Молитва сын отбился от рук. «Сын отбился от рук Дети от рук отбились

Мой старший сын – трудный ребёнок. У него непростой характер, и уже сейчас, в три с половиной года, он выдаёт нам с мужем такие «перлы», что я с ужасом задумываюсь, что же будет дальше. Непослушание – частая причина наших ссор. Начитанная разных книг, я пробовала и такой подход, и другой, и метод кнута, и метод пряника – всё, что только мне известно, но проблема полностью не уходит. После рождения младшего ребёнка в нашей семье ситуация только усугубилась. В поисках решения я стала искать ответ у детских психологов. Начала с перечитывания книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». И знаете, я нашла ответы на свои вопросы. Я поняла, почему мой ребёнок меня не слушается, и что делать, чтобы отношения внутри семьи наладились. Эта статья посвящается всем родителям, у кого есть трудные дети.

Книгу Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» я рекомендую всем родителям прочесть целиком, более того – сделать эту книгу настольной. В ней на самом деле изложена вся суть правильного общения с маленькими людьми. Но вернёмся к трудным детям. О них Юлия Борисовна пишет в девятом уроке первой части «А как насчёт дисциплины?». Хочу Вам коротко изложить суть этого фрагмента. Быть может, это в значительной степени поможет Вам понять Вашего малыша.

В общем, у плохого поведения и непослушания всего 4 причины:

— борьба за внимание,

— борьба за самоутверждение,

— желание отомстить,

— потеря веры в собственный успех.

Главное, что нужно уяснить мамам и папам, что трудных детей по большому счёту не бывает. Есть дети особо чувствительные, ранимые, которые «сходят с рельсов» не потому что они такие плохие и вредные, а потому что они просто нуждаются в нашей помощи, потому что они не выдерживают какие-то жизненные трудности и испытания. Причины их непослушания – эмоциональные, эти дети не могут сами совладать со своими эмоциями, они просто не справляются со своими чувствами сами.

Ну а теперь чуть подробней о четырёх причинах, которые я уже упомянула. Борьба за внимание – самая распространённая причина непослушания детей. Кстати, в нашем случае именно она и работает. Каждому ребёнку для нормального развития нужно какое-то своё, определённое количество внимания со стороны родителей и взрослых. Если он его не получает или не дополучает, он вынужден идти на непослушание. Плохое поведение – способ привлечь к себе внимание. Хоть какое-то внимание (в виде ругани, наказания, замечаний), но ребёнок в результате своего дурного поведения получит. А это намного лучше, чем ничего. У нас с сыном так: я давно заметила, что стоит мне проводить с ним в течение дня максимальное количество времени, как он становится более податливым и сговорчивым. Также можно понять причину детского непослушания, обратив внимание на свою эмоцию, возникающую в результате плохо поведения ребёнка. Если ребёнок в такие минуты вас раздражает , значит, это 100 процентов борьба за внимание.

Борьба за самоутверждение со стороны ребёнка происходит, когда родители своему чаду слишком многое запрещают и во многом его ограничивают. Если родительской опеки слишком много, ребёнок восстаёт, своим непослушанием он требует больше свободы, больше доверия, он показывает, что он личность, которая имеет право на принятие решений. Проверьте себя: если в результате плохого поведения ребёнка Вы испытываете гнев , значит, причина непослушания – именно борьба за самоутверждение.

Желание отомстить возникает у ребёнка, когда он обижен на родителей. Причины его обид могут быть мелкими (резкое замечание) или глобальными (больше внимания уделяется младшему ребёнку). В этом случае дети начинают плохо себя вести, думая: «Раз мне плохо, пусть и вам будет плохо». И если непослушание ребёнка вызывает у вас чувство обиды , значит, Вам нужно решать именно эту проблему.

И, наконец, потеря веры в собственный успех у ребёнка происходит из-за того, что у него накапливается горький опыт неудач, падает самооценка, накапливается критика в собственный адрес. Уверенность ребёнка в себе теряется, результатом чего становится плохое поведение (например, проблемы в школе могут выливаться в непослушание дома). В этом случае родители испытывают чувство безнадёжности и отчаяния .

Как видите, непослушание ребёнка – это всегда сигнал о помощи. Конечно, в каждой ситуации помощь нужна разная.

— Если вы столкнулись с борьбой за внимание, ребёнку нужно дать положительное внимание, желательно в те моменты, когда он спокоен: совместные игры, занятия, прогулки.

— Если в вашей семье появилась борьба за самоутверждение, Вам нужно ослабить свой контроль за делами ребёнка, малышу важен опыт собственных достижений и неудач.

— Если причина непослушания – желание отомстить, подумайте, чем Вы обидели или обижаете своего ребёнка. Причины его боли нужно, разумеется, устранить или хотя бы постараться это сделать.

— Если же ребёнок потерял веру в собственный успех, то самый верных выход из сложившейся ситуации – перестать требовать от ребёнка «полагающего» поведения, убрать все свои претензии к нему, критику в его адрес. Напротив, нужно всячески поощрять своё дитя, помогите ему найти ту область, в которой ему легче добиться успеха. Выбрать из тупика Вашему чаду поможет также совместная деятельность с Вами.

Как же всё просто и в то же время сложно! И, как ни парадоксально, менять плохое поведение ребёнка нужно… с изменения поведения родителей. Именно в этом ключ к пониманию «трудных» детей. Путь к послушанию – долгий путь, но терпение и любовь обязательно помогут нам в общении с детьми, каким бы трудными они нам ни казались!

31.08.2011, 14:24

31.08.2011, 14:28

Что делать?
На вымогательства не вестись, лишнего не покупать (того, что не считаете нужным). Но, вместе с тем, надо думать как увеличить свободу. И увеличивать ее там, где Вы считаете наименее опасным. Например, дать какие-то карманные деньги на всю эту ерунду. И больше не давать.(то есть дали 30 рублей на неделю, пусть что хочет то и делает, но больше Вы ей не покупаете). Разрешить гулять одной на даче в каких-то пределах (если это возможно). Растет ребенок, борется за свободу.

31.08.2011, 14:30

У нас нечто подобное, только и ремень - не помогает... И нам ещё 4 лет нет:010: Надеюсь, что это либо период очередной кризисный, либо погода, типа магнитные бури...

31.08.2011, 14:34

Больно рано отбился.
Взглянуть на ситуацию по-другому. Это только 6 лет. Это ещё не отбилась от рук. Слава богу.
Я помню, что тоже около 6 или даже 7-8 лет обратила внимание, что больно сын нами помыкает, всё надо, как он хочет.
Но ведь ребёнку всего шесть лет. Они в этом возрасте (и не только в этом, а лет до 14 точно) хотят, чтобы им ставили какие-то рамки. В шесть лет уже ума хватает эти рамки, границы проверять. Если границы продавливаются, то шестилетний ребёнок, я вам точно говорю, бессознательно впадает в панику: "Ааааа, меня не замечают!" А как это - не замечают? Это как бы меня нет? Это значит меня не любят? Ужас какой.
В общем, детям главное, чтобы на них обращали внимание, чтобы любили, чтобы были в контакте. В шесть лет достаточно держать чёткие рамки.
"Отбился от рук" - это обычно о подростках пишут, говорят. Там тем более нужен контакт с родителями. Шестилетка ещё лапочка, из него можно верёвки вить. :)) Однако кризис 6-7 лет - нормальное явление Переход от сплошной игры к сознательной деятельности, к учёбе и к общению со сверстниками.
ИМХО.

31.08.2011, 14:35


не верю, простите...

31.08.2011, 14:37

Кричать - не выход. смысл?

31.08.2011, 14:50

Идите от противного. Хочешь идти гулять одна - хорошо, иди, только сначала раз уж такая самостоятельная, то будь добра - зайди в магазин, купи то то и то то, домой принеси, ужин сготовь. Управишься - иди гуляй. Ну и в том же духе. Привейте ей мысль, что человек самостоятельный - самостоятелен во всех житейских ситуациях, а не только, когда хочется.

31.08.2011, 14:53

Если ребенок отбился от рук, что делать? Дочке 6 лет, с некоторых пор стала активнее со мной спорить, что одеть куда и как идти. Спорить нет сил, объяснения не понимает и не слышит, хочет делать все по своему. Например активно хочет идти к подружке в гости, девочка только приехала с дачи, а она к ней напросилась. Мне неудобно перед людьми, пытаюсь объяснять что не надо навязываться, не понимает и упорно стоит на своем. Познакомилась не давно сдевочкой 7 лет, которая гуляет одна, так она от этой девочке боюсь плохому научиться. (уже заявляет, что хочет одна гулять, так как тот ребенок говорит, что она самостоятельная). Хочет кушать мороженное когда нельзя, заставляет покупать себе жевачки, (ведь та девочка ест и ее еще угощает) и всякую дрянь (пристает "ножом к горлу"), вымогает деньги, объяснения опять не слышит, кричать все время не хочу (причем это тоже помойму уже не помогает), только запугиваеие ремнем порой помогает.Бабушку этим активно доводит. Вот что делать?


Летаргия

31.08.2011, 14:55

Если объяснения не помогают, но Вы категорически против какого-то требования ребенка, можно предложить какую-то замену еще, из того, что ребенок любит. У нас иногда прокатывает.

Марусина

31.08.2011, 14:58

с одной стороны - радоваться. ребенок растет. хуже было бы, если она ничего нехотела и делала так, как говорите ей вы.

А на вопрос что делать...хочет идти в шортах в +2 - пожалуйста.выйдет,померзнет 5 минут и переоденется.
в гости - извини, сегодня твердое "нет", с объяснениями, по возможности краткими. мешать другим людям, уставшим - не правильно. позвоним, договоримся на то время, когда им удобно. или пригласим к себе.

Хочет одна гулять - "нет. в городе опасно, я тебя очень люблю и боюсь что с тобой что-то случится.я очень переживаю"
на даче - там где объективно можно - пожалуйста

Кричать - не выход. смысл?

А моя мам постоянно хочет, чтобы я ее слушалась "делай то-то и то-то"... причем она известный провокатор - придумает как добиться своего (самый простой "мне уже тяжело..." при этом на культурные мероприятия через выходные убегать легко ей).
Я психую ужасно и "ведусь". Муж смеется, что я от нее слишком эмоционально зависима. А взялась маман за мужа сам психует еще жестче "за такое сразу в морду надо!" орет... Слава Богу до рукоприкладства не дошло еще, только слова. Живем вместе, уже страшно (о любых разговорах разъехаться - моя дочка в слезы. Если ссорятся баушка и папа - даже если папа её защищает - "виноват папа", а меня защищает)... В общем, мрак:(
А еще у нас то жутко больные, то жутко неразвитые дети - с внучкой весь июль развлекалась, что дите уже заикаться стало от переизбытка впечатлений (уехала бабушка в Саратов - 2нед тупо гуляли только на площадке - всё ОК стало)
Сама мама моя жутко непоследовательна в своих решениях и сама то, что заставляет чаще всего делать не хочет.
При всём этом бардаке бывает мега-довольна - "у меня всё под контролем!"

В общем, НЕ БЕРИТЕ ПРИМЕР с моей мамы.
При всем этом ужасе - она компанейский и веселый человек, на работе очень спокойна и выдержана

31.08.2011, 15:39

вот прям так вдруг и изменилась? а раньше была белка белкой???
не верю, простите...

Нет белой и пушистой не была, просто сейчас обострилось как то.

Как это? Она требует - Вы покупаете? Если так, меняйте поведение.
Объяснений не слышит, не понимает - тогда твердое НЕТ и все.
Проблема в том, что живем с моими родителями. Очень часто остается с бабушкой (летом когда садик закрыт и когда болеет), вот ее она прогибает как хочет, бабушка потом мне названивает и говорит чтобы я дочке вес объясняла. Вот пример она говорит купи мне жевачку, я говорю она вредная нельзя, а она мне сто раз купи жевачку, а я сто раз слово нет(твердое притвердое:)) и хоть ты тресни, пока на нее на раскречусь и не скажу что сейчас накажу не успокаивается, а может успокоиться на 10 минут и все заново. Бабушка токого не выдерживает и сдается, если я бабушке что то выговариваю что нельзя потакать, она говорит я больная с ней справвиться не могу сиди тогда сама. Кстати дачи нет, чтобы одной гулять, но на отдыхе в пансионатах и отелях впринципе сама много бегает.

31.08.2011, 16:03

Бабушка токого не выдерживает и сдается, если я бабушке что то выговариваю что нельзя потакать, она говорит я больная с ней справвиться не могу сиди тогда сама. Кстати дачи нет, чтобы одной гулять, но на отдыхе в пансионатах и отелях впринципе сама много бегает.
Судя по Вашему описанию, проблема не в дочке, а в бабушке. Нужно либо ограничивать общение с бабушкой (раз она болеет и ей тяжело), либо как-то влиять на бабушку. Я бы выбрала 1ый вариант.

Глеб Егорыч

31.08.2011, 16:05

а я сто раз слово нет


31.08.2011, 16:42

Судя по Вашему описанию, проблема не в дочке, а в бабушке. Нужно либо ограничивать общение с бабушкой (раз она болеет и ей тяжело), либо как-то влиять на бабушку. Я бы выбрала 1ый вариант.

Судя по описанию проблемы не только у бабушки, но и у мамы. Зачем сто раз повторять нет? Вы себя уважаете вообще? Двух раз вполне достаточно. Потом пригрозить, что если не замолчит, то накажете. Не замолчала - наказать без объяснений и разговоров. Оставьте ее на недельку без сладкого, например. Пару раз накажете - она прекратит так делать. Твердость, и последовательность, и уважение к себе. :ded:

31.08.2011, 16:44

попробуйте сократить твердое-претвердое "нет" со ста раз до одного:))
и быстренько найти, на что переключить внимание. У нас очень долго срабатывало предложение купить мыльные пузыри (не разорительно и полезно), канцтовары, новый журнал с кроссвордами и т.п.

Не вижу смысла переключать внимание и что-то еще покупать. Нет и все, девочке 6 лет, а не 6 месяцев.

31.08.2011, 16:44

попробуйте сократить твердое-претвердое "нет" со ста раз до одного:))
и быстренько найти, на что переключить внимание. У нас очень долго срабатывало предложение купить мыльные пузыри (не разорительно и полезно), канцтовары, новый журнал с кроссвордами и т.п.
Жвачка очень быстро утратила свою привлекательность, когда я живописно объяснила про жвачку у коров и других жвачных животных:065: Ну и в целом - что жвачка полезна, если после еды нет возможности почистить зубы или необходимо избавиться от запаха изо рта (лук, чеснок и т.п. в блюдах).

ППКС.
Вам удобно, чтобы ребенок был с бабушкой - значит, смиритесь с тем, что ребенок будет бабушкой манипулировать. Бабушка вообще-то не обязана воспитывать вашу дочь и испытывать на себе все тяготы ее характера. Это ВАШ ребенок.
А вам уже сказали много ценного. Удачи!
P.S. А почему вы считаете, что если девочка в 7 лет гуляет одна, то она научит вашу дочь плохому? Моя и в 6 лет во дворе гуляла, сейчас, в 8 лет, гуляет во дворе с сестренкой (3 года), это совсем не значит, что она насквозь порочна.

"Был ребенок как ребенок, а подрос - и словно бес в него вселился", - часто можно услышать от родителей эту или подобную по смыслу фразу. На самом деле "бес" в отпрыске жил и раньше, просто до 14-15 лет родителям хватало власти удерживать "джина в бутылке", а теперь перестало хватать.

Наследственность или гормоны?

Причин, почему подрастающий ребенок становится неуправляемым, масса. Начать с того, что ему нелегко управлять самим собой: душевное состояние, уверенность в себе, а отсюда поведение могут меняться в больших пределах. Подросток не умеет соразмерять свои амбиции и возможности. То ему кажется, что ему все по плечу, у него - шапкозакидательские настроения. Но вот случается неприятность - и он идет к взрослым за помощью, на лице - уныние, пессимизм. Часто трудно предугадать, чего от подростка ждать в следующие час, день, неделю.

Именно в подростковом возрасте человек наиболее раздираем противоречивыми чувствами. С одной стороны, он рвется быть свободным, а с другой - хочет, чтобы кто-то стоял рядом и подстраховал в случае чего. Или чтобы решения принимал он, а последствия ошибочных и авантюрных шагов расхлебывали другие. Истинной свободы подростки боятся. Когда родители передают отроку полную ответственность за свою жизнь, тот сначала радуется, но вскоре эйфория сменяется беспокойством, как у человека, оказавшегося без компаса и карты в неизвестном лесу.

Многое из того, что регулирует поведение ребенка, сформировано генетически, поэтому не все можно переделать даже при его жгучем собственном желании.

Могут быть и гормональные причины вызывающего поведения, например, повышенное содержание тестостерона в крови, что наблюдается у ребят 12-17 лет. Покоя не дает гипертрофированное половое влечение. Активное занятие спортом, туризмом концентрацию тестостерона уменьшает, а следовательно, снижает агрессию.

Ящик Пандоры

В 14-15 лет начинает проявляться то, что мы "записали на кассету или на дискету" в год, три, пять лет, и многое уже сформировалось окончательно. В этом возрасте начинается реализация усвоенного жизненного материала, хотя представления о своем знании реалий бытия часто значительно превышают истинный багаж таких знаний.

Происходит поляризация целей и образа жизни. Одни устремляются за наслаждениями, оказываются пленниками гедонизма, живут бездумно, как бы по касательной, срывая цветы удовольствия и в то же время ничем всерьез не увлекаясь, легко попадая в чью-то зависимость (в худшем случае криминальных паханов). Других любопытство влечет жадно познавать разные стороны жизни, благовидные и не очень, они тоже долго не останавливаются на чем-то одном, неизведанные дороги и непознанные явления легко поднимают их и увлекают то в одном, то в другом направлении. Третьи тянутся к знаниям, стараются учиться лучше, самосовершенствуются, развиваются, готовя себя к серьезной деловой жизни, с отроческих лет задумываясь о своей карьере, даже выбрав конкретное направление деятельности.

В 14-15 лет у отрока развивается аналитическая способность сравнивать мнения родителей с суждениями других людей относительно реалий жизни. Приходит понимание, что родители никуда не денутся, их можно не бояться, ничего ужасного они не сделают. Подросток пытается нащупать пределы своего суверенитета в семье, начинает всякими, порой эксцентричными, выходками бомбардировать его границы, пытаясь как можно больше расширить их. Чем меньше дружелюбия во взаимоотношениях подросшего ребенка и родителей, тем более ожесточенной становится борьба.

Психологическое отторжение от родителей часто происходит значительно раньше, чем наступает экономическая независимость, и это может даже усиливать вызывающее поведение, демонстративное несогласие с родителями в разных вопросах. Подростки как бы говорят: "то, что я ем ваш хлеб, еще не значит, что я не имею права на свободу самовыражения, на свою позицию". Ультимативный тон детей, требующих деньги на одежду или саму одежду и обувь, - способ уйти от попрошайничества и унижения. Юноши и девушки, начавшие зарабатывать и продолжающие жить в семье, часто более покладисты по отношению к родителям. Снимается напряжение между ощущением себя уже взрослым человеком и материальной зависимостью.

Бывая заносчивым, подросток чаще не нас с вами не уважает, а лишь самоутверждается. Не следует спешить уязвляться и делать скоропалительные выводы, если подросток говорит что-нибудь вроде "ты не понимаешь, на самом деле..." и выдвигает свое объяснение какому-то событию или явлению. Либо заявляет чуть ли не тоном приказа: "ты обязательно встреть маму на остановке". Подростку, для которого родители все предыдущие годы его жизни были абсолютным авторитетом, особенно лестно что-то знать, уметь больше, чем они. И когда он безапелляционно заявляет родителям какую-нибудь сентенцию, он пытается продемонстрировать им, другим окружающим и самому себе свою взрослость, небольшую еще, но значимую для него эрудицию.

Детки и бедки

Многие завидуют родителям послушного, разумного ребенка, но мало кто задумывается, что за этим послушанием скрывается. Почему ребенок послушный и образцовый? Ответственно относится к своей судьбе? Хорошо, коли так. А если это происходит потому, что властная мама задавила, и ребенок живет, как сжатая пружина, под маской? Куда выстрелит пружина, когда ребенок сбросит маску и проявит свою натуру? Да, в детстве он был покладистым, белым и пушистым, но это благополучие - со скрытым часовым механизмом.

Строго говоря, пословицу "маленькие детки - маленькие бедки, большие детки - большие бедки" придумали плохие родители. М. Литвак в книге "Если хочешь быть счастливым" выражается еще резче: конфликт "родители-дети" - всегда патология. И впрямь: чем старше становится наследник, тем разумнее он рассуждает и поступает, тем больше, по идее, взаимопонимания с родителями. То есть родительские заботы должны уменьшаться от 0 до 15-17 лет, сойдя в конце концов на нет. Дальше идут обычные человеческие контакты на основе взаимопомощи. Во многих причинах подростковой неуправляемости мы, родители, виноваты сами. Или вернее говорить о причине, исходящей от нас. Все мы хотим видеть своего преемника разумным, целеустремленным, добрым, уравновешенным и т.д. Но когда эти качества закладываются - от рождения до 5-6 лет - ведем себя как попало, закрепляя в ребенке свойства характера прямо противоположные. Никак не можем, не хотим в течение нескольких наиболее ответственных лет не скандалить при детях, не предъявлять мелочных требований к супругу(-е), не соблазняться излишествами. Но эта сдержанность потом сторицей окупается.

Конфликты в семьях часты не только потому, что наши подростки неуправляемы и упрямы, но и потому, что родители бывают непробиваемо непонятливыми - с ходу, не выслушав декларируют свою волю. Между тем представители младшего поколения часто говорят, что они охотно пойдут на компромисс, если родители действительно хотят мира и согласия в семье.

В чем ошибка?

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины конфликтов подростков и родителей, когда они происходят из-за неверной позиции родителей.

1. Дети в семье испытывают эмоциональный голод, поскольку гласно или негласно провозглашается запрет на чувства как на ненужные сантименты. Существуют лишь функциональные отношения (выполнение обязанностей).

2. Мы слишком быстро в разговоре с ребенком начинаем его обвинять, декларировать свою волю, не разобравшись толком, почему он поступил так, а не иначе, не убедившись, видит ли он сам опасность тех или иных действий. Ребенок, а потом подросток поступает "не так" не потому, что он "плохой", а чаще потому, что не видит перспективу развития событий. А возможно, не считает нужным избегать опасности, ведь он имеет право на свой взгляд на проблему.

Подросток обычно попадает впросак из-за неопытности, недальновидности. Вместо того чтобы его ругать, часто полезнее сесть и красочно, объемно обрисовать ситуацию, которую может повлечь за собой его поступок, поведение, образ жизни, помочь освободиться от иллюзий, спокойно обсудить варианты развития событий, действия при выборе той или иной тактики. Главное - научить детей просчитывать шаги как можно дальше вперед. Трудно подавлять в себе желание навязать отпрыску свое решение. Но гораздо больше пользы ему принесет такая фраза родителя: "Давай вместе по-взрослому спокойно обсудим эту твою проблему, а решение примешь ты сам". Подростки получают удовольствие, когда пользующийся у них авторитетом взрослый по-деловому, без обвинений и упреков, без высокомерия обсуждает проблемы. Такой знак доверия особенно ценится.

3. Откровенно грубая лексика родителей в общении с отпрыском, унижение, оскорбления сына или дочери.

Крайне непродуктивно нашлепывать ярлыки, пользуясь существительными ("лжец", "эгоист", "тупица" и т.д.). Куда ценнее оперировать глаголами ("обманул", "забыл о других", "не подумал как следует"). Хорошо бы на стене в каждой семье крупными буквами написать один из главных законов педагогики: порицать всегда поступок, а не ребенка.

Внушая что-то отроку, надо рассчитывать на то, чтобы его ожгла, заставила задуматься ситуация, смысл слов, а не накал эмоций. Высокомерный распекательский тон, унизительные реплики будоражат подростка и затрудняют воспринимать смысл наших слов, вникнуть в суть претензий, переносят акцент разговора с более важного и основополагающего - "я сам ответственен за то, что из меня вырастет" - на частное и сиюминутное "надо делать так, чтобы мама не сердилась".

4. Родители не учат ребенка нормам бытия, житейским премудростям, а сразу переходят к санкциям, наказаниям.

5. Родители злоупотребляют ограничениями и запретами, слишком вмешиваются в жизнь и дела сына или дочери, например, не пускают на улицу не в позднее время, запрещают дружить с кем-то без достаточных оснований, не дают самому (самой) выбирать занятия в дни и часы досуга, осуществляют диктат в выборе профессии и т.д. Запреты и требования, особенно немотивированные, не аргументированные логично и убедительно, не достигают желаемого результата. Если отрок не проникся целесообразностью запрета, он будет думать, как его обойти.

Слишком категоричные ультиматумы типа "если пойдешь в ночной клуб, можешь больше домой не возвращаться", "тогда ты мне больше не сын", "к нему пойдешь только через мой труп" и т.п. не дают выхода из ситуации без потери лица. Нужно оставлять пространство для маневра, не давать повода сыну или дочери заподозрить родителей в их бессилии.

6. Непредсказуемость, непоследовательность в поведении родителей с детьми, нелогичность требований. Родители легко меняют свою позицию в зависимости от настроения. В ответ на один и тот же поступок мать сегодня лишь усмехнется, а завтра может влепить подзатыльник.

Есть прямая связь между родительской непоследовательностью и неадекватностью реакций на поступки детей, немотивированной, непредсказуемой резкостью родителей по отношению к ним, сопровождающейся обычно взрывом эмоций, и слабой так называемой интернализацией детей (контролем за своим поведением с нравственно-этических позиций), склонностью детей к неврозам, асоциальному поведению.

Особенно выбивает из колеи детей положение, когда родители к ним сначала снисходительны, многое позволяют, а стоит случиться какому-то казусу, в чем-то детям проштрафиться, подвергают их суровым наказаниям. То есть родители реагируют лишь на последствия. Подростка при этом обескураживает фактор внезапности, что воспринимается им как несправедливость. За таким неожиданным демаршем отца или матери кроется формальная реакция для галочки или всплеск эмоций, что мало общего имеет с воспитательным актом. Родителя волнует не столько сам ребенок, сколько материальный и иной ущерб от его действий.

7. Взрослый в своих действиях по отношению к ребенку руководствуется не объективной целесообразностью, а личными интересами. Дает указания типа "не делай того, что неприятно мне" (например, требует выключить музыку, которая ему не нравится, даже если она звучит тихо и в другой комнате). То есть родители утверждают положение "правильно так, как выгодно лично мне".

Пока дети маленькие, они подчиняются родительской воле. Однако невозможность (из-за неопытности) доказать свою правоту по сути дела, а не по формальным признакам, детей особенно злит. А в 14-16 лет, когда дети обретают моральную и физическую силу, а у родителей она остается прежней, ситуация в семье, бывает, меняется с точностью до наоборот. Теперь дети претворяют в жизнь девиз родителей "должно быть так, как хочется мне".

8. Родители ведут себя с детьми отстраненно, не посвящают их в дела, планы семьи, но требуют от сына или дочери выкладывать подробности его (ее) жизни. Между тем человека к доверию можно только расположить. Откровенность детей с родителями не улица с односторонним движением. Те, кто считает, что с детьми, даже если они уже не маленькие и многое понимают, не обязательно быть откровенными, подменяют человеческие отношения "должностными" ("начальник"-родитель и "подчиненные"-дети), что увеличивает дистанцию между членами семьи. Чем раньше родители начнут посвящать детей в общесемейные и свои личные проблемы, тем лучше. Такой знак доверия особенно ценится. Но быть откровенными с детьми - не значит выкладывать все о своей личной жизни, чтобы не получилось, что дочь о матери знает больше, чем мать о дочери. Этак можно перегнуть в другую сторону: дочь начнет ревизовать жизнь матери и поучать, как ей поступать.

9. Конфликты между родителями, при этом мать и отец несдержанны в оценках друг друга. В том случае, когда один родитель восстанавливает сына или дочь против другого без особых его прегрешений, падает авторитет и отца, и матери, и отрок говорит: "А ну вас обоих!"

10. Преемник динамичен, а родители застыли в своем развитии на одном уровне, лишь доживают свой век, ничем не интересуются. С динамичными родителями (в самосовершенствовании, творчестве, в жажде познания, культурной жизни, в любви к путешествиям и т.д.) подростку интересно, и он к родителям относится с большим уважением.

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Большая семья: живем дружно

Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.

Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.

Все о религии и вере - "молитва сын отбился от рук" с подробным описанием и фотографиями.

В семье может случиться так, что и родители внимательные, заботливые, и времени немало своим детям уделяют, а дети растут непослушными, могут нагрубить, нахамить, могут что-то делать просто, если посмотреть на них со стороны, назло не только своим родителям, но и другим людям. Отец с матерью, чтобы исправить ситуацию и избавить своих детей от неприятностей, прибегают к разным способам.

Нередко даже психологи, психиатры и педагоги не могут понять, что с ними случилось, почему дети так капризничают, вредничают. Часто специалисты не могут дать совета, который бы помог изменить все к лучшему. А родители ищут способы, чтобы дети росли крепкими, здоровыми и послушными. Заговор на послушание обычно читают, если другими методами не удается исправить положение.

Когда младенец капризничает

Часто матери приходится нервничать и переживать, если ребенок плохо спит по ночам, кричит и капризничает. Бабушки советовали, когда маленький ребенок сильно плачет, мучается, то чтобы он был спокойнее, при купании надо сказать:

Заговор при купании

«Ой, матушка дитятко! С гуся вода, с тебя худоба».

Были еще такие слова, которые говорили матери, укладывая детей спать:

«Сонюшки-дремушки, подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас».

Если ребенок перестал слушаться

Издавна наши бабушки и прабабушки, когда дети переставали слушать старших, прибегали к молитвам и заговорам . Был не один заговор, который читали на послушание. Если ребенок плохо себя ведет, то давая ему кушать, тихонько приговаривайте:

«Как ты с моей руки ешь и пьешь, Так ты и свою мне волю отдаешь, Во все дни, вовеки и навсегда. Аминь. Аминь. Аминь».

Когда ребенок плохо спит по ночам, нужно уловить момент, когда он спит, войти в комнату с чашкой воды, которую предварительно набрать из колодца, ручья, родника или просто с речки. Водопроводная вода в данном случае для этих целей не подходит! Трижды малыша надо перекрестить и прочесть над ним следующие слова:

Заговор на хороший сон

«Я тебя, дитятко породила, талантом и участью наделила. Не мешай ночью спать, а днем дело делать».

Нередко бабушки говорили, если ребенок стал капризным и непослушным, то следует провести такой обряд. Надо сходить в церковь и поставить 12 свечей перед иконой Скорбящей Матери. Помолиться перед этой иконой и купить в церкви святой воды. Дома над водой, которую принесли из церкви, следует произнести такие вот слова:

«Вода водица, Морская царица, тебе, вода, похвала. Чаду моему, рабу Божьему (имя),– на здоровье, телесное и душевное».

После этих слов надо трижды сплюнуть через левое плечо, перекреститься и лечь спать. Утром надо встать пораньше и приготовить ребенку завтрак, в еду следует подлить, хоть совсем немного, той воды, над которой прочитали слова. Старые люди говорят, что вода с природного источника – вода особая, потому что «живая» и целебная. И многим приходилось убеждаться на собственном опыте, что так оно и есть.

Обряд на посушание

Когда сын отбивается от рук

Если сын подросток стал непослушным, у него появились дурные друзья и привычки, он стал дерзить родителям и учителям в школе, то можно прибегнуть и к такому обряду. Читать это заговор следует в то время, когда ребенок находится дома. Надо взять у сына принадлежащую ему вещь. Но сделать так, чтобы он сам вам ее дал, а потом именно над ней произнести следующие слова:

«Дитятко мое пускай послушным станет, злость и ненависть пускай его оставят! Пусть прибудут родители в почете, чтоб не придаваться лишней работе! Да настанет отныне гармония в доме моем! Боже Всемилостивый, даруй мне терпения и сыну моему умиротворение! Да прибудет воля Твоя в нем и проснется совесть в душе его! Пусть не противится он послушанию родителям своим ради имени Твоего Славного! Аминь».

Здесь важен такой момент, как правильное произношение слов. Поэтому для точного произношения можно заранее написать эти слова на листике бумаги, а потом в нужный момент прочитать. А вещицу возвратить сыну и пусть он ею и дальше пользуется.

Начались проблемы с дочкой

Девочки, когда наступает возраст полового созревания, нередко сталкиваются с множеством проблем, становятся замкнутыми, начинают дерзить, нередко уходят в себя, отношения с матерью могут дать трещину.

Если мать видит, что раньше были хорошие отношения, а теперь у дочки появились слишком взрослые друзья противоположного пола или ребята сомнительного поведения, то чтобы избежать более серьезных последствий, наши бабушки рекомендовали произнести такие слова:

«Дорога твоя (имя дочери), ведет к дому, к матери (имя матери) и ни к кому другому. Меня будешь слушать, мою соль-хлеб кушать, на посулы чужих людей не ведись, матери поклонись и покорись. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!».

Не бойтесь, дочка после таких слов не останется одна, она найдет себе подходящую пару, а вот от нежелательного знакомства заговор поможет спасти. Такие слова следует произносить над спящей дочерью.

Проблемы с подростками

Ученые не отрицают действенность заговоров

Если кто-то и не верит в заговоры, в то, что что-то может измениться от слов, что дети после чтения определенных молитв станут лучше себя вести и чувствовать, то советуем больше узнать о современных исследованиях в области психологии и естественных наук.

Сейчас доступны сведения, что ученым экспериментальным путем удалось доказать, вода, когда над ней произносят слова, а особенно молитвы, проигрывают музыку, меняет свою структуру.

Ведь именно вода является носителем информации, она словно «впитывает» в себя то, что ее окружает. С этим свойством воды связаны многие церковные действа: освящение воды в храмах после службы, обряд крещения. Священники рекомендуют пить освященную воду в разных случаях, а на Пасху возле церквей и храмов прихожан кропят святой водой со словами, обращенными к Богу.

При использовании молитв и заговоров необходимо приготовить:

  • «Живую» или освященную в храме воду;
  • точное написание слов молитвы или заговора;
  • церковные свечи;
  • определенную икону.

От хороших слов, классической музыки молекула воды приобретает красивую форму звездочки или снежинки, а от тяжелого рока или плохих слов, замерзая, становится просто бесформенным сгустком льда. Поэтому советуем почитать научную литературу и подумать над тем, что в наследство оставили нам наши предки в виде молитв и заговоров.

Ведь хочется сделать все, чтобы дети слушались. И не единичны случаи, когда врачи были бессильны, а деревенские бабушки спасали детей именно молитвами и заговорами, да и не только деток, от разных напастей. Эти заговоры и молитвы были действенными на протяжении сотен и тысяч лет, продолжают они помогать и сегодня.

Главное, не желать никому зла. А если мать просит помощи для своего ребенка, прибегая к старинным молитвам и словам, что читали наши предки, то она не нарушает этим законы Мироздания. И нет здесь никакой магии, а если и есть, то только магия любви.

Отзывы посетителей

Один комментарий

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Отменить ответ

(с) 2017 Гадания, привороты, заговоры

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник

Любые материалы, полученные Вами с использованием Nagadali, Вы можете использовать на свой собственный страх и риск

Священник Владимир Сухих: «Наказывать нужно с любовью»

При правильном воспитании у детей не бывает переходного возраста

Как найти золотую середину между строгостью и излишней мягкостью в отношениях с детьми? Как правильно хвалить и наказывать ребенка? Есть ли случаи, когда стоит прибегать к физическому воздействию? И что делать, если ребенок вырос злым, эгоистичным человеком, от которого страдают родители? На эти вопросы отвечает клирик саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла священник Владимир Сухих.

– Я думаю, можно. Есть множество примеров, когда в семьях неверующих вырастали хорошо образованные и высоконравственные люди. Но мы также знаем, как трудно сохранить эти качества, не отступить от своих принципов при серьезных испытаниях. Когда мораль не подкреплена религией, это похоже на человека на ходулях. Чуть тронь – и он упадет. Такие фундаментальные понятия, как честь, ответственность, долг, – все-таки понятия религиозно мотивированные, поэтому, чтобы выросший ребенок смог сохранить доброе, что в него вложили родители, ему необходимо и духовное воспитание.

– Воспитать христианина мы не сможем, потому что вера – не привитое качество, а свободный выбор. Христианином человек становится тогда, когда происходит его личная встреча со Христом, и он принимает решение следовать за Ним. Но мы, родители, можем и должны воспитать личность. Это человек, развитый физически, интеллектуально, душевно, соблюдающий нормы поведения, имеющий совесть. Задача родителей – создать предпосылки для самой главной встречи ребенка с Богом. А для этого ему нужно объяснить, что мир создан и живет по определенным законам, что есть Высший суд, за нарушение Божьих заповедей придется отвечать. И, конечно, самое главное – нужно давать ребенку положительный пример своей жизнью во Христе.

– Одно дело, когда ребенок рождается в семье, в которой знания о Боге прививаются с пеленок. Но совсем иное, когда кто-то из родителей приходит в Церковь и, осознавая, как важна духовная жизнь, начинает предпринимать попытки воцерковить детей, которым эти идеи пока не близки. Стоит ли водить ребенка в церковь, если он не хочет?

– Проблема многих родителей в том, что они пытаются реализовать в своих детях то, чего не было в их жизни. «Я мечтала стать переводчиком, но не смогла, зато моя дочь пять раз в неделю усиленно занимается языками». «Я не знала Бога, но мои дети будут поститься и ходить на службы». Это вещи одного порядка. Но воспитание – не дрессировка, не принуждение. Воспитание – от слова «питать», то есть давать пищу. Даешь ребенку здоровую еду – будет здоровый желудок. Регулярные физические нагрузки позволят сохранить здоровое тело. Питаешь душу – она правильно развивается.

Нельзя привить любовь к Богу насильно. Но я глубоко убежден, что все здоровое воспринимается органично. Тертуллиан говорил: «Каждая душа по своей природе христианка». Не стоит форсировать события. Следует просто самим жить полноценной церковной жизнью, и дети к ней потянутся.

– Насильно любовь к Богу привить невозможно, на как все-таки подготовить ребенка к встрече со Христом?

– Очень важно заложить в ребенка понятие не столько даже долга, а скорее дружбы. Многие родители говорят: «Ты должен жить по заповедям!». А почему должен – непонятно. Потому что Бог строгий, и он накажет? А почему не всегда злых наказывает? Но сердцевина новозаветного Благовестия в том, что Бог – наш любящий Отец, что Он нам друг и брат через богочеловека Христа. И вот это детям часто хорошо понятно, они знают, что такое дружба и любовь. С другом общаются – и мы общаемся с Богом в молитве. С другом встречаются – и мы ходим в дом Божий по воскресеньям. С другом есть общие интересы – и мы читаем Евангелие каждый день, чтобы узнать, что Бог любит, а что Ему противно. Друга уважают, ему хранят верность, его защищают, с ним мирятся после разлада. Задача родителей ненавязчиво сформировать интерес к духовной жизни, это станет для ребенка надежным фундаментом в его взрослении.

Иногда остается только молиться

– Знакомая в отчаянии – сын совсем отбился от рук. Был добрый и послушный мальчуган, а как наступил переходный возраст, ребенка словно подменили. Грубит, учиться не хочет, одни развлечения на уме.

– Многие взрослые боятся переходного возраста и связанных с ним проблем, но замечу, что при правильном воспитании этого этапа можно избежать. На самом деле проблема рождена эгоизмом родителей. Ребенок растет, начинает ощущать себя самостоятельной личностью, а взрослые продолжают общаться с ним, как с малышом. Если подросток агрессивно реагирует на замечания родителей, это, как правило, связано с тем, что они задевают его самолюбие. Мальчишки убегают из дома, потому что мамы замучили их своей опекой. Дети вырастают безответственными, потому что родители все сами за них делали. Взрослые должны осознать: ребенок – не их собственность, не игрушка, не домашнее животное, это самостоятельная личность. Вам бы понравилось, если бы вам постоянно приказывали, вас критиковали, вам не доверяли? Так почему мы позволяем себе так обращаться с ребенком? Но, если родители свое властолюбие сдерживают, уважают интересы и вкусы детей, у них нет необходимости обороняться. Порой приходят мамы на исповедь с вопросом: «Что мне делать со своими детьми?». Мамам лет по семьдесят, а они все ходят с этим вопросом.

– Что с тех пор, как их ребенку исполнилось четырнадцать, уже ничего, к сожалению, сделать нельзя, надо просто молиться и давать им живой пример подлинной христианской жизни.

– А может в запущенных случаях молитва матери наставить ребенка на путь истинный?

– Святой Монике, сын которой вел распутную жизнь, некий епископ сказал, что молитва матери со дна морского достанет. И впоследствии ее сын вошел в историю как святой Августин Блаженный. Но, чтобы молитва была действенной, матери придется усердно потрудиться, прежде всего над собой.

– Самые большие разночтения у родителей по поводу воспитательных инструментов – кнута и пряника. Одни считают, что ребенка ругать вообще нельзя, другие – что поощрять детей вредно. Как, по-вашему, правильно наказывать и хвалить ребенка?

– В Священном Писании сказано: «Всякий отец, который любит своего сына, наказывает его». Само слово «наказание» в славянском языке имеет смысл обучения. Это не карающий меч, не месть, а «научение», «наказ». Наказание уместно тогда и в той форме, в какой это исправляет человека.

– До трех лет ребенка наказывать бесполезно. Он не поймет и через пятнадцать минут сделает то же самое. Единственный способ воздействия – отвлечь, переключить внимание на что-то другое.

С трех лет до десяти – этап, когда ребенок узнает рамки, за которые заходить нельзя, знакомится с правилами, обычаями, традицией. В этом возрасте формируются дисциплина, послушание, ответственность. Именно на данном этапе бывают необходимы физические наказания.

Ребенок часто слышит слово «нельзя» и у него возникает вопрос: «Почему?». Очень важно даже в запретах проявлять уважение к детям. Если у родителя установка: «Я взрослый, я сильный, поэтому запрещаю», ребенок вырастет непослушным и злым. Именно в родительской властности корень непослушания и конфликтов. С ребенком нужно договариваться, объяснять закономерности. Например, сын не видит зависимости между походом на улицу зимой без шапки и простудой. Надо объяснить: «Можно ходить без шапки, но это приведет к болезни. Ты готов, что будут температура, уколы, таблетки? Будешь две недели сидеть дома, не сможешь гулять с друзьями».

Это период, в котором дети учатся давать ответственную оценку своим поступкам. Моему старшему сыну было три года, когда он раздавил жука. Понял: произошло что-то нехорошее, потому что жук перестал шевелиться. Начал спрашивать маму: «Что с ним?». Мама честно ответила: «Жук умер». Сын переживал три недели, попытки отвлечь его успехом не увенчались. В конце концов я надел епитрахиль, поручи и исповедовал его как взрослого. Мы вместе попросили у Бога прощения и пообещали, что больше так делать не будем. И только после этого он успокоился, а о жуке хотя и вспоминает иногда, но уже без боли.

– Вы сказали, что до трех лет детей наказывать бесполезно. Но, если годовалый ребенок лупит маму по лицу, может, стоит хотя бы придержать ему руки и сказать «нельзя»?

– Ребенок лупит маму, потому что, скорее всего, он видел, как папа бьет маму либо старших детей, или мама сама его шлепала. Проявления агрессии надо исправлять не ответным проявлением агрессии или запретом, а пробуждая жалость и сострадание. Почему нельзя бить маму? Потому что маме будет больно. Мама будет плакать. Видишь, у нее слезки.

Даже само наказание должно быть с любовью. Нельзя наказывать в состоянии гнева, раздражительности, без объяснения проступка. Родители не должны допустить, чтобы ребенок думал, будто они ему мстят. Надо дать время себе остыть, а ребенку осознать свою неправоту, и тогда только озвучить свое решение.

– А ваши дети знакомы с физическими наказаниями?

– Знакомы. Но у нас ремень – не столько орудие, сколько символ наказания. Если они совсем расшалились и не слушаются, я говорю маме: «Где мой ремень?». До порки дело не доходит. Хватает обещания. Угроза хороша тогда, когда ей верят, а не когда ее применяют. Если ребенка постоянно пороть, то очень скоро никакого рычага воздействия не останется. У меня в детстве был друг, которого пороли каждый день. Так он не боялся вообще ничего и никого. Меня пороли всего два раза, и то за компанию со старшим братом, но я всегда приходил домой с прогулки вовремя, чтобы мама не волновалась. Насилие над ребенком порождает, во-первых, равнодушие к родителям, во-вторых – агрессию, от которой сами же родители впоследствии будут страдать. Я считаю, что после десяти лет применять физическое воздействие к ребенку нельзя.

Наказания должны быть связаны с лишением чего-то приятного. Например, за плохое поведение уместно лишить десерта или мультиков, компьютерных игр.

– Разбалованные дети вырастают, когда взрослые к ним равнодушны. Когда родителям проще купить ребенку игрушку, чем с ним поговорить. Откуда истерики в магазине? Потому что ребенок до этого 25 раз слышал: «Куплю, только отстань». А можно пресечь эту ситуацию сразу. Сказать: «Я готов купить тебе сейчас одну игрушку. Но в ближайшие полгода ты других игрушек не просишь. Договорились? А если ты нарушишь слово, как мне тебя наказать?».

– С наказаниями разобрались, а что по поводу похвалы? Надо ли поощрять детей?

– Многие православные считают, что ребенка хвалить вредно, потому что это взращивает тщеславие. Ошибочное мнение. Откуда же малыш узнает, как правильно поступать? Поощрять нужно. Вопрос – как. Чаще всего детей хвалят, сравнивая их с другими: «Ты – самый лучший, самый умный, самый красивый». Вот такая похвала действительно подогревает тщеславие, зависть, порождает в дальнейшем комплексы. Ребенка надо хвалить за поступки или результаты его трудов, не сравнивая его с другими: «Как хорошо у тебя получилось, ты доставил нам большую радость, ты поступил правильно». Хваля, надо просто делиться своими эмоциями. Обязательно нужно подчеркивать важность предпринятых им усилий: «Когда ты стараешься, Бог тебе помогает, и у тебя все получается. Когда ты не боишься, все возможно». Если ребенка правильно поощрять, он вырастет уверенным в своих силах, самостоятельным, но при этом скромным.

Газета «Саратовская панорама» №44 (921)

Беседовала Оксана Лаврова

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Вверх