Презентация на тему роль кожи в терморегуляции. Роль кожи в терморегуляции, закаливание

8 класс

Урок - конференция

«Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи»

Учитель биологии Алексинская О.В.

2017

Урока - конференции на тему: «Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи». (слайд 1)

Учитель биологии:

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проведем урок – конференцию. У нас присутствуют гости.

Присутствуют: профессор химии _____________

Физик – профессор _____ _________________,

врач – косметолог (дерматолог)__ _________

(Все присутствующие гости имеют бейджи)

(слайд 2)

Цель урока - конференции:

Сформулировать понятия «кожа как орган терморегуляции», «теплорегуляция – саморегулирующийся процесс. Гигиена кожи».

Развить умения связывать учебный материал курсов физики, химии, анатомии, физиологии и гигиены человека, выявить причинно-наследственные связи в процессе теплорегуляции.

Оборудование:

Дидактические таблицы: 1.Кожа, ее строение; 2.Гигиенические требования к коже.

Презентации;

Калькулятор;

Учебник биологии /Сонин/,

Интерактивная доска

Ход урока:

Учитель:

Открываем тетради и записываем число и тему. (слайд 3)

Давайте прежде чем мы начнем работу нашей конференции повторим пройденный материал.

Повторение пройденной темы «строение кожи» (фронтальный опрос. Работа с тестами). Начинаем изучение новой темы с проверки усвоения изученной темы. Перед вами тесты.

Вопросы

Варианты ответов

Какие функции выполняет кожа

Защитная

Мыщцы

Назовите средний слой кожи?

Эпидермис

Выделительная

Жировая клетчатка

Кожа

Сальные железы

Два

Волосяные сумки

Терморегуляция

Собственно кожа

Потовые

Три

Соединетельная ткань

Эластические волкна

Учитель:

Сейчас познакомимся с новой темой. (слайд 4)

Представьте, что мы оказались в Италии XV века. В роскошном замке миланского герцога Моро идет великолепный праздник, идею которого придумал великий Леонардо да Винчи. "Золотой век" Возрождения олицетворяет маленький мальчик, чье тело было сплошь покрыто золотой краской. После праздника о нем все забыли. И только на следующий день Леонардо да Винчи обнаружил малыша в темном углу холодного зала. Он плакал и дрожал от холода. Через несколько дней мальчик умер.

Причина его смерти долгое время оставалась непонятной. Первоначально считали, что он погиб от недостатка воздуха. Другие считали, что причина его гибели – прекращение выделений через пот. Однако только в Х I Х веке сумели объяснить произошедшее. Тела двух взрослых мужчин покрыли лаком. Один «лакированный» пробыл в таком состоянии 1 сутки.

Другой – 8 суток. Подопытным было трудно переносить холод. Они много теряли тепла через расширенные сосуды, их защищали от переохлаждения.

В процессе эволюционного развития у млекопитающих животных, птиц и у человека выработалась способность постоянно сохранять постоянную температуру тела. Независимо от температуры окружающей среды, т. Е. как в жару, так и в холод, температура тела этой группы животных и человека не меняется, а поддерживается на одном и том же уровне. Эта способность сохранения постоянства температуры создает более постоянные условия, важные для нормальной деятельности организма, и делает его сравнительно менее зависимым от условий окружающей среды.

(слайд 5)

Животные, организм которых благодаря наличию ряда приспособлений сохраняет постоянную температуру, называются теплокровными ( гомойотермными. ) К теплокровным относится и человек.

(сделать запись в тетрадь)

Беспозвоночные животные и значительная часть позвоночных не имеют постоянной температуры тела. Температура тела таких животных зависит от температуры окружающей среды, в которой они находятся. Эта группа животных получила название холоднокровных ( пойкилотермных ).

(сделать запись в тетрадь)

Значение этого обстоятельства можно показать на примере лягушки: зимой, когда температура её тела приближается к 0 градусов, она совершает прыжки на расстояние 10 – 15 см; летом же, когда температура её тела повышается до 20 - 25 градусов, её прыжки превосходят даже 100 см.

(слайд 6)

Какие функции выполняет кожа:

Защитную

Выделительную

Чувствительную

Секреторную

Терморегуляционную.

Что же такое терморегуляция? (слайд 7,8)

Как же происходят теплорегуляция в организме человека? Какое значение в этом имеет кожа? Теплорегуляция - это достаточно сложный механизм, в основе которого лежат физические и химические процессы и законы. Большое значение имеет строение кожи в этом процессе.

(слайд 9).

А сейчас вспомним, какая температура тела у человека в норме?

Она колеблется от 36 градусов до 36, 9. Повышение свидетельствует о нарушениях в организме. Температура выше 43 и ниже 23 градусов вызывает смерть организма. В поддержании постоянства температуры тела огромную роль играет кожа, а сам процесс называется терморегуляцией.

Терморегуляция – это поддержание равновесия между количеством выработанного тепла в организме и отдачей его во внешнюю среду. Терморегуляция бывает двух типов: химическая и физическая.

Сейчас в тетрадях запишем, что такое терморегуляция. (Слайд 10)

Химическая терморегуляция – это процесс образования тепла в организме. Оказывается, наш организм вырабатывает тепло. Но как? Для того, чтобы лучше разобраться в этом процессе предоставим слово нашему физику.

Профессор физики__ ФИО ученика

(слайд 11)

1 ситуация.

Вы поели хорошо, плотно? Какое у вас будет ощущение, вам холодно, стало жарко? Конечно жарко, ведь у вас начался интенсивный обмен веществ при распаде белков, жиров, углеводов освобождается энергия, т.е тепло. Итак: Выделение тепла наблюдается при обмене веществ.

2 ситуация.

Вы выбиваете ковер на улице зимой. Мерзнете ли вы при этом? Почему же вам жарко? При сокращении мышц интенсивно выделяются тепло. Поэтому при физической нагрузке организма вам становится жарко.

3 ситуация.

Зима. Почему мы постоянно не мерзнем? Потому в нашем организме есть органы, которые вырабатывает тепло. Это печень, почки. Иногда в тестах так и пишется «Выделите органы, которые вырабатывают тепло»

А как много вырабатывается тепло? Давайте решим такую задачу.

Задача 1 .Какое количество тепла выделяет организм человека за сутки, если его достаточно, чтобы довести до кипения 33 литра холодной воды?

(слайд 12)

Дано:

m -33 л Дж

C – 4,200 кг С

T 1 -0 град С

Т2 – 100 град С

Q = m с (t2-t1) Q=4.2 х 33 (100-0)=13850 кДж?

Итак, организм за сутки выделяет 13850 kDж тепла. Почему же мы не кипим? Потому что при помощи испарения пота через кожу организм отдает тепло. Это и есть физическая теплорегуляция.

А сейчас положите ладони на парту. Что вы ощущаете? Да, холод. Если долго продержать ладонь на парте, согреется ли поверхность парты? Да. А почему? Согласно закону физики тепло передается от более нагретого тела к менее нагретому. Это передача тепла называется теплопроводностью и наблюдается только между физическими телами находящимися в соприкосновение друг с другом.В данный момент нас много в классе. Как вы думаете в конце урока поднимется ли температура в классе? Почему? Потому, что происходит испускание тепловых лучей в воздух. Но при этом температура воздуха должна быть выше температуры организма. Но этого не происходит потому что, организм не будет отдавать интенсивно тепло.

Каким способом организм отдает тепло? Например: вы моетесь в очень жаркой бане. Какой процесс идет в коже? Да, потоотделение. Закон физики гласит: превращение жидкости в пар идет с поглощением тепла при котором наблюдается охлаждение поверхности.

Задача 2: (слайд13)

Давайте выясним сколько теряет тепла человек при очень тяжелой физической работе в жару, если он испаряет 12 кг пота? Опять определяем по формуле Q=d m .Количество теплоты равен на произведение удельной теплоемкости парообразования на массу жидкости.

Удельной теплоемкость парообразования равен 2,4 кDж. (слайд 14)

Дано:

m=1200 Q=1200 2.4=28.800 кDж.

d=2.4

Найти Q-

(слайд 15)

Вывод: человек при испарение 12 кг. пота, теряет 28800 кDж. Тепла

Мы рассмотрели процессы теплорегуляции. А каков же механизм теплоотдачи?

Вопрос. Почему мы краснеем? Или ещё проще – в каких случаях мы краснеем? (слайд 16)

С этим вопросом нам поможет разобраться профессор химии ______ ФИО ученика __________

Да, когда нам жарко. Оказывается, когда организм вырабатывает много тепла или очень жарко, центр теплоотдачи, который находится в промежуточном мозге, включает механизм теплоотдачи. При этом кровеносные сосуды расширяются, кожа краснеет, теплоотдача увеличивается. Если холодно, то центр теплоотдачи чтобы сохранить тепло, сужает кровеносные сосуды, уменьшая приток крови, кожа бледнеет, теплоотдача уменьшается. Вот почему в холод мы бледнеем (слайд 17).

(слайд 18)

Вывод: составим таблицу.

Высокая

Низкая

Расширяются

Сужаются

Повышается

Снижается

Увеличивается

Уменьшается

Наибольшая часть тепла образуется в мышцах. Одним из приспособительных организмов является дрожание мышц, происходящее на холоде Дрожь, которая наступает является результатом рефлекса. При понижении температуры окружающей среды раздражаются кожные рецепторы, воспринимающие температурные раздражения; в них возникает возбуждение, которое идет в центральную нервную систему и оттуда к мышцам, вызывая периодические их сокращения. Таким образом дрожь и озноб, которые мы испытываем в холодное время года или в холодном помещении, являются рефлекторными актами, способствующими усилению обмена веществ, а следовательно, увеличению образования тепла.

Усиление обмена веществ происходит под влиянием холода, даже когда отсутствуют мышечные движения. Значительное количество тепла образуется в органах брюшной полости – печени, почках. Это можно проверить, если измерить температуру крови, которая притекает к органам, и температуру оттекающей крови. Оказывается температура оттекающей крови выше температуры притекающей. При повышении температуры окружающей среды теплообразование в организме уменьшается.А что происходит с человеком, если его напугали? Ему становится жарко. Почему? Это действует адреналин. Он расширяет кровеносные сосуды, увеличивается теплоотдача и человеку становится жарко.

Итак, в организме есть механизм теплорегуляции. А можно ли повлиять на этот механизм? Представьте, человек заболел, у него высокая температура. Как ему помочь? Вспомним, какие клетки крови защищают организм от болезней? Лейкоциты, их количество начинает увеличиваться. Это приводит к увеличению пирогенных веществ, которые действуют на центр терморегуляции и вызывают повышение температуры тела. Зачем? Вспомним химию.

Когда реакции идут быстрее: при нагревание или при холоде? При нагревание.

Вот почему температура тела поднимается. Все защитные процессы организма активируются.

Но зачем принимать лекарства? Оказывается при длительном повышение температуры тела, нагрузка на сердце увеличивается, организм сильно ослабевает и может наступить летальный исход. Поэтому при сильном повышение температуры тела надо принимать жаропонижающие, противовоспалительные таблетки. Все эти регуляции теплоотдачи называется гуморальными. Составим таблицу.

(слайд 19)

(центр в промежуточном мозге)

Симптомы перегрева: головная боль; головокружение; общая слабость; побледнение; рвота; потеря сознания. При этом высокая температура тела. (слайд 20)

Симптомы переохлаждения: общая слабость; головокружение; сонливость; безразличие; температура тела падает до 25С, потом начинаются необратимые процессы.

2.Заполним еще одну таблицу (слайд 21)

Перегрев

Переохлаждение

Повышается

Понижается

Расширяются

Сужаются

Увеличивается

Уменшается

А теперь послушаем врача- косметолога (дерматолога)_

_ ФИО ученика _____________

Ребята, символом сегодняшнего урока я выбрала картину известного русского художника Василия Тропинина «Кружевница» (слайд 22 )

Василий Андреевич Тропинин был крепостным художником графа Моркова. Только в 1823 г., в возрасте 47 лет, он получил вольную и в том же году выставил в Российской Академии художеств свою «Кружевницу», которая была хорошо встречена публикой и сразу завоевала популярность. Художник изобразил ее с большой душевной теплотой, свойственной его характеру. «Кружевница» – одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлеченным в пространство картины.

Многие поколения восхищались мастерством художника и красотой его картины. А мы будем восхищаться здоровьем крестьянской девушки, изображенной на этой картине: чистой кожей, блестящими волосами, изящными аккуратными ногтями. И сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы узнать, как правильно ухаживать за самым большим органом нашего тела – кожей и ее производными.

(слайд 23)

Говорят, что кожа является зеркалом организма. Что может являться причиной заболеваний кожи? Как ухаживать за кожей? Косметика- это полезно или вредно? Любая косметика полезна только тогда, когда она используеся разумно. Нельзя злоупотреблять косметикой, нельзя использовать её, если есть проблемы с кожей. Необходимо консультироваться у врача прежде, чем наносить себе еще большийвред.

(слайд 24)

"Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже "поломан механизм" и нужно думать о починке". К.М. Быков

Как правильно ухаживать за кожей?

(слайд 25)

Во – первых надо содержать кожу в чистоте.

(слайд 26)

Во - вторых надо правильно питаться.

(слайд 27)

В – третьих надо вести здоровый образ жизни.

(слайд 28)

Неправильное питание и не соблюдение гигиенических требований может привести к образованию юношеских угрей.

Что такое юношеские угри? Называются они акне. Юношеские прыщи в чем-то похожи на небольшой фурункул, но, в отличие от фурункула, они возникают при нарушении выделения кожного сала, закупорке пор с последующим развитием инфекции. Акне чаще всего возникают на лице и верхней части туловища, особенно часты они у подростков. Это связано с усиленной выработкой кожного сала во время полового созревания. При этом на коже лица, верхней части туловища появляются наполненные салом мелкие и более крупные (до горошины) возвышения, обычно с видимой беловатой «головкой». Это комедоны, при сдавливании которых выделяется кожное сало. Комедоны не имеют признаков воспаления – красноты, их цвет не отличается от цвета кожи. Но вот когда они нагнаиваются и превращаются в акне – прыщи, они краснеют, а если их много, то красными становятся большие участки кожи. И если комедоны различимы в основном вблизи и практически не портят внешнего вида, то наличие акне представляет собой серьезный косметический дефект. Воспалительный процесс в акне вызывают обычно особые пропионовые бактерии, предпочитающие сало в качестве питательной среды. Реже акне инфицируется стафилококком и другими возбудителями. При созревании акне гнойник вскрывается; если он был большим, то на его месте могут сформироваться рубцы, в конечном счете сильно портящие внешность. Поскольку комедоны образуются вследствие избытка кожного сала, использовать жирные кремы, лосьоны, декоративную косметику на жировой основе не следует. Для мытья покрытых угрями участков кожи многие рекомендуют использование грубой мочалки (махровой рукавицы). И в этом тоже не надо излишнего усердия: 2–3 проходов жесткой тканью достаточно, чтобы снять с кожи «лишний» слой отмерших клеток и сала, тем более что эффективность этого метода серьезными исследователями оспаривается.

Необходимо правильно питаться. Из рациона следует исключить жирную и жареную пищу, продукты, содержащие йод. Есть больше фруктов, овощей, продуктов, содержащих витамины А, В, соли цинка.

Но еще большое значение имеет целостность кожных покровов. Повреждения кожи бывают различными. Например к ним относятмя ожоги.

(слайд29)

Ожо́г - повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). Различают 4 степени ожога:

покраснение кожи,

образование пузырей,

омертвение всей толщи кожи,

обугливание тканей.

(слайд 30)

Тяжесть ожога определяется величиной площади и глубиной повреждения тканей. Чем больше площадь и глубже повреждение тканей, тем тяжелее течение ожоговой травмы. Первая помощь при ожогах заключается в прекращении воздействия внешних факторов и обработке раны.

Наиболее часто термические ожоги появляются вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами. В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.

(слайд 31)

Ожоги I степени – это повреждение клеток рогового слоя кожи, которые проявляются покраснением обожженных участков кожи, их отеком и жжением.

(слайд 32)

Ожоги II степени – полностью повреждается роговой слой кожи. Они характеризуются резким покраснением обожженной кожи, появлением на ней пузырей и резкой болью.

Ожог I II степени можно промыть проточной холодной водой. Затем на ожоги следует наложить мазь «Алазол» или «Пантенол». Покрыть тонким слоем мази сам ожог или стерильную марлевую салфетку и ее приложить к ране. Затем необходимо завязать все это марлевым бинтом. Нельзя закрывать обожженное место пластырем, он затруднит доступ воздуха. А ране для заживления необходим кислород. е средство при любых ожогах – эт

(слайд 33)

Ожоги III степени – повреждаются глубокие слои кожи. Образуются корочки-струпья. III А степень – кожа омертвевает не на всю толщину, ее нижний слой сохраняется. III Б степень – гибнут все слои кожи.

Здесь никакого самолечения быть не должно, только в больнице.

(слайд 34)

Ожоги IV степени – обугливание кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей.

Ожоги I, II, III A степени называют поверхностными. Такие ожоги способны к самопроизвольному заживлению. Ожоги III Б и IV степени – это глубокие ожоги. Их заживление невозможно без пересадки кожи.

Течение и тяжесть ожога, а также время выздоровления зависят от нескольких обстоятельств: происхождения ожога и его степени, площади обожженной поверхности, особенностей первой помощи пострадавшему и других. Наиболее тяжело протекают ожоги, вызванные пламенем, т.к. температура пламени во много раз выше температуры кипения жидкостей. К тому же на кожу действует высокая температура горящей одежды.

Учитель:

Для закрепления темы новой темы мы с вами проведем работу, используя учебник. Заполните таблицу на интерактивной доске.

"Оказание первой помощи при повреждении кожи".

1. Тепловой удар

2. Солнечный удар

3. Ожоги

4. Обморожения

Учитель:

Мы благодарим наших гостей, которые познакомили нас с интересной информацией .

И так сегодня мы познакомились с темой «Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи».

Подумай и ответь:

Почему терморегуляция необходима организму?

Какие функции выполняет кожа?

(защитную, выделительную, чувствительную, секреторную, терморегуляционную). (Слайд 35)

Что такое терморегуляция?

( терморегуляция- этот способность организма поддерживать постоянную температуру тела в услових изменяющейся окружающей среды ) (слайд 36)

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

___ 209 - 211 _______________(слайд 38)

Подведем итоги: сегодня получают оценки (все выступающие ), активно работающие______________.

Всем спасибо за работу.

Литература:

П.И.Булай «Первая помощь при травмах, несчастных случаях и некоторых заболеваниях», Минск, «Беларусь», 1989.

Л.В.Лабутина «Профессиональные советы косметолога», Минск, «АВЕРСЭВ», 1999.

М.А. Либинтов «Познаем мир таинств», Минск, «Полымя», 1997.

Г.Н. Пономаренко и др. «Современная домашняя физиотерапия», Санкт-Петербург, 1998.

С.В.Сикорская и др. «Секреты красоты», Минск, «Полымя», 1986.

В.С.Улащик «Домашняя физиотерапия», Минск, «Беларусь», 1993.

«Энциклопедия для девушек и женщин», Санкт-Петербург, «Диамант», 1996.

Приложение 1

Карточки для работы. Повторение пройденного материала.

Надо соотнести номера вопросов и номера ответов.

Вопросы

Варианты ответов

Какие функции выполняет кожа

Защитная

Как называется самый глубокий слой кожи?

Мыщцы

Назовите средний слой кожи?

Эпидермис

Как называется наружный слой кожи?

Выделительная

Какой тканью образована собственно кожа?

Жировая клетчатка

В каком слое находится пигмент кожи?

Кожа

Какие железы расположены в дерме?

Сальные железы

Волосы и ногти являются произведениями какого слоя?

Два

Сколько слоев различают в коже?

Волосяные сумки

Что способствует растягиванию кожи?

Терморегуляция

Собственно кожа

Потовые

Три

Соединетельная ткань

Эластические волкна

Надо в таблицу заполнить варианты ответов.

1 слайд

Тема учебного проекта: Кожа. Терморегуляция в организме человека. Творческое название проекта: Одежда на каждый день.

2 слайд

Основополагающий вопрос: Спасет ли красота мир? Вопросы учебной темы: Строение и функции кожи человека. Терморегуляция в организме человека. Механизм и способы закаливания. Гигиена кожи. Требования к одежде и обуви. Первая помощь при повреждениях кожи и нарушениях терморегуляции. Учебный предмет: биология Участники проекта: учащиеся 8 классов

3 слайд

Аннотация проекта. Проект рассчитан на учащихся 8 классов и реализуется в предметных областях биологии и обж. В разделе биологии человека проект рассматривает тему «Кожа. Терморегуляция в организме человека». Проектная деятельность позволяет глубже рассмотреть механизмы терморегуляции, проблемы ухода за кожей, вопросы научно обоснованного подбора одежды и обуви. Метод создания проектов дает учащимся возможность самостоятельно организовать свое исследование, научиться работать с разными источниками информации, творчески подойти к подбору необходимого материала и способов представления результатов работы.

4 слайд

Цель проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений видеть проблему и находить пути ее решения. Методические задачи проекта: Сформировать знания о строении кожи человека в связи с ее функциями. Выяснить участие кожи в механизмах терморегуляции. Установить зависимость между функциями кожи и требованиями к одежде и обуви. Сформулировать и обосновать правила ухода за кожей. Выявить принципы и способы закаливания. Систематизировать знания о приемах первой помощи при повреждениях кожи и нарушениях терморегуляции. Научить пользоваться разными источниками информации. Научить пользоваться программами Microsoft Power Point и Microsoft Publisher для представления результатов работы.

5 слайд

Гипотеза проекта: Использование метода создания проектов для изучения темы «Кожа. Терморегуляция в организме человека» позволяет активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и развивать их творческие способности.

6 слайд

Проблемные вопросы: Как строение кожи связано с ее функциями? Почему не мерзнут «моржи»? В чем скрыты секреты красоты? Всегда ли полезно то, что модно?

7 слайд

Темы исследований учащихся: «О чем расскажет кожа?» «Как попасть на обложку «Cosmopolitan»?» «Моржами» рождаются или становятся?» «Почему лен и хлопок всегда в моде?» «Пирсинг: быть или не быть жертвой красоты?» «Не паникуй!» «Фруктовые идеи»

8 слайд

Этапы и сроки проведения проекта: Объявление темы проекта и формулирование тем исследований учащихся (1 урок, 10 мин.) Выбор творческого названия проекта (1 урок, 5 мин.) Формирование исследовательских групп учащихся, выдвижение гипотез исследований (1 урок, 10 мин.) Разработка планов исследований учащихся по выбранным темам (1 урок, 15 мин.) Обсуждение с учащимися возможных источников информации и вопросов защиты авторских прав (1 урок, 5 мин.) Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе (2 урок, 5 мин.) Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий с использованием дидактических материалов (2 урок, 40 мин.) Подготовка учащимися презентаций и публикаций по темам исследований (3 урок)

9 слайд

Этапы и сроки проведения проекта: Защита учащимися созданных презентаций и публикаций, сопоставление результатов исследований с гипотезами (4 урок, 30 мин.) Формулирование выводов по теме проекта (4 урок, 5 мин.) Контроль знаний (4 урок, 10мин.)

11 слайд

Информационные ресурсы: Беркинблит М.Б. Задачи по физиологии человека и животных. М. – 1995. «Биология в школе», № 1, 2007 г. Биология. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.2003г. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.- Просвещение, 1990. Каменский А.А. 1000 вопросов и ответов. Биология. М. – 1998. Муртазин А.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. – 1989. Сапин М.Р., Билич Г.Д. Анатомия человека. В 2 кн. М. – 1998. Физиология человека/ Под ред. Р.Шмидта. М. – 1995. Электронная библиотека Кирилла и Мефодия. www.biologia.ru

Слайд 1

Слайд 2

Вид деятельности
Зависимость температуры тела от вида деятельности
Сон Рубка дров Чтение
Количество освобождаемой энергии
Температура тела
Мало
Много
Мало
Нормальная
Повышенная
Пониженная

Слайд 3

Роль кожи в терморегуляции организма

Слайд 4

Терморегуляция – это
уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме

Слайд 5

Образование теплоты (химическая терморегуляция)
Отдача теплоты (физическая терморегуляция)
Прием пищи
Холодовая дрожь
Мышечная работа
Теплопроведение – передача теплоты между телами при их соприкосновении
Теплоизлучение – отдача теплоты в виде инфракрасного излучения
Конвекция – передача теплоты от организма окружающей среде через воздух
Испарение влаги со слизистых оболочек в дыхательных путях

Слайд 6

Центр терморегуляции – гипоталамус (промежуточный мозг)

Слайд 7

План I. Вид повреждения II. Симптомы III. Причины повреждения IV. Меры первой помощи

Слайд 8

Солнечный удар - это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. Первыми признаками солнечного удара является покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. Для оказания первой помощи пострадавшего нужно перенести в тенистое прохладное место. Пациент должен занять горизонтальное положение с приподнятыми вверх ногами. После этого следует расстегнуть одежду и раскрыть окна, если помощь оказывается в помещении. Приток свежего воздуха является неотъемлемой частью мероприятий по улучшению состояния пациентов с солнечным ударом. Для охлаждения кожных покровов можно приложить смоченный холодной водой кусочек ткани. Дать больному оптимальное количество жидкости, лучше дать минеральной или обычной питьевой воды. При помутнении сознания хорошее действие оказывает вдыхание нашатырного спирта. Можно поднести к носу пациента ватку, смоченную нашатырём или же протереть им виски.

Слайд 9

Нарушение терморегуляции
Вид повреждения Симптомы Причины повреждения Меры первой помощи
Солнечный удар Покраснение лица, сильные головные боли, тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. Перегрев головы прямыми солнечными лучами. Перенести в тенистое прохладное место. Приподнять вверх ноги, расстегнуть одежду и раскрыть окна, приложить смоченный холодной водой кусочек ткани. Поднести ватку, смоченную нашатырём и протереть виски.

Слайд 10


1. К терморегулирующей функции кожи относятся: А) дрожание; Б) расширение и сужение кровеносных сосудов; В) выделение жира; Г) подъём волос дыбом; Д) загар; Е) образование витамина Д

Слайд 11

Верный ответ:
А, Б, Г

Слайд 12

Выберите три верных ответа из шести
2. При понижении температуры окружающей среды: А) усиливается обмен веществ; Б) уменьшается интенсивность обмена веществ; В) усиливается потоотделение; Г) ослабляется интенсивность потоотделения; Д) расширяются капилляры кожи; Е) сужаются капилляры кожи

Слайд 13

Верный ответ:
А, Г, Е

Слайд 14

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛЬНОГО СОБЫТИЯ И ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Признаки для сравнения Реальное событие в замке герцога Моро Эксперимент (опыт), проведенный в XIX веке
В каких условиях находились люди? Холодное помещение зала и каменный пол 1
2 Менее суток Один испытуемый был 24 часа, а другой - 8 дней
Каковы результаты события и эксперимента? 3 Изменений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось

Цель:
1. сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии, физики.
2. закрепить знания о строении кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;
3. привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.

Задачи урока:
образовательные:
1) конкретизировать знания о строении кожи;
2) сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
3) Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.
развивающие:
1) развивать умение делать выводы из результатов практической работы;
2) развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
3) развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
1) продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью,
2) развивать коммуникативные способностей.

Оборудование:

1. проектор
2. презентация
3. портативный компьютер Nova 5000
4. датчики температуры
5. датчик влажности
6. толстая нить
7. пластиковый пакет
8. резиновое кольцо

Ход урока

1. организационный момент
2. актуализация опорных знаний: Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье.
3. Изучение нового материала:
посмотрите на слайд и определите, на какие две группы можно разделить изображенных здесь животных. Какой признак лежит в основе деления на группы? (слайд 1)
К какой из этих групп относится человек?
Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.) (слайд 2)
« А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (звучит приятная музыка). (слайд 3)

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.

Можете ли вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (учащиеся формулируют ответ и говорят, что этот мальчик умер от переохлаждения. Была нарушена функция терморегуляции.)
Сегодня мы с вами поговорим о терморегуляции. Запишите тему урока «Терморегуляция организма» (слайд 4)
С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,60С, а в классе – 240С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?
Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует) (слайд 5) Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 6)
А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. (слайд 7)

И все же температура тела не меняется. Когда говорят о температуре тела, имеют в виду температуру внутренних областей тела, т.е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,50С), а самая высокая - в области шеи. Внутри печени, где протекают окислительные процессы, температура достигает 390С.(слайд 8)

У здорового человека она обычно равна 36,5-37 градусов. Ее повышение выше 430 и падение ниже 250С смертельны. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тепла через кожу. Ведь она непосредственно контактирует с внешней средой, следовательно, регистрирует все изменения температуры.
Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела называется терморегуляцией (слайд 9)
В каком случае в организме вырабатывается тепло? (прием пищи, мышечная работа) (слайд 10)
Какие источники тепла имеются в организме человека? (Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые при расщеплении (гидролизе с участием ферментов – биологических катализаторов) выделяют тепло (протекают экзотермические реакции), кроме того, есть активные ткани – печень, мышцы.)
Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела (ядра) перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду благодаря одному из следующих механизмов: (слайд 11)
1. Потеря тепла через кожу путем излучения
2. Путем конвекции
3. Путем теплопроводности.
Все они зависят от количества протекающей через кожу крови.
А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении жгута». Для ее проведения мы воспользуемся цифровой лабораторией. У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1)
Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?
Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?
Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большом количестве протекает через потовые железы. (слайд 12)
А теперь попробуйте объяснить опыт доктора Ч. Благдена, проведенный в Англии более 200 лет назад. Вместе с несколькими друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (слайд 13)

При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1г воды затрачивается 2, 45кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины.

Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости. (слайд 14)

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,70С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.

Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» после которой ответите на следующие вопросы:
1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
2. Почему повышается влажность в пакете?
3. Почему во втором опыте влажность увеличилась быстрее и достигла более высокого значения, чем в первом опыте?
4. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? (слайд 15)
А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку.
1) Кожа – главный орган терморегуляции
2) В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают теплокровных и холоднокровных животных
3) Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды
4) Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию или переохлаждению организма. (слайд 16)

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. (слайд 17)

Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.
4. Закрепление изученного материала: . (слайд 18 - 21)
Решите биологические задачи:

  • Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
  • Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
  • Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?
  • Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жаркую погоду ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
5. Домашнее задание. (слайд 22)
§42
Составить синквейн на тему «Кожа»

06.03.17

Роль кожи в терморегуляции, закаливание.


Терморегуляция – это способность организма поддерживать постоянную температуру тела.

Человек – теплокровное существо, способное поддерживать температуру тела на определенном уровне.


В теле человека за час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 литр ледяной воды.

Для человека одинаково вредно как переохлаждение, так и перегрев.


Способы теплоотдачи

нагревание омывающего поверхность тела воздуха

излучение тепла с поверхности тела в виде инфракрасных лучей

испарение влаги с поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей и легких.


Излучение тепла и нагревание воздуха

Распределение температурных зон внутри и на поверхности тела человека в норме: а - вид спереди; б - вид сзади.


В 1496 году в замке миланского герцога Лодовико Моро состоялось праздничное шествие под руководством Леонардо да Винчи. Сын бедного пекаря, голый и полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке должен был олицетворять наступление Золотого века.

Праздник был прерван из-за болезни жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу, заболел и умер.

Долгое время причина его смерти была неясна. В XIX веке в Германии провели эксперимент. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. Особых вредных последствий они не заметили, но обоим было трудно переносить холод. Раздражение кожи лаком вызвало расширение кровеносных сосудов, возросла теплоотдача, температура тела снизилась. Таким образом, к смерти «золотого мальчика» привело переохлаждение.




  • Испарение пота снижает температуру кожи и всего организма.
  • Вместе с потом теряется большое количество соли, для её восполнения рекомендуется пить минеральную воду.
  • При большой влажности окружающего воздуха потоотделение затрудняется.

Чарльз Благден

  • В Англии более 200 лет назад провёл опыт. Вместе с несколькими друзьями и собакой пробыл 45 минут в сухой камере при температуре +126 0 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Закаливание – это повышение устойчивости организма к смене температур.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!


Закаливание водой:

  • Обтирание (постепенное снижение температуры воды, растирание полотенцем после обтирания)
  • Обливание или душ (температура воды от 30 до 18о, растирание полотенцем)
  • Летнее купание
  • (t воды 20 о, воздуха – 22-24 о, 10 минут, не после еды)


Закаливание воздухом:

  • Воздушные ванны (t воздуха – 20 о, от 10-15 минут до 1-2 часов, через 1-2 часа после еды)

Закаливание солнцем:

  • Солнечные ванны (с 8 до 11 часов утра, начинать с 5-10 минут, до 40-50, головной убор)



  • Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
  • Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?

Что ж делать бедным и несчастным

Красавицам с большим размером ног?

В раздумьях время проводя напрасно,

Они придумали свернуть себя в бараний рог.

Теперь к сезону шопинг обувной производя

И примеряя дивную туфлю,

Они никак смириться не хотят

С тем, что туфля тесна им – не к рулю.

Покупку чудную вновь принеся домой,

Ругаясь про себя и восхищаясь,

И снова за себя напрасно каясь,

Они кричат ноге: «Постой!

Ну, потерпи еще немного!

Вот скоро кончится дорога!

И будешь ты опять свободна,

Вне тесных туфель отдыхать!»

На это можно лишь сказать,

Что красоту ноги не создадут,

Те туфли, что все время жмут!




Вверх