежание проникновения злых духов вместе с новобрачными в дом, где будет происходить свадьба и. Однако существование обычая требовать выкуп у почетных ворот говорит, на наш взгляд, в пользу того, что этот обряд можно скорее считать пережитком, сохранившимся от далеких времен существования родовой или сельской общины, пережитком покупки жен.

К имитативному и инициальному типу магических действий можно отнести обычай осыпать невесту овсом, что символизировало благополучие в будущей семейной жизни, а также особое отношение к выбору посаженных родителей; считалось, что если посаженные родители хорошие, то и совместная жизнь молодых будет хорошая. Свадебные обряды, сохранявшие пережитки любовной магии, в основном носили имитативный характер. К ним можно отнести следующие действия: невеста, вставая из-за стола перед отъездом к венцу, должна была дернуть скатерть, чтобы все девушки - ее подружки в этом году вышли замуж; с такой же целью сестры (подружки) должны были дотронуться до фаты невесты, когда она переступала через порог дома перед отъездом под венец; невеста клала в обувь жениха деньги, чтобы в дальнейшем верховодить в семейной жизни; за свадебным столом перед невестой поднимали ребенка приговаривая: "Учись, Аннушка, нянчить ребенка, в этом году это суждено другой, на следующий год - придется самой!" Если новобрачные хотели иметь сына, под кровать им клали топор, пилу, если хотели девочку - вязанье, грабли. Когда увозили невесту, в дом жениха, к саням или к повозке привязывали метлу, чтобы все девушки деревни в этом году вышли замуж 17. В качестве любовной (имитационной) нагни можно рассматривать и обычай вплетать в венок невесты веточки мирты, символизирующей вечную любовь 18. Как элемент любовной или промысловой (имитативной) магии следует рассматривать уже редко сохранявшийся в начале XX в. обычай подавать на свадебный стол зерна сухого гороха 1У, символизирующие плодородие и семейное благополучие.

Меньше сохранились элементы промысловой магии. Сведения, относящиеся к этому виду магии, можно также интерпретировать как действия предохранительной магии. Так, обычай встречать молодых хлебом-солью символизирует благополучие в будущей жизни; однако, имея в виду "очищающее" значение соли, этот обычай можно отнести и к предохранительным магическим действиям. В пользу последней интерпретации говорит то, что под подушку молодоженов свекровь иногда клала хлеб и соль. В этом случае соль исполняла апотропеические функции. В качестве обеспечивающего удачу в хозяйственных делах следует рассматривать обычай, согласно которому гости закрывали в доме жениха дымоход и колодец и просили невесту затопить печь или принести воды; невесте это удавалось сделать только после того, как она приносила в жертву печи или колодцу пояс, тесьму, варежки. Однако эти действия можно также трактовать как вышеупомянутое испытание трудовых навыков невесты (штопка носок и другие занятия). О стремлении обеспечить магическим путем богатую жизнь невесте, свидетельствует обычай класть в ее чулок деньги, что делал ее дядя. По характеру эти обычаи носят имитационный или инициальный характер. И, наконец, в качестве элемента магии плодородия (и с этой точки-зрения - промысловой) можно рассматривать распространенный в начале XX в. обычай укладывать молодых спать в клети. На большое значение, которое придавалось в прошлом у разных народов первой брачной ночи, якобы способствовавшей плодородию вообще, указывает Е. Г. Кагаров.

У земледельческих народов, какими были латыши и их соседи, главным хранилищем всего достояния была клеть, поэтому можно предположить, что проведение первой брачной ночи в клети рассматривалось как магическое действие, направленное на повышение плодородия полей. Но, с другой стороны, клеть в силу своих хозяйственных функций обычно пустовала длительное время года и часто являлась местом жительства девушки до свадьбы. А потому смысл этого обычая может быть понят не столько как магический, который уже в начале XX в. был утрачен, сколько как рациональный.

Все элементы латышской свадьбы, которым приписывалось магическое происхождение, к началу XX в. утратили свой первоначальный смысл и исполнялись больше для усиления увеселительной и эмоциональной стороны традиционного ритуала. Следует отметить, что обычаи и обряды, подобные описанным, встречаются у других народов и и объективно не являются специфическими для латышей, однако самими латышами они осознаются именно такими.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что в начале XX века в выбранных регионах в целом бытовал единый свадебный ритуал. Единство его особенно заметно в том слое свадебных обрядов, которые можно считать наиболее древними. Этот слой обрядов роднит латышскую свадьбу со свадьбой других народов, особенно славянских. Различия имеют более позднее происхождение и связаны со спецификой социально-экономического развития, а также с формированием этнического состава населения районов. Указанные причины обусловливают большую или меньшую полноту и специфический характер соблюдаемого комплекса обычаев и обрядов и позволяют выделить в свадебном ритуале два варианта - латгальский и курземекий.

Вверх