Домашнее задание по лексической теме детский сад. Домашнее задание по лексическим темам.doc - Домашнее задание по лексическим темам. Игра «Четвёртый лишний»

Дети должны знать: как называется столица; какие в ней находятся достопримечательности, чем она зна­менита; в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка. Словарь: Москва, столица, Красная площадь, мавзолей, Кремль, Дворец съездов, правительство, президент, флаг, гимн, площади, скверы, проспекты, улицы, памятники учёным, поэтам, писателям, композиторам, космонавтам, Большой театр, московский зоопарк, храмы, музеи, выставки, цирк, метро, эскалатор, двор, дом, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, церковь, библиотека, универ­ситет, стадион, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин, достопримечательности; признаки: главная, величественная, златоглавая, торжественная, красивая, московская, столичная, праздничная, чистая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний; действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, рабо­тать, собираться, изучать, основал. Задания: 1. Образование прилагательных в сравнительной степени Высокий - выше, широкий - шире, красивый - красивее, мягкий - мягче, удобный - удобнее, тонкий - тоньше, низкий - ниже, медленный - медленнее, теплый - теплее, чистый - чище. 2. Образование наречий «Назови по образцу» Теплый - тепло, удобный - удобно, чистый - чисто, широкий - широко, холодный - холодно, тонкий - тонко, осторожный - осторожно, низкий - низко, грязный - грязно, медленный - медленно. 3. «Назови ласково» Улица - улочка, город - городок, магазин - магазинчик, мост - мосток, сквер - скверик, двор - дворик, адрес - адресок. 4. «Один - много» Город - города - городов, улица - улицы - улиц, вокзал - вокзалы - вокзалов, площадь - площади - площадей, театр - театры - театров, магазин - магазины - магазинов, проспект - проспекты - проспектов, бульвар - бульвары - бульваров, сквер - скверы - скверов, школа - школы - школ, храм - храмы - храмов, библиотека - библиотеки - библиотек, аптека - аптеки - аптек, москвич - москвичи - москвичей. 5. Игра «Подбери слово»
  • московская (что?)…,
  • московский (что?)…,
  • московское (что?)….
6. Образование предложного падежа существительных с предлогом «В»Игра «Не ошибись» Где можно купить продукты? - в магазине (на базаре, на рынке). купить лекарства учиться пообедать посмотреть спектакль лечиться гулять купить билет на поезд подстричься работать посмотреть картины 7. Связь слов по типу согласования «Скажи со словом "московский", "столичный"»
  • Транспорт - московский (столичный) транспорт,
  • квартира - московская (столичная) квар­тира...
Словарь: дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители. 8. Поиск антонимов «Скажи наоборот» Эта улица узкая, а эта... (широкая), эта дорога длинная, а эта... (короткая), эта речка мелкая, а эта... (глубокая), эта школа близкая, а эта... (далекая), эта тропинка прямая, а эта... (кривая), этот дуб молодой, а этот... (старенький), этот путь далекий, а этот... (близкий), этот мост высокий, а этот... (низкий). 9. Прочитайте детям стихотворение Москва Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных… Это матушка-Москва. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! 10. Выучите пословицы и поговорки о Москве · Москва – сердце России. · Москва – всем городам мать. · Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал. · Москвой-столицей весь народ гордится. · Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву. · Москва-столица – для всего мира светлица Повторяем с детьми упражнения «Назови звук», «Назови слово», «Сколько звуков в слове», «Сколько слов в предложении»

18.10.2019

Лексическая тема: "Наше тело".

1. Рассмотрите рисунок с изображением куклы или человека. Побеседуйте с ребёнком о теле человека, назовите ему части тела, пусть ребёнок покажет их на себе.

Проговорите правила личной гигиены. Объясните , почему важно соблюдать гигиену.

Повторите стихотворение:

Мы сегодня умывались

И друг другу улыбались.

Наши глазки заблестели,

Наши щёчки закраснели.

Заправляли мы кроватку,

Дружно делали зарядку.

Вырастем мы сильными,

Дружными, красивыми.

2. Развитие речевого дыхания.

Согреем пальчики: "Х-х-х". (С силой дуем на пальчики, повторяем 4-5 раз.)

3. Развитие мелкой моторики .

4. Игра «Покажи и назови».

Ребёнок показывает части тела и старается произнести все слова.

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Вот. Вот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

5. Игра «Один - два».

Посмотрите, у меня
Глаза два и уха два.
Две руки и две ноги. (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
Один нос и один рот. (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
Одна спина, один живот, (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
И сердце у меня одно, (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
Ну очень доброе оно.

6. Игра «Делай - повторяй».

Спросите у ребёнка:

Мы ногами что делаем? (Ответ ребёнка: "То-па-ем".)

Мы руками что делаем? (Ответ ребёнка: "Хло-па-ем".)

7. Игра «Жадина».

Образец:

Чей нос (рот, глаза, уши, щёки, спина, живот, руки, рука, ноги, нога) ?

Мой нос (рот, глаза, уши, щёки, спина, живот, руки, рука, ноги, нога).

1. Игра «У тебя - у нас» .

"У тебя" + сущ. в ед. ч., И. п. "У нас" + сущ. во мн. ч., И. п.

у тебя голова

у тебя глаз

у тебя нос

у тебя рот

у тебя щека

у тебя бровь

у тебя шея

у тебя плечо

у тебя рука

у тебя нога

у тебя спина

у тебя живот

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

2. Игра «Один - много».

3. Игра «Один - два - много» (взрослый спрашивает, ребёнок отвечает).

Чего у человека "один"?

У человека один... (нос, рот, лоб, ...).

Чего у человека "одна"?

У человека одна... (голова, шея, спина).

Чего у человека "два"?

У человека два... (уха, глаза).

Чего у человека "две"?

У человека две... (руки, ноги, брови).

Чего у человека "много"?

У человека много... (волос, пальцев).

4. Игра «Назови ласково».

Голова - головушка, нос - …, глаз - …, ухо - …, рот - …, рука - …, нога - …, палец - …, пятка - … .

5. Дидактическое упражнение «Что мы делаем?» (взрослый спрашивает, ребёнок отвечает) .

Образец:

Что мы делаем глазами?

Глазами мы смотрим.

Вопросы для упражнения: "Что мы делаем ушами?", "Что мы делаем ртом?", "Что мы делаем зубами?", "Что мы делаем носом?", "Что мы делаем руками?", "Что мы делаем ногами?".

6. Дидактическое упражнение «Подумай и ответь» (взрослый спрашивает, ребёнок отвечает, желательно - полным предложением).

Чем мы будем брать ложку? ("... руками".)

Чем мы будем рассматривать книгу? ("... глазами".)

Чем мы будем слушать музыку? ("... ушами".)

Чем мы будем кусать яблоко? ("... зубами".)

Чем мы будем лизать мороженое? ("... языком".)

Чем мы едим, поём, говорим? ("... ртом".)

Чем мы держим, обнимаем? ("... руками".)

Чем мы ходим, бегаем, прыгаем? ("... ногами".)

Чем мы трогаем, гладим, рисуем? ("... пальцами".)

Чем мы смотрим, подмигиваем, жмуримся? ("... глазами".)

Чем мы слушаем, слышим? ("... ушами".)

7. Дидактическая игра «Найди ошибку» (в зрослый произносит предложение, а ребёнок находит ошибку и повторяет правильно построенное предложение).

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

8. Игра «Послушай и ответь» (взрослый произносит предложение и предлагает ребёнку ответить на вопросы по нему).

**************************************************

9. Игра «Закончи предложение» (необходимо закончить предложение одним и тем же словом в нужной форме).

1. УШИ.

У человека есть … .

Некоторые умеют шевелить … .

У рыбы нет … .

Я грею свои … .

На морозе холодно … .

Девочки носят серёжки в … .

2. РУКА (РУКИ).

Возьми карандаш в правую … .

Я рисую правой … .

У меня две … .

Я растираю свои … .

Я беру мяч двумя … .

3. НОГА (НОГИ).

Я прыгаю на левой … .

Сделай шаг правой … .

У человека две … .

У рыбы нет … .

Я опустил в воду … .

Я надеваю носки на … .

10. Игра «Скажи наоборот».

Большой - ..., трудолюбивый - ..., низкий - ..., глупый - ..., широкий - ..., детский - ..., грустный - ..., поднимать - ..., длинный - ..., смелый - ..., злой - ..., чёрный - ... .

11. Игра «Объяснялки» .

Узнайте, понимает ли ваш ребёнок фразеологизмы. Предложите назвать одним словом выражения:

"зарубить на носу" (запомнить),

"повесить нос" (грустить),

"сломя голову" (быстро),

"рукой подать" (близко),

"водить за нос " (обманывать, хитрить),

"набрать в рот воды" (молчать),

"ни в зуб ногой" (не знать).

12. Пересказ текста (взрослый читает текст, ребёнок отвечает на вопросы по тексту и пересказывает его).

Про нос и язык

У Кати было 2 глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

А потому, милая внучка, всего по два, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила. А язык один и нос один, чтобы ты меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Е. Пермяк.

Вопросы по тексту:

Каких частей тела у Кати по две?

Каких частей тела у Кати по одной?

Что спросила Катя у бабушки?

Что ответила бабушка Кате?

Что значит «болтать языком»?

Что значит «совать нос куда не надо»?

11.10.2019

Лексическая тема: "Грибы".

1. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением грибов или, если есть возможность, натуральные грибы.

Объясните , что грибы делятся на съедобные и ядовитые, обратите внимание ребёнка на ядовитые грибы, которые нельзя употреблять в пищу.

Назовите части гриба (ножка, шляпка).

Выложите с ребёнком гриб из палочек.

***Выучите названия грибов: "подосиновик", "подберёзовик", "лисичка", "сыроежка", "боровик", "опёнок", "маслёнок", "мухомор", "поганка".

Объясните , какие грибы - съедобные, а какие - несъедобные; где растут грибы.

Рассмотрите картинки грибов, наклейте их в тетрадь.

2. Развитие речевого дыхания " В осеннем лесу".

Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются) , выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».

Заблудились в осеннем лесу: "Ау - ау - ау!". (Тихо / громко.)

3. Развитие мелкой моторики .

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идём грибы искать.

Этот пальчик в лес пошёл, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашёл, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

4. Игра "Покажи и назови" (РАСКРАСИТЬ!)

Попросите ребёнка показать и назвать грибы, их части, затем раскрасьте их.

Образец:

Где гриб? ("Вот гриб".)

Где грибок? ("Вот грибок".)

Где грибы? ("Вот грибы".)

Где шляпка? ("Вот шляпка".)

Где ножка? ("Вот ножка".)

5. Игра "Найди пару для каждого гриба" .

Соедините грибы парами, найдите грибы, которым не хватило пары.

*********************************************

6. Игра "У тебя - у нас".

7. Игра "Один - много".

8. Игра "Весёлый счёт".

1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... .

1 боровик, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... .

9. Игра «Что готовят из грибов?»

- "Суп, соус, салат какой?" — "ГрибнОЙ".

- "Лапша, начинка, икра, запеканка какая?" — "ГрибнАЯ".

- "Котлеты какие?" — "ГрибнЫЕ".

- "Все блюда, которые повар готовит из грибов какие?" — "ГрибнЫЕ блюда".

10. Дидактическое упражнение «Назовите гриб по подсказке».

Под осиной растёт... (ПОДОСИНОВИК) .

Под берёзой растёт... (ПОДБЕРЁЗОВИК).

На пеньках или около пеньков растут... (ОПЯТА).

Растёт в бору... (БОРОВИК).

Морит мух... (МУХОМОР).

Едят сырой... (СЫРОЕЖКУ).

Гриб рыжий как лиса... (ЛИСИЧКА).

11. Отхлопайте слова: "ШЛЯПКА", "НОЖКА", "БОРОВИК", "МУХОМОР", "СЫРОЕЖКА", "ОПЁНОК", "ПОДОСИНОВИК", "ПОДБЕРЁЗОВИК".

12. Игра «Назови ласково».

Гриб - грибок, шляпа - …, нога - …, боровик - …, опёнок - …, поганка - …, мухомор - …, подосиновик - …, подберёзовик - … .

13. Игра «Где спрятался гриб?»

Взрослый прячет гриб на стол, на стул, на книгу, под стол, под стул и спрашивает: "Где спрятался гриб?". Ребёнок отвечает.

14. Игра «Какой за каким?»

Нужно расположить в ряд картинки с грибами: боровиком, подосиновиком, опёнком, подберёзовиком, мухомором. Взрослый спрашивает: «За каким грибом подберёзовик?». Ответ ребёнка: «Подберёзовик за опёнком» и т. д. .

17. Прочитайте сказку В. Сутеева «Под грибом». Предложите ребёнку ответить на вопросы по содержанию сказки:

Понравилась тебе эта сказка? О чём она?

Что случилось вначале?

Где спрятался Муравей?

Кто проползал мимо? (Бабочка) О чём они с Муравьем говорили? Пустили Бабочку под грибок? (Аналогичные вопросы про Мышку, Воробья и Зайца.)

Кто пришёл, как только Заяц спрятался под грибком?

Нашла ли Лиса Зайца?

О чём задумался Муравей, когда закончился дождь?

Кто ему ответил? (Лягушка).

********************************************************

18. Игра «Скажи наоборот».

Старый подберёзовик большой, а молодой … (маленький).

У белого гриба ножка толстая, а у подосиновика … (тонкая).

Сыроежка - съедобный гриб, а мухомор- … (ядовитый).

19. Игра «Четвёртый лишний» (нужно назвать лишнее слово в ряду, объяснить причину выбора).

Осина, подосиновик, сыроежка, груздь.

Рыжик, мухомор, волнушка, подосиновик.

20. Дидактическое упражнение «Что делают? Что делали? Что будут делать?".

Волнушку собирают, собирали, будут собирать.

Сыроежку сушат, …, ... .

Подосиновик солят, …, ... .

Подберёзовик режут, …, ... .

Боровик моют, …, ... .

Маслёнок маринуют, …, ... .

21. Игра «Закончи - повтори».

Если грибы варят, то получаются грибы какие? (Варёные.)

Если грибы жарят, то это грибы какие (как их можно назвать)? (Жареные.)

Если грибы маринуют, то это грибы какие? (Маринованные.)

Если грибы тушат, то получаются грибы какие? (Тушёные.)

Если грибы сушат, то получаются грибы какие? (Сушёные.)

Если грибы солят, то получаются грибы какие? (Солёные.)

22. Составьте рассказ-описание по схеме (о любом грибе):

  • Что это?
  • Где растёт?
  • Под каким деревом?
  • Строение.
  • Цвет, форма.
  • Величина.
  • В каком виде употребляем?

Например: "Подосиновик — это гриб. Он растёт в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб".

04.10.2019

Лексическая тема: "Осень".

1. Рассмотрите с ребёнком осенний пейзаж. Расскажите , какая сейчас пора года, что происходит осенью. Обратите внимание на изменения, которые происходят осенью в природе. Вспомните осенние приметы, что осенью происходит на улице, что делают животные, птицы, люди осенью. Выложите с ребёнком картинку осени, используя детали: тучу, солнце, дерево, осенние листья, грибы.

2. Игра «Покажи и назови» ("Большой-маленький"). РАСКРАСИТЬ!

Сначала взрослый предлагает показать, где лист, листочек, гриб, грибочек, зонт, зонтик, яблоко, яблочко. Взрослый чётко даёт инструкцию: «Покажи, где лист», «Покажи, где листочек» и т.д.

Затем взрослый просит, показать и назвать.

Образец:

Где лист? (Ребёнок: "Вот лист".)

Где листочек? (Ребёнок: "Вот лис-то-чек".)

3. Игра «Жадина».

Взрослый спрашивает у ребёнка:

Чей гриб?

Ответ ребёнка:

Мой гриб (или «Мой», в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Вопросы для игры: «Чей лист?», «Чей зонт?»; «Чья туча?», «Чья капля?», «Чья лужа?»; «Чьё яблоко?».

4. Игра «У тебя - у нас».

Показать, назвать, раскрасить.

Образец:

Это - гриб. ("Это - дерево" и т. д.)

А это - гри-бы. ("А это - де-ревь-я" и т. д.)

************************************************

5. Дидактическое упражнение «Скажи со словом «осенний» ».

«Солнце осенью какое?» - «ОсеннЕЕ».

«Небо осенью какое?» - «…».

«Ветер осенью какой?» - «ОсеннИЙ».

«Дождь осенью какой?» - «…».

«Лист осенью какой?» - «…».

«Деревья осенью какие?» - «ОсеннИЕ».

«Листья осенью какие?» - «…».

6. Игра «Подбери действие».

«Солнце что делает?» - «…».

«Туча что делает?» - «…».

«Дождь что делает?» - «…».

«Ветер что делает?» - «…».

«Лист что делает?» - «…».

7. Игра «У тебя - у нас»*.

Образец (взрослый начинает фразу, а ребёнок должен её закончить): "У тебя облако, а у нас - ... (облака). У тебя туча, а у нас - ... (тучи).

Слова для игры: "лист", "дерево", "гриб", "куст", "лужа", "ягода", "груша", "слива".

8. Игра «Весёлый счёт» («лужа», «туча»).

"1 лужа, 2 ..., 5 ...".

"1 туча, 2 ..., 5 ...".

9. Игра «Один - много» (по картинкам).

Взрослый показывает ребёнку картинку и начинает говорить фразу: «Осень принесла много...». Ребёнок должен закончить эту фразу, назвав то, что изображено на картинке: «… листьев».

Для игры необходимы картинки с изображениями: яблок, груш, свеклы; грибов, ягод, овощей, фруктов и т. д. .

10. Игра «Назови ласково».

Туча - …(тучка), солнце - …, дождь - …, ветер - …, лист - …, гриб - …, ягода - … .

11. Игра «Куда упал листок?».

Взрослый кладёт листок на стол (пол, стул и т. д.) и спрашивает: «Куда упал листок?». Ребёнок отвечает: «Листок упал НА стол (…)».

12. Составьте предложения по предметным картинкам: " Осень - солнце", "Осень - туча", "Осень - дождь", "Осень - дерево", "Осень - лист", "Осень - птицы", "Осень - ветер", "Осень - одежда".

Например: «Осенью солнце светит редко», «Осенью часто идут дожди», «Осенью листья желтеют, краснеют», «Осенью часто дует сильный ветер», «Осенью на небе большие серые тучи», «Осенью опадают разноцветные листочки», «Осенью птицы улетают в тёплые края», «Осенью люди надевают тёплую одежду».

***************************************************

13. Игра «Назови, какая погода».

«Какая погода бывает осенью, если идёт дождь?» — «Дождливая».

«Какая погода бывает осенью, если дует ветер?» — «… (ветреная)».

«Если на улице холодно, какая погода?» — «Холодная».

«Если на улице пасмурно, какая погода?» — «… (пасмурная)».

«Если на улице сыро, какая погода?» — «… (сырая)».

«Если на улице хмуро, какая погода?» — «… (хмурая)».

«Если на улице солнечно, какая погода?» — «… (солнечная)».

«Если на улице ясно, какая погода?» — «… (ясная)».

14. Игра «Скажи наоборот».

Осень ранняя — осень … (поздняя).

День весёлый — день … (грустный).

День солнечный — день … (пасмурный).

Облако белое — облако (туча) … (чёрное, чёрная).

Холодная — … жаркая.

Хорошая — … плохая.

15. Дидактическое упражнение «Я - начну, а ты - закончи».

Сначала ребёнок заканчивает предложение взрослого, а потом полностью предложение повторяет.

Люди осенью одеты (во что?) в …, …, … .

Школьники идут с портфелями (куда?) … .

Листья на деревьях стали (какими?) ... , …, …, … .

Цветы на клумбах (что сделали?) ... .

Птицы улетают (куда?) ... .

Звери делают на зиму (что?) ... .

Люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) ... .

16. Выучите стихотворение.

Падают листья

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья

По ветру льются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уже последняя стая

Крыльями машет вдали.

27.09.2019

Лексическая тема: "Фрукты".

1. Рассмотрите с ребёнком разнообразие овощей . Учите детей называть и показывать натуральные фрукты (яблоко, грушу, банан, ананас, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, сливу). Закрепите обобщающее понятие «фрукты» («Фрукты растут в саду, на деревьях. Осенью собирают урожай фруктов».).

Назовите фрукты. Раскрасьте их.

2. Упражнение «Покажи и назови».

Взрослый задаёт вопрос, а ребёнку нужно показать и назвать фрукты на картинках.

Образец:

Где яблоко? («Где банан?», «Где лимон?», «Где груша?».)

Вот яблоко. («Вот банан», «Вот лимон», «Вот груша».)

3. Упражнение «Что это?».

Покажите на каждую картинку и спросите у ребёнка:

Что это? (Ответ ребёнка: «Это яблоко», «Это лимон», «Это банан», «Это груша».)

Закрепите с ребёнком понятие «фрукты». При этом обведите рукой все фрукты и скажите:

Это фрукты.

Затем опять обведите рукой все фрукты и спросите ребёнка:

Что это всё вместе?

4. Игра «Жадина».

Взрослый предлагает ребёнку собрать все фрукты (картинки), затем берёт фрукт и спрашивает:

Чьё яблоко? (Ответ ребёнка: «Мое (или «Мое яблоко»)».)

Чей апельсин (мандарин, лимон, виноград, банан, персик, абрикос)?

Чья груша?

Чьи фрукты?

5. Упражнение «Покажи и назови» (множественное число существительных).

Попросите ребёнка показать и дать ответы на вопросы:

Где яблоко? Где яблоки? («Вот яблоко», «Вот яблоки».)

Где груша? Где груши? («Вот груша», «Вот груши».)

Где лимон? Где лимоны? («Вот лимон», «Вот лимоны».)

Где банан? Где бананы? («Вот банан», «Вот бананы».)

*************************************************************

6. Игра «Подбери признак» (необходимо описать фрукты по цвету, форме, вкусу).

Образец: «Банан какой?» - «ЖёлтЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ».

Мандарин какой? - …, …, … .

Апельсин какой? - …, …, … .

Лимон какой? - …, …, … .

Яблоко какОЕ? - …, …, … .

Груша какАЯ? - …, …, … .

7. Игра «У тебя - у нас».

Яблоко - яблоки, груша - …, апельсин - …, банан - …, мандарин - …, слива - …, ананас - …, персик - …, абрикос - … .

8. Игра «Один - много».

Груша - много груш, яблоко - много …, апельсин - много …, банан - много …, мандарин - много …, слива - много …, ананас - много …, персик - много …, абрикос - много … .

9. Игра «Весёлый счёт» (груша, банан).

1 груша, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

1 банан, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

10. Игра «Назови ласково».

Банан - …, апельсин - …, мандарин - …, груша - …, ананас - … и т. д.

11. Дидактическое упражнение «Где лежит фрукт?».

Часть фруктов лежит на тарелке, часть фруктов лежит в корзине. Взрослый спрашивает: «Где лежит яблоко?». Ребёнок должен ответить: «Яблоко лежит на тарелке». Взрослый спрашивает: «Где лежит груша?». Ребёнок отвечает: «Груша лежит в корзине» и т. д.

12. Дидактическая игра «Сказочное дерево».

Начало игры: «На сказочном дереве созрели различные фрукты». Ребёнок берёт фрукт. Взрослый спрашивает: «Что ты сорвал?». Ребёнок отвечает: «Я сорвал грушу» и т. д.

13. Игра «Поварята».

Взрослый даёт ребёнку картинку с изображениями фрукта и спрашивает: «Из чего ты сваришь компот?». Ребёнок отвечает: «Я сварю компот из груш» и т. д.

14. Обведите и раскрасьте фрукты.

*******************************************************

15. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мама собрала в саду яблоки, чтобы... .

Мама помыла груши, чтобы... .

Мама купила в магазине сливы, чтобы... .

16. Игра «Четвёртый лишний».

Объясните, что лишнее и почему?

Яблоко, груша, помидор, апельсин.

Слива, персик, абрикос, компот.

17. Игра «Из чего - какой?».

Из лимона сок - …, из апельсина сок - …, из яблока сок - …, из сливы сок - … .

18. Составьте рассказ-описание «Мой любимый фрукт».

Вопросы для составления рассказа-описания:

Как называется?

Где растёт?

Какой он по форме, цвету, вкусу?

Что из него можно приготовить?

19. Прочитайте сказку В. Сутеева «Яблоко». Перескажите её.

Вопросы по содержанию сказки:

Про кого эта сказка? Кто её герои?

Что случилось у Зайца, Вороны, Ежа?

Кто виноват, что не поделили яблоко, что поссорились?

Как вёл себя вначале Заяц, как его можно назвать?

Как себя вела сначала Ворона, как её можно назвать?

Как вёл себя сначала Ёжик, как можно его назвать?

Что получилось в конце сказки?

Кто помирил героев сказки? Как он их помирил?

Кому Ёжик дал 4-й кусочек и за что?

20.09.2019

Лексическая тема: "Овощи".

упражнять детей в назывании и показывании натуральных овощей(огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель);

закреплять обобщающее понятие «овощи» (например: "Овощи растут в огороде, на даче", "Осенью собирают урожай овощей" ).

Раскрасьте с ребёнком и назовите овощи: "Это - по-ми-дор, это - кар-то-фель, это - ре-па, это - мор-ковь, это - о-гу-рец. Это - о-во-щи" .

2. Игра «Жадина».

Взрослый предлагает ребёнку собрать все овощи (натуральные или картинки). Когда ребёнок соберёт все овощи, взрослый берёт по одному овощу и спрашивает: «Чей помидор?». Ответ ребёнка: «Мой» или «Мой помидор» (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Образец:

Чей огурец? ("Чей лук?", "Чей помидор?", "Чей баклажан?"; "Чья морковь?", "Чья капуста?", "Чья свекла?"; "Чьи овощи?")

Мой. ("Мой огурец"; "Моя" или "Моя морковь", "Мои" или "Мои овощи".)

3. Игра «Подбери признак» (опишите овощи по цвету, форме, вкусу).

Образец: "Огурец какой?" - "ЗелёнЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ".

"Помидор какой?" ("Кабачок какой?", "Лук какой?") - … .

"Морковь какая?" ("Свекла какая?", "Тыква какая?") - … .

4. Игра «У тебя - у нас» (по картинкам).

Образец: "У тебя - огурец, у нас - огурцы".

Огурец - огурцы, помидор - …, кабачок - …, баклажан - …, тыква - …, перец - … .

5. Игра «Весёлый счёт».

1 огурец, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

1 репа, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

6. Игра «Назови ласково» (по картинкам).

Огурец - огурчик, помидор - …, баклажан - …, кабачок - … .

Лук - …, чеснок - … .

Капуста - …, морковка - …, свекла - … .

7. Игра «Убираем урожай».

Взрослый спрашивает: «Как убирают этот овощ?». Ребёнок составляет предложение, например: "Капусту срезают" ("Морковь, свеклу, репу, редис... (дёргают)", "Огурцы, помидоры, горох... (срывают)", "Картофель... (выкапывают)").

8. Игра «Повар».

Предложите ребёнку назвать блюда, которые можно приготовить из разных овощей.

Взрослый: «Мы готовим борщ. Что ты положишь в борщ (щи, суп)?».

Ребёнок отвечает: «Я положу в борщ..., …, …» («Я положу в щи..., ..., …», «Я положу в суп..., ..., …»).

9. Закончите предложение.

Ребёнок сначала заканчивает предложение, а затем полностью повторяет его (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Помидор круглый, а морковка … .

Огурец овальный, а репа … .

Лук горький, а морковка … .

Помидор кислый, а чеснок … .

Огурец зелёный, а свекла … .

10. Предложите ребёнку вспомнить сказку «Репка». Если ребёнок не помнит её, прочитайте. При этом читайте сказку выразительно и привлекайте ребёнка к договариванию слов и фраз из сказки, к ответам на вопросы по содержанию:

Кто посадил репку?

Что посадил дед?

Какая выросла репка?

Что стал делать дед?

Кого позвал дед?

Ответы на вопросы должны быть полными. Например: «Дед посадил репку» и т. д.

11. Обведите тыкву по контуру.

Уважаемые родители!

«Фрукты »

По возвращении домой из продовольственного магазина, рассмотрите вместе с ребёнком купленные вами продукты. Предложите ему отложить отдельно фрукты и назвать их. Попросите ребёнка рассказать о внешних признаках этих фруктов (величине, цвете, форме).

Желательно как можно чаще использовать в своей речи слова, обозначающие обобщающие понятия: «продукты», «фрукты», «овощи», «продукты питания».

помогает детям развивать внимание, пространственную ориентировку, умение различать предлоги ЗА, ИЗ, В, НА, ПОД.

Попросите ребёнка вам помочь разложить продукты и предложите ему выполнить следующие действия с ними:

Пожалуйста, положи бананы НА стол.

Достань ИЗ шкафа красную тарелку.

Положи бананы В красную тарелку. И т.д.

помогает развитию волевых усилий детей, слуховой памяти и внимания.

Предложите ребёнку поиграть с вами в игру на запоминание слов. Вы называете ему 6 – 8 названий продуктов питания или фруктов/овощей (молоко, яблоко, банан, помидор, репа, сыр, хлеб, груша или: персик, яблоко, банан, апельсин, лимон, груша ) и просите повторить их.

Затем предложите ребёнку поменяться ролями. Пусть он называет вам 6 – 8 названий фруктов, овощей, продуктов питания, а вы их запомните и повторите.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» развивает умение образовывать притяжательные прилагательные, подбирать определения к названному предмету и согласовывать имена прилагательные с именами существительными:

Сок из яблок (значит, он какой?) – яблочный сок.

Варенье из персиков (значит, оно какое?) – персиковое варенье.

Банан (какой?) – жёлтый, длинный, грязный, вкусный, … .

Яблоко (какое?) – круглое, сочное, чистое, красное, … .

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию развивающий дидактический материал по ознакомлению детей с лексической темой

«Лес. Деревья »

Во время совместной прогулки побеседуйте с ребёнком о деревьях и кустарниках, о лесе, о том, какую пользу он приносит людям и диким животным. Спросите, знает ли он названия деревьев, и предложите ему их перечислить.

Рассмотрите внешнее строение дерева (ствол, ветви, листья, семена и плоды и т.д.).

Обратите внимание ребёнка на красоту осенней природы, на изменение в окраске листьев в это время года.

Предложите ребёнку ответить на вопросы:

Чем отличается дерево от кустарника?

Чем отличается ель от сосны?

Что есть общего у куста и дерева?

Дидактическая игра «Назови лист» (развивает умение образовы-вать относительные прилагательные):

лист берёзы – (какой это лист?) берёзовый ;

лист дуба – (какой это лист?) дубовый ;

лист осины – ... ;

лист тополя – … ;

лист рябины – .... и т.д.

Во время прогулки предложите ребёнку найти листья от разных деревьев и определить, с каких деревьев они слетели. А ещё – найти и собрать одинаковые по цвету (по форме) листья, разложив их на отдельные кучки.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию развивающий дидактический материал по ознакомлению детей с лексической темой

«Осень – время года »

Во время совместной прогулки по городу или парку спросите ребёнка, какое сейчас время года и как оно называется. Обратите его внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, часто идёт холодный дождь); на изменения в природе (как изменился облик деревьев, трав, цветов). Вместе с ребёнком найдите и назовите 2–4 признака осени в лесу, на улицах города, во дворе, в парке, в лесу, у пруда.

Спросите ребёнка о том, что происходит в жизни насекомых, животных и птиц с наступлением осени. Предложите вспомнить названия 3 х – 5 ти перелётных птиц и ответить на вопрос: «Почему они так называются?».

Дидактическое упражнение «Назови, какая (какое, какие, какой)?»

(развивает умение подбирать признаки (имена прилагательные) к предмету).

Осень (какая?) – золотая, дождливая, холодная ... .

Дождь (какой?) – … .

Небо осенью (какое?) – … .

Осенние листья (какие?) – … .

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?» (развивает умение подбирать и согласовывать имена существительные с местоимениями «мой», «моя», «мои»).

Чья шапка? – Это моя шапка.

Чей шарф? – Это мой шарф.

Чьи сапоги? – Это мои сапоги. И т.д.

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Лист – листик, листочек.

Туча – … … .

Трава – … … .

Облако – … … .

Птица – … … .

Солнце – … … .

Зонт – … … и т.д.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию развивающий

«Посуда »

Возвратившись из детского сада домой, можно рассмотреть вместе с ребёнком предметы посуды, находящиеся у вас дома. Предложите ему назвать предметы посуды и их составные части (у кастрюли: крышка, носик, дно, ручка, стенки). Попросите ребёнка рассказать о внешних признаках предметов посуды (цвет, форма, величина).

Желательно как можно чаще использовать в своей речи слова, обозначающие названия предметов посуды, и сам термин обобщающего понятия – «посуда».

В группе мы играли с детьми в следующие игры.

Дидактическая игра «Поручение»

Попросите ребёнка вам помочь и предложите ему выполнить следующие действия с предметами:

Пожалуйста, принеси мне большую пластмассовую красную чашку и поставь её на стол (в шкаф и т.д.).

(Аналогично проделать с другими предметами посуды).

Дидактическая игра «Что где лежит?» (развивает слуховое восприятие, мышление, внимание, речь).

Хлеб лежит в хлебнице.

Сахар – в... (сахарнице).

Соль насыпают в... (солонку).

Масло положили в... (маслёнку).

Чай заваривают в... (чайнике).

Конфеты лежат в... (конфетнице). И т.д.

( развивает умение согласовывать имена прилагательные с существительными, подбирать определения к названному предмету, образовывать относительные прилагательные):

Нож (какой?) – железный, острый, грязный, синий, … .

Тарелка (какая?) – большая, глубокая, чистая, красивая, … .

Бокал из стекла (значит, он какой?) – бокал стеклянный.

Тарелка из пластмассы (значит, она какая?) – тарелка пластмассовая.

Дидактическая игра "Без чего не может быть?" (развивает внимание, мышле-ние, умение согласовывать слова в предложении).

Взрослый показывает предмет посуды и начинает предложение, а ребёнок его заканчивает, добавляя/проговаривая название указанной части этой посуды):

Не бывает чайника без... (носика/стенок/дна/ручки/крышки).

Не бывает тёрки без... (дырочек).

Не бывает кастрюли без... (крышки/ручек/стенок/донышка).

Не бывает сковороды без... (дна/стенок/ручки/крышки).

Не бывает ножа без... (лезвия/ручки) и т.д.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию

дидактический материал по лексической теме

« Зима – время года »

Во время совместной прогулки по городу или парку можно побеседовать с ребёнком о наступившем времени года – о зиме. Обратите его внимание на зимние изменения в природе (стало холодно, за ночь лужи замерзают и покрываются льдом; часто идёт снег, но иногда с дождём, как изменился облик деревьев).

Во время прогулки полезно отметить и понаблюдать за изменениями в одежде людей.

В группе мы с детьми играли в следующие игры.

Дидактическая игра «Скажи ласково» , развивающая у ребёнка умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

Снег – снежок, снежочек.

Снеговик – … … .

Шарф – … … .

Санки – … … .

Ветер – … … и т.д.

Дидактическая игра «Подбери признак» (развивает у ребёнка умение

подбирать и согласовывать имена прилагательные с существительным):

Снежинки (какие?) – лёгкие, блестящие, красивые, … .

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?» ( развивает у ребёнка умение согласовывать существительные с местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои»):

Это чья снежная баба? – Это моя снежная баба.

Это чей снеговик? – Это мой снеговик.

Это чьи санки? – Это мои санки.

Аналогично с другими словами на зимнюю тематику.

Дидактическая игра «Что бывает снежным?» (развивает умение подбирать предметы (существительные) к признаку (прилагательному) и согласовывать их друг с другом):

Снежный – ком, сугроб, дом, человек … ;

Снежная – … ;

Снежное – ... .

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию

дидактический материал по лексической теме

« Дикие животные »

Как хорошо вместе с ребёнком сходить в детскую библиотеку и выбрать книги (сказки, стихи, рассказы, загадки) о диких животных наших лесов! По возвращении, интересно всей семьёй ознакомиться с их содержанием, внимательно рассмотреть в них иллюстрации, вспомнить названия частей тела животных и их количество (4 е лапы; 2 а уха, …; 1 н хвост, … и т.д.). Попросить ребёнка объяснить : «Почему эти животные называются дикими?»; а папу – рассказать о том, «Какую пользу (и какой вред) дикие животные приносят людям?».

Предложить всем вместе поиграть в следующие игры:

Дидактическая игра «Запомни и повтори» помогает развитию волевых усилий детей, слуховой памяти, внимания.

Предложите ребёнку поиграть с вами в игру на запоминание слов. Сначала Вы называете ему 6 – 9 названий диких животных (3 раза в одной и той же последовательности – белка, лиса, медведь, мышь, волк, лось ) и после этого просите ребёнка повторить те названия животных, которые он запомнил.

(Вместе с названиями диких животных в игре можно использовать и наименования других предметов: заяц, дом, снег, волк, лес, мышь, морковь, хвост ).

Затем поменяетесь с ребёнком ролями!

Дидактическая игра «Какой? Какая?» развивает у ребёнка умение согласовывать имена прилагательные с существительными и подбирать определения к названному животному.

Ёж (какой?) – маленький, колючий, быстрый, осторожный, опасный , … .

Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая , … .

Лось – … … . Кабан – … … . Волк – … … . Белка – … … . Заяц – … … .

Медведь – … … . Мышь – … … .

Дидактическая игра «Назови, не ошибись!» способствует умению ребён-ка образовывать названия детёнышей диких животных с помощью уменьши-тельно-ласкательных суффиксов.

Мама – лиса , а детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Мама – белка , а детёныш(и) – бельчонок (бельчата).

Волк – … . Заяц – … . Медведь – … . Ёж – … ; Лось –… . и т.д.

Дидактическая игра «Чей хвост? Чья лапа? Чьи уши?» развивает умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ведущий показывает картинку с изображением любой части тела дикого животного (или целое его изображение) и задаёт вопрос:

Чья это лапа? – Это волчья, заячья, лисья лапа. Чей хвост? – Это волчий, заячий, лисий хвост. Чьи это уши? – Это волчьи, заячьи, лисьи уши. И т.д.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию

дидактический материал по лексической теме

« Транспорт »

Как хорошо вместе с ребёнком погулять по улицам родного города! Во время прогулки понаблюдайте с ребёнком за движением различного транспорта и спросите, знает ли он его виды (наземный, водный, воздушный); на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой) и почему он так называется. А во время поездки в автобусе вспомните профессии людей, связанных с работой на транспорте (шофёр/водитель, кондуктор, контролёр, автослесарь …).

Во время прогулки побеседуйте с ребёнком о правилах уличного движения; вместе рассмотрите светофор и обратите внимание ребёнка на его цветовые сигналы. Поинтересуйтесь у сына/дочери помнит ли он(а), на какой цветовой сигнал можно переходить улицу, а когда следует остановиться перед дорогой.

Предложите ребёнку поиграть в следующие дидактические игры:

«Кто управляет?» (развивает умение согласовывать слова в словосочетании):

Автомобилем управляет – шофёр, водитель.

Самолётом управляет … ;

Поездом управляет – … ;

Кораблём управляет – … ;

«Без чего не может быть?» (способствует закреплению составных частей/деталей машины):

Без чего не может быть самолёта? – Самолёта не может быть без шасси.

Без чего не может быть грузовика? Лодки? Автомобиля? Корабля? Велосипеда? Плота? Вертолёта? и т.д.

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

Машина – машинка, машинюшечка.

Самолёт – … , корабль – … , лодка – … , паровоз – … , велосипед – … , вертолёт – … , грузовик – … и т.д.

«Подбери признак»

Поезд (какой?) – длинный, грузовой, пассажирский, чистый, красивый, зелёный, железный, мощный, быстрый.

Маршрутное такси (какое?) – быстрое, удобное, жёлтое, … , … . Машина (какая?) –… , … . Велосипед (какой?) – …, … .

Лодка (какая?) – … , … . Воздушный шар (какой?) – … , … . Самолёт (какой?) – … , … и др.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексическим темам

« Одежда » (для детей 4 – 5 лет)

«Одежда. Головные уборы» (для детей 5 – 6 лет)

Совершая прогулку по улицам города или возвращаясь домой из детского сада, можно побеседовать с ребёнком о времени года – осени и обратить его внимание на сезонные изменения, произошедшие в природе. Предложите ответить на вопрос: Почему, по его мнению, человек меняет одежду в зависимости от времени года? А дома вместе с ребёнком можно рассмотреть и сравнить летнюю и осеннюю одежду и их детали.

«Что есть у платья? (брюк, куртки и т.д.)»

у куртки: воротник, карманы, пуговицы, рукава, пояс, капюшон; (4 – 6 лет)

у брюк: штанина/брючина, пояс, карманы, застёжка-молния; (4 – 6 лет)

у шляпы: поля, тулья, козырёк; (5 – 6 лет)

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): (4 – 6 лет)

Рубашка – рубашечка, рубашонка, рубашоночка.

Платье – … , носки – … ,

майка – … , шляпа – … ,

куртка – … , брюки – … ,

шапка – … , шапка-ушанка – … и т.д.

«Подбери признак» (развивает умение подбирать и согласовывать имена прилагательные с существительным): (4 – 6 лет)

Шапка (какая?) – красная, тёплая, осенняя, вязаная, меховая, резиновая, лёгкая, удобная, красивая. … .

Носки (какие?) – коричневые, шерстяные, короткие, грязные, ... .

Шарф (какой?) – длинный, короткий, синий, зелёный, вязаный, … .

Пальто (какое?) – осеннее, тёплое, модное, жёлтое, чистое, …

«Жадина» (развивает умение подбирать и согласовывать имена существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ):

Моя – майка, рубашка, пижама, …. Моя – шапка, рубашка, косынка, кофта, … .

Мой – шарф, свитер, пояс, носок, … . Мой – шарф, носок, джемпер, платок, … .

Мои – носки, куртки, рубашки, … . Мои – носки, куртки, шляпы, косынки, рубашки, … .

Моё – пальто, платье, … . (4 – 5 лет) Моё – пальто, платье, … . (5 – 6 лет)

Уважаемые родители!

по лексической теме

« Обувь »

Совершая прогулку по улицам города, можно побеседовать с ребёнком о времени года – поздней осени, обратив его внимание на сезонные изменения, произошедшие в природе и обуви/одежде людей.

В качестве экскурсии можно посетить с ребёнком магазины, где продают обувь, внимательно рассмотрев вместе с ним детали обуви.

«Что есть у сапога?» (способствует закреплению составных частей/деталей предметов одежды):

У сапога есть: подошва, каблук, голенище, пятка, носок, язычок, шнурки (для детей 4 – 5 лет).

У сапога есть: подошва, каблук, голенище, носок, пятка/задинка/задник, язычок, стелька, рант, шнурки, застёжка-«молния»/«липучка» (для детей 5 – 6 лет) .

«Чья? Чей? Чьи?» (развивает умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ):

Это чья обувь? – Это МОЯ обувь.

Это чьи ботинки? – Это МОИ ботинки.

Это чей сапог? – Это МОЙ сапог. и др. (для детей 4 – 5 лет)

«Жадина» (развивает умение подбирать названия предметов обуви к местоимениям МОЙ, МОИ):

МОИ – туфли, кроссовки, валенки, сапоги, … .

МОЙ – шарф, ботинок, туфель, костюм, сапог, ... . и т.п. (для детей 4 – 6 лет)

«Подбери признак» (развивает умение согласовывать прилагательные с существительным):

Туфелька (какая?) – красная, модная, женская, удобная, красивая, ... .

Сапоги (какие?) – коричневые, резиновые, высокие, грязные, ... .

Валенок (какой?) – высокий, тёплый, зимний, серый, … . и т.д. (для детей 4 – 6 лет)

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений

по лексической теме « Дом. Мебель »

Возвращаясь из детского сада или с прогулки, можно обратить внимание ребёнка на дом, в котором вы живёте: какого он цвета, сколько этажей, есть ли балконы, сколько подъездов и т.д. Предложите назвать известные ему части дома (крыша, стены, дверь, окно, балкон, подъезд, этаж, лифт …). В квартире можно рассмотреть с ребёнком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, гостиной, кухни, прихожей и вспомнить названия предметов мебели, их составные части (у стола – крышка/столешница, ножки; у стула – спинка, сиденье, ножки, у шкафа – дверца/дверка, ручка, ящик, стенки, дно и т.д.).

Игра «Подбери признак» , развивающая у ребёнка умение согласовывать имена прилагательные с существительным: (для детей 4 – 6 лет)

Стул (какой?) – удобный, высокий/низкий, сломанный, синий, … .

Кровать (какая?) – мягкая, широкая, узкая, чистая, заправленная, … .

Стол (какой?) – кухонный, низкий/высокий, письменный, белый, … .

Игра «Поручение» , развивающая у дошкольника слуховую память, внимание, пространственную ориентировку, различение предлогов НА, ЗА, ПОД, В (для детей 4 – 6 лет).

Предложите ребёнку помочь вам точно выполнить следующие действия с предметами:

Пожалуйста, возьми с дивана жёлтую подушку, отнеси её на кухню и положи на стул (за диван, под стол, в шкаф и т.д.).

Аналогично проделать с другим предметом или игрушкой и с другими предметами мебели.

Игра «Загадки и отгадки» помогает развитию логического мышления, слухового восприятия и воображения у детей (для детей 4 – 6 лет) .

Интересно было бы сходить с ребёнком в библиотеку и вместе выбрать книгу с загадками о предметах мебели, о доме? А дома внимательно рассмотреть иллюстрации в ней; предложить ему попробовать отгадать загадки о доме, о предметах (деталях) мебели и нарисовать отгадки.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексическим темам

«Продукты питания » (5 – 6 лет) и «Зима – время года» (4 – 5 лет)

Во время совместной прогулки по городу или парку можно побеседовать с ребёнком о наступившем времени года – о зиме. Обратите его внимание на зимние изменения в природе (стало холодно, за ночь лужи замерзают и покрываются льдом; часто идёт снег, но иногда с дождём, как изменился облик деревьев). Во время прогулки полезно отметить изменения в одежде людей (для детей 4 – 5 лет) .

Возвратившись с покупками из продовольственного магазина домой, можно рассмотреть вместе с ребёнком продукты питания, которые вы купили вместе. Предложите ему назвать известные продукты питания и их виды (мясные, кондитерские, хлебобулочные, рыбные, молочные).

Старайтесь как можно чаще употреблять в своей речи слова, обозначающие названия продуктов питания, их видов и сам термин обобщающего понятия – «продукты питания» (для детей 5 – 6 лет) .

Игра «Поручение» (развивает внимание, пространственную ориентировку, умение различать предлоги ЗА, В, ПОД, С, НА).

Предложите ребёнку помочь вам разложить покупки, выполнив следующие действия с предметами:

Нам понадобится красная глубокая тарелка для фруктов, которая стоит на кухне в шкафу. Сможешь её принести? Помоги мне красиво разложить на неё фрукты! Какие фрукты мы купили? Ты сможешь их назвать? (Аналогично проделать с другими предметами посуды и продуктами питания, купленными в магазине) (для детей 5 – 6 лет) .

Игра «Так бывает или нет?» (для детей 4 – 5 лет) .

И т.д.

Дидактическая игра «Какой? Какая?» ((для детей 4 – 6 лет) .

Снег (какой?) – белый, пушистый, чистый, холодный, … .

Ёлочка (какая?) – зелёная, колючая, высокая, … .

Пельмени (какие?) – мясные, вкусные, горячие, … .

Творог (какой?) – свежий, полезный, белый, рассыпчатый, … . И т.д.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексической теме

«Зима – время года »

можно побеседовать с ребёнком о наступившем времени года – зиме. Обратите его внимание на зимние изменения в природе (стало холодно, за ночь лужи замерзают и покрываются льдом; часто идёт снег, как изменился облик деревьев). Во время прогулки полезно отметить изменения в одежде людей. Предложите ребёнку найти и назвать 4 –5 признака зимы в лесу, на улицах города, во дворе, в парке, в лесу, у пруда.

Обратите внимание на изменения в одежде людей.

Спросите ребёнка о том, что происходит в жизни животных и птиц с наступлением зимы. Предложите вспомнить названия 5 ти зимующих

птиц и ответить на вопрос: «Почему они так называются?».

Игра «Так бывает или нет?» (развивает слуховое восприятие, мышление, внимание, речь) (для детей 4 – 5 лет) .

Зимой с юга прилетают перелётные птицы.

Выходя с санками на улицу, мы берём с собой зонт.

Зимой вся земля покрыта снегом.

Снеговик обязательно днём растает.

Зимой на ветвях деревьев соловьи распевают свои песни. И т.д.

Дидактическая игра «Какой? Какая?» (развивает умение согласовывать имена прилагательные с существительными, подбирать определения к названному предмету): (для детей 4 – 6 лет) .

Снег (какой?) – белый, пушистый, чистый, холодный, … .

Ёлочка (какая?) – зелёная, колючая, высокая, … .

Снежинки (какие?) – холодные, хрупкие, искристые, … .

Зимнее небо (какое?) – низкое, серое, хмурое, … . И т.д.

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): (4 – 6 лет)

Снег – снежок, снежочек.

Зима – … , дерево – … ,

снеговик – … , сугроб – … ,

санки – … , снежный ком – … . И т.д.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексической теме

«Зимующие птицы » (для детей 4 – 6 лет)

Во время совместной прогулки по городу или парку можно рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор; вспомнить их названия; части тела птицы (голова, клюв, крылья, туловище, лапы, хвост, шея, перья);

места обитания; чем питаются и почему называются зимующими. Поучительным и интересным станет посещение детской библиотеки, где можно найти множество иллюстрированных книг о зимующих птицах, а дома вместе с ребёнком внимательно их рассмотреть и прочитать.

Можно совместно с ребёнком изготовить кормушку и повесить её на улице (в своём дворе), предварительно поговорив о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи пернатым друзьям зимой.

Игра «Подбери признак» (развивает умение согласовывать имена прилагательные с существительными, подбирать определения к названному предмету): (для детей 4 – 6 лет) .

Синица (какая?) – маленькая, юркая, желтогрудая, непоседливая, пернатая, зимующая и т.п.

Аналогично: голубь, воробей, сорока, дятел, ворона, сова.

Игра «Четвёртый лишний» (развивает логическое мышление, умение классифицировать птиц по характерным признакам): (для детей 4 – 6 лет) .

Синица, воробей, грач, ворона. (для детей 4 – 6 лет) .

Воробей, синица, ворона, поползень. (для детей 5 – 6 лет) .

Дятел, голубь, сова, скворец. (для детей 4 – 6 лет) .

Сова, голубь, воробей, сорока. (для детей 5 – 6 лет) .

Сорока, журавль, снегирь, ворон. (для детей 4 – 6 лет) .

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): (для детей 4 – 6 лет)

Сова – совушка.

Голубь – … , воробей – … ,

синица – … , сойка – … и т.д.

Уважаемые родители!

Вы можете ознакомиться с содержанием игр и упражнений по лексической теме

«Новый год »

Во время совместной прогулки по городу можно поговорить с ребёнком о приближающемся зимнем празднике – Новый год; обратить внимание на праздничное новогоднее убранство улиц и парков города. Желательно рассказать ребенку историю Деда Мороза: Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, – один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения - девятнадцатое столетие. Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Совсем недавно наш Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг, которому насчитывается почти 800 лет. Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.

Игра «Вопросы и ответы» (развивает грамматический строй речи):

Предложить ребенку нарисовать в альбоме елочные игрушки: синие шары, разноцветные флажки и ответить на вопросы:

Что это? - ... (Это синие шары и разноцветные флажки )

Нет чего? - ... (Нет синих шаров и разноцветных флажков )

Радуешься чему? - ... (Радуюсь синим шарам и разноцветным флажкам )

Видишь что? - ... (Вижу синие шары и разноцветные флажки )

Доволен чем? - ... (Доволен синими шарами и разноцветными флажками )

Говоришь о чем? - ... (Говорю о синих шарах и о разноцветных флажках )

Дидактическая игра «Один – много» (развивает умение образовывать множественное число существительных в именительном падеже):

В коробке лежит один шар, а на елке висят шары.

На верхушке елки звезда, а на небе – звезды.

И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.

«Скажи ласково» (развивает умение образовывать существительные единственного и множественного числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

Шар – шарик, шарики .

Звезда – звездочка, звездочки .

Бусина – бусинка, бусинки .

Фонарь – фонарик, фонарики .

Флаг – флажок, флажки, флажочек, флажочки. И т.д.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дети должны знать:

  • понятие “домашние птицы”;
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются;
  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека;
  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

  • Названия : утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
  • Признаки : красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;
  • Действия : клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Задание “Кто это?”

Покажите изображения домашних птиц ребенку и скажите: “Здесь нарисованы домашние птицы: петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка.

Вопросы:

Покажи, где утка, курица, гусь, селезень и т.д.

Покажи в том порядке, как я скажу: селезень, индюк, курица; петух, утка, гусь.

Задание “Какую пользу приносят домашние птицы?”

Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.

Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос подает:

  • “Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.
  • Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.
  • Гусь – “га-га-га” - гогочет.
  • Индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.
  • Утка – “кря-кря-кря” - крякает.

Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.

Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?

Продолжи: “Утка - ... (крякает)”, “Гусь - ...”, “Петух - ...”, “Индюк - ...”, “Курица - ...” и т.д.

Задание “Птенцы”

Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.

Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?

Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.

Задание “Родители птенцов”

Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.

Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.

Назови “родителей” всех птенцов:

  • у гусенка мама - ... (гусыня), папа - ...
  • у утенка мама - ..., папа- ...
  • у цыпленка мама - ..., папа - ...
  • у индюшонка мама - ..., папа - ...

Задание “Части тела домашних птиц”.

Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.

Например:

  • “Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На ногах – острые шпоры...”
  • “Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек...”

Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.

Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.

- “Правда или нет?”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.

Например:

  • “У утки на голове есть красивый красный гребешок”.
  • “У петуха три лапы”.
  • “У курицы на ногах перепонки”.
  • “Гусь не умеет плавать”.
  • “Петух – это водоплавающая птица”.

- “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.

Задание “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”

По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.

Курица ходит по земле, она не умеет плавать.

Петух ходит по земле, он не умеет плавать.

Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.

Задание “Что сначала, что потом?”

Расскажи, что происходит сначала, что потом?

Сначала курица сносит яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится петушком или курочкой.

Задание “Чьи перья?”

Рассмотрите с ребенком иллюстрации и расскажите ему, какие перья каким птицам принадлежат.

Например:

  • “Это перо - утиное. Его потеряла утка.”
  • “Это перо – индюшиное. Его потерял индюк.”
  • “Это перо – петушиное. Его потерял петух.”

Задание “Найди лишнюю картинку”.

Определите, какая картинка лишняя и почему.

  • “Лишняя ворона, потому что это дикая птица, а все остальные птицы – домашние.”

Задание “Прав ли Незнайка?”

- “Орёл, петух, гусь – это домашние птицы.”

(Нет, не прав. Петух и гусь – это домашние птицы, а орёл – дикая птица.)

- “Курица, голубь, индюк – это домашние птицы.”

(Нет, Незнайка сказал неправильно. Курица и индюк – это домашние птицы, а голубь – дикая птица.)

Задание “Отгадай загадку”.

Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)

Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).

Задание “Придумай загадку сам”.

Придумай загадку сам по плану:

  1. Как выглядит эта птица? (опиши её)
  2. Что она умеет делать?
  3. Как называется ее детёныш?
  4. Кто это?

Задание “Рассмотри картинку, посчитай птиц”.

Один индюк, две индюшки, три индюшонка.

Один петух, две курицы, три цыпленка.

Литература.

  1. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев “Хочу все знать. Часть 1. Мир вокруг нас”. Москва, “Владос”, 2003 г.
  2. Е.М. Косинова “Моя первая книга знаний. Упражнения для развития речи”. Москва, “Эксмо”, 2004 г.

Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ

«ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания

«Осень» № 1

Осень
Падают, падают листья - в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают - гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

Осень
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.

Подарки осени
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине,
Зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос. Кому что дарит осень?

Карточка домашнего задания «Осень» № 2

Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» (слова, обозначающие предметы) по теме «ОСЕНЬ»

Приходит (что?) ……

Дует (что?) ……

Плывут (что?) ……

Моросит (что?) ……

Улетают (кто?) ……

Опадают (что?) ……

Желтеет (что?) ……

Мокнет (что?) ……

Вянут (что?) ……

Карточка домашнего задания «Осень» № 3

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «ОСЕНЬ»

Солнце (какое?) — …….

Облака …..

Земля …..

Трава …..

Ветер …..

Листья ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 4

Составление связного рассказа по теме «ОСЕНЬ» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила …. Дни стали ….. Подул ….. Стало …. Люди одеваются … На деревьях … На землю …. Моросит …. Увядает … На юг … Люди собирают … Скоро наступит ….»

Рассказ пересказать.

Карточка домашнего задания «Осень» № 5

Игра «Составь предложение»

Работа над деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Карточка домашнего задания «Осень» № 6

Игра «Назови правильное слово»

Образец: Ветер дует, а ветры дуют.

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди ….

Цветок увядает, а цветы ….

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 7

Игра «Ответь на вопросы».

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

(что делает?) – дует

ветер (что сделает?) – подует

(что делал?) — дул

(что будет делать?) – будет дуть.

Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 1

Игра «Один – много»

Образец: гриб –грибы – много грибов

Слова: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, масленок, поганка, мухомор.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 2

Игра «Веселый счет»

Образец: одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек.

Посчитай до 5 со словами: поганка, подосиновик, масленок, опенок.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 3

«Вопросы на засыпку!»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше — опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 4

Составить описательный рассказ про гриб (любой) по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 5

Проговори фразы по образцу:

Я собираю, мы собираем, ты собираешь, вы собираете, он собирает, они собирают.

Со словами: собирать, сорвать, сушить.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 6

Игра «Скажи наоборот»

Много грибов – мало грибов

Маленькая корзинка –

Чистый гриб –

Съедобный гриб –

У опят длинные ножки, а у волнушек ….

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки…

Вверх