Маникюр в советское время. О маникюрных салонах в ссср. Как у Матье и Орловой

Для начала — небольшой экскурс в историю:

1980-е:

Чем длиннее — тем лучше, акрил на пике моды, и действительно только одно правило: ногти на руках и на ногах должны быть строго одного оттенка. Яркого. Ногти тщательно отращивали, а потом подпиливали с краев, формируя заостренную серединку.

Начало 1990-х

instagram.com/cndworld

Популярное

Ногти с витражным дизайном, масса блесток, стразы и «серьги» для ногтей: в начале последнего десятилетия ХХ-го века модницы словно отыгрывались за все те долгие годы, когда лак для ногтей был только красным. На пике — перламутр и «кислотные» оттенки. «Острая» форма получает красивое название« миндалевидной» и практически не имеет альтернатив.


1996-й

instagram.com/cndworld

Этот год стоит особняком в истории маникюра, потому что именно в 1996-м компания CND Nails приняла участие в Неделе моды, и все критики разразились статьями о том, что маникюр — тоже часть модного образа, и дизайнерский подход к нему весьма оправдан. Фактически это начало новой эпохи: маникюр из чисто обывательской процедуры превратился в арт-объект. Впервые ногти подпиливают, оставляя уголки: «квадрат» на длинных ногтях превращал их в небольшие лопаточки, но зато свежо! Оригинально! Дерзко!


2000-е:

instagram.com/ninel_bk_beautysalon

От ярких оттенков и вызывающих сочетаний маятник резко качнулся в обратную сторону: воцарился френч. Нейтральный оттенок на пластине и белый ободок по краешку символизировали(ну, должны были символизировать) пренебрежение обладательницы к показной роскоши и стремление ко всему натуральному. Сменилась и форма: «мягкий квадрат», когда внешняя линия повторяет форму ногтевого ложа, до сих пор считается самой удачной для гармоничного образа. «Френч» же в салонах до сих пор стоит дороже стандартного покрытия, но выдает он, скорее, некоторую оторванность от мира моды.


2010-е

instagram.com/jamberrynails

Цивилизация! Вкалывают роботы, а не человек! Долой кухонное рабство! На рынок вышли наклейки для ногтей. С узорами и без, долгоиграющие или однодневные, они почти вытеснили окрашивание лаком, поскольку их не нужно было стараться нанести ровно, они не облезали, легко удалялись при необходимости и позволяли почувствовать себя дизайнером. Одновременно появляется принтер для ногтей: печатай хоть портрет любимой бабушки! Благодаря победе техники ногти опять стали отращивать: наклейку-то проще простого налепить!

2012-й

fotoimedia / ImaxTree

Окончательно уходит мода на длинные ногти: теперь cool — обрезанные под самый корень и покрытые темным глянцевым лаком. Черный, темно-синий, фиолетовый — абсолютные хиты. В противовес Chanel заявляет на подиуме моду на бледно-розовые оттенки и короткие ногти, и устоять перед королевой моды не может никто: уже на следующий год наступает…

2013-й — 2014-й

fotoimedia / ImaxTree

…Эпоха nude. Бежевые, телесные, кремовые, молочные, оттенка слоновой кости, нейтральные, натуральные: каких только определений ни давали новому цветовому тренду. Любительницы френча вздохнули с облегчением и продолжили рисовать белую полоску по краешку, а самые продвинутые дивы ограничивались блестящим покрытием поверх базы. Длинные ногти подвергаются полному остракизму, отрастить« разрешается» 1−2 мм, не больше.


2015-й

fotoimedia / ImaxTree

И эта блеклость скоро всем наскучила. Нейл-арт переживает настоящий расцвет, золотую эпоху: в моде изысканный, аристократичный, минималистичный дизайн: тонкая полоска посередине белого покрытия, небольшой цветовой акцент на уголке. Уже нескучно, еще не пОшло: пожалуй, самое время просить мгновение остановиться. Но оно не остановится: новые тренды уже в пути…


В Советском Союзе, как в любой другой стране, женщины хотели быть привлекательными. Вот только полвека назад «достать» настоящую косметику удавалось только единицам. Модницы выходили из положения, как могли. В ход шли обычные цветные карандаши, пиво, краска серебрянка.

Тушь, в которую плевали



В 1960-е годы в моду вошли стрелки. Советские женщины не желали отставать от западных красавиц и тоже тщательно прорисовывали себе «птичку». Вот только вместо косметического карандаша в ход шел обычный. В грифель макали заточенную спичку, и стрелка готова.

Тушь также невозможно было найти днем с огнем. В ход шла смесь из вазелина, жженых спичек, гудрона. Позже все красавицы Советского Союза дружно плевали в фабричную коробочку с тушью, а затем разделяли ресницы иголочкой.

Серебрянка в качестве теней



Чтобы сделать тени для век, снова же использовались детские карандаши. Грифель нужного оттенка растирался до нужной кондиции. Те, кто хотел выглядеть и вовсе неотразимо, пользовались «серебрянкой». Женщины макали палец в блестящий порошок и наносили его потом на веки.

Пиво для завивки



Бигуди, как и все остальное, в Советском Союзе «доставали». А те, кому это не удавалось, не огорчались и накручивали волосы на газету и пиво. На газету укладывалась веревочка, листок сворачивался, и на готовый рулончик накручивалась прядь. Торчащие концы веревочки связывались между собой. Для фиксации кудрей перед завивкой волосы смачивали пивом.

Лак для ногтей



С лаком для ногтей также все обстояло непросто. В СССР в основном продавался бесцветный лак. Тогда изобретательные модницы добавляли в него синюю пасту от ручки, битые елочные игрушки или же блеск жидкость от растворенных перламутровых пуговиц.
Не стоит думать, что в Советском Союзе косметики вообще не было. В 1937 году в Москве появился первый институт косметики и гигиены, а на прилавках магазинов –

. #ProPodo подготовил материал для пополнения этой рубрики. Нам удалось найти мастера, который в семидесятых успел поработать в сфере маникюра-педикюра и в советской парикмахерской, и в шведском салоне. Поговорили с Викторией Вольфер о тех далеких удивительных временах.

— Тазиков у нас не было. Были кресла, перед ними умывальники для ног с кранами и подведенной водой, подставки для ног клиента. Мыли эти умывальники какой-то содой для уборки, она якобы чистила и дезинфицировала. Наливали туда воду с мыльным раствором, клиенты ставили ноги и держали около пяти минут.

Педикюр в 70х годах начинался с пяток. Обрезали опасной бритвой. Сначала чистили пяточную область, затем смотрели, где еще нужно убрать. Дальше переходили к ногтям и обрезали лишнее вокруг. Затем делали легкий массаж, чтобы убрать лишнюю кожу. Наносили крем и опять повторяли легкий массаж.

Крема, лаки, ацетон, мыло мастерам выдавали. После крема ацетоном вытирали остатки крема с ногтей и наносили лак. Можно было брать сразу двоих клиентов потому, что ванночки рядом находились. Пока делаешь одному клиенту, второй “отмачивается”, пока один сохнет, делаешь второму. Конвейер. Одна процедура занимала примерно час.

Выдавали спирт для дезинфекции инструмента. После каждого клиента протирали инструмент ваткой со спиртом.

Оплачивали клиенты все в кассу. Стоила процедура около 1,50 рублей. Мастера получали фиксированную зарплату. Редко бывало, что давали “чаевые”. Иногда правда было, что клиент не заплатил в кассу, и тогда мастер делил с кассиром пополам доход. Никаких продаж в парикмахерской не было. Клиенты получали свою процедуру и все.

В Швецию я переехала в 1979 году. Закончила полугодовые курсы по изучению шведского языка, которые предоставляло государство для того, чтоб можно было быстрее ассимилироваться и начать работать.

Найти работу было достаточно легко. Раньше в Стокгольме была сеть магазинов “Sholl”, где продавались обувь, стельки, корректоры. При них же были кабинеты педикюра. Там нужно было обслуживать около десяти клиентов в день. Процедура длилась от 45-ти минут до максимум часа, дольше нельзя было делать.

Обучения я у них не проходила. Приехала, заведующая магазина, спросила, умею ли я делать педикюр, и попросила сделать ей. Я сделала, и она сказала выходить на работу на следующий день. В те времена это было так просто, сейчас конечно совсем не так.

Единственное, чем отличался педикюр тут, — вместо опасной бритвы нужно было работать одноразовым скальпелем, который я быстро освоила. Все материалы и инструмент мастерам также выдавали работодатели. Дезинфекцией инструмента мастер не занимался. После процедуры мы складывали все в металлические подносы, убирали и брали новый набор инструмента.

Было очень неудобно работать без подставки для ног клиента: приходилось ногу держать у себя на руках. Был стул, такая же ванночка с краном, которую мы мыли сами каким-то порошком, и стульчик мастера. Освещение было очень плохим, но как-то мы ничего не требовали.

Мастер не планировал запись клиентов себе сам. Если образовывалось окошко, сразу заведующая находила клиентов, так что поток был большой. И поскольку все кабинеты сети “Sholl” были оборудованы одинаково, то работать приходилось по всему городу, где мастера не хватало туда и отправляли.

Мне, конечно, это все не нравилось, и в какой-то момент я попала на больничный: из-за постоянного напряжения в руках и спине, из-за работы на весу стала болеть спина. Тогда мы с мужем решили открыть свой кабинет. Сначала хотели открыть полностью свое со своим оборудованием и инструментом, но банк нам на это денег не дал. Потом нашли объявление о том, что сдается временно в аренду готовый оборудованный кабинет. Там был автоклав, инструмент, кресло, только воду нужно было в пластиковом тазике носить. Никаких разрешений для работы не нужно было, надо было только оформить свою фирму, чтобы платить налоги.

Вначале было мало клиентов, и мы сами разбрасывали рекламу в почтовые ящики, чтобы зазвать людей. Предлагали сделать педикюр три раз, а заплатить только за два. При этом поставили достаточно низкую цену. Работать, правда, мне после этого пришлось с семи утра и до одиннадцати вечера. Некоторые клиенты щедро платили и за третью процедуру. Потому что и так моя процедура была достаточно дешевой, а клиенты оставались довольны результатом. Через какое-то время мы узнали, что существуют аппараты для педикюра в специальных чемоданах. И мы купили такой, чтобы я могла еще и по домам ездить обслуживать.

О культовой в СССР косметике могут хранить воспоминания даже самые молодые читатели, чьи мамы и бабушки охотились за одинаковыми бьюти-сокровищами и годами хранили одни и те же дефицитные косметические подарки из-за границы. Времена меняются, и раз уж пудра Lancôme перестала быть удивительной, вспоминаем суровые советские средства для макияжа, многие из которых до сих пор можно найти на прилавках.

Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц

Та самая тушь, на которую нужно было поплевать (или намочить другими, более гигиеничными способами), поскрести крошечной щеточкой, похожей на зубную, и нанести на ресницы. В таком формате до 50-х годов выпускались все туши: так называемая cake mascara была и у Rimmel, и у Maybelline, и у фабрики «Свобода». Наносить ее нужно было густо и быстро, и умелым людям правда удавалось создавать с помощью компактной туши пушистые объемные ресницы. Многие, кстати, после процедуры еще и разделяли их иголкой за неимением расчески для ресниц, а если тушь попадала в глаза, раздражение было гарантировано. Если вам нравится боль, экземпляр «Ленинградской» можно приобрести в самых разных магазинах, а если вам просто по душе винтажная атмосфера, поищите современные аналоги у концептуальных марок: например, вот такую приятную твердую тушь выпускает Bésame Cosmetics.

Тональный крем «Балет»

58 рублей

Еще один бестселлер фабрики «Свобода» - первый советский тональный крем. Название прозрачно намекает на амбиции средства: это практически грим, очень плотный и устойчивый. С одной стороны, он и правда перекрывал все покраснения и прыщики, с другой - выглядел маской, мог подчеркивать неровности, ложиться полосами и делать много других вещей, из-за которых создавал больше проблем, чем удобства. К тому же крем выпускался только в одном оттенке, . «Балет» можно купить по сей день, но уже в трех вариантах цвета: бежевом, персиковом и натуральном. Средство стало легче, сохранило 100%-ные навыки маскировки и даже может подойти людям с неприхотливой кожей: в составе глицерин, ланолин, пчелиный воск и другие знакомые компоненты.

Духи «Красная Москва»

636 рублей

Сегодня большинство людей скажут про этот цветочный шипр, что он пахнет бабушкой - «Красную Москву» можно было найти практически в каждом доме на всех туалетных столиках страны. Если отбросить стереотипы, носить «Москву» можно и нужно: это сложный и яркий аромат, и он лучше многих условно вечерних запахов из масс-маркета. У него богатая история: изначально названный «Любимым букетом императрицы» и посвященный 300-летию дома Романовых, аромат пережил революцию и смену власти, чтобы стать настоящим символом советской элегантности. В СССР и даже у самой фабрики «Новая заря» были и другие духи, но «Москва» легко преодолевала классовые различия и финансовые ограничения, потому и стала главной.

Палетка теней Ruby Rose

450 рублей

Настоящее наводнение рынка дешевой импортной косметикой случилось в 80-х: лаки для ногтей безумных цветов, перламутровые помады, пудры с отвратительными спонжами в комплекте. Для тех, кто базовой косметике предпочитал ту, что создает на лице праздник, объектом желания были многоцветные палетки теней Ruby Rose: наборы по 12 или 18 цветов существовали, кажется, во всех возможных вариантах. Конечно, с поправкой на моду: в основном все выбирали перламутровые голубые, белые, фиолетовые, зеленые тени или пользовались коричневыми. Тени сыпались, ложились неравномерно, но в 80-х и 90-х (особенно школьницам) казались не хуже недосягаемых люксовых палеток - ими можно было сделать идеальный макияж для дискотеки. Марка существует до сих пор.

Лак для волос «Прелесть»

169 рублей

За прически советских женщин нередко отвечали химическая завивка, перекись водорода и другие вещи сомнительной пользы, а средства для ежедневной укладки нередко были самодельными - например, сахарный сироп. Поэтому сам факт появления доступного отечественного лака для волос в 70-х воспринимался как событие, и состав, свойства текстуры и отдушки и другие мелочи мало волновали потребителя. К слову, лаки «Прелесть» нельзя назвать некачественными: их не слишком удобно распылять и легко нанести больше, чем надо, но они отлично фиксируют прическу. Эпоха начесов прошла, а линейка продуктов «Прелесть» пополняется разнообразными новинками и другими форматами.

Пудра «с розочкой» Lancôme

2 873 рубля

Несмотря на то что почти в каждой категории средств для макияжа или ухода существовал отечественный заменитель роскоши, мечтали советские женщины о другом: пудрах, румянах и помадах знаменитых дорогих марок Lancôme, Estée Lauder, Dior. Увы, советские помады порой на вкус напоминали то ли мыло, то ли резину, а пудры ложились толстым слоем. Заполучить французское средство с приятной текстурой и нежной отдушкой можно было, родившись очень богатым, наведываясь в магазин «Березка» или отлавливая перекупщиков на рынке. Изменилось не так много: пудру Lancôme большинство все-таки и сегодня предпочтет отечественной цветочной.

Лак для ногтей Kiki

79 рублей

Еще один вестник бюджетных перемен - разноцветные лаки для ногтей Kiki, существующие в сотнях текстур и цветов. Благодаря относительно маленькой цене расходного материала маникюр можно было менять хоть каждый день: держались они, впрочем, тоже недолго. Возможно, даже не из-за свойств самого лака, а из-за того, что база, закрепитель и топ для маникюра тогда были излишествами - ногти легко портились. Сегодня лаки под маркой Kiki все так же выходят, но времена изменились, и даже в их ценовой категории можно найти более качественные и интересные средства, а переливающийся голубой лак или оттенок фуксии припасти для путешествий во времени.

Вверх