Пример самоанализа работы воспитателя по экологическому воспитанию. Самоанализ педагогической работы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Самоанализ открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешест

Я, Метелева Елена Юрьевна, работаю воспитателем в МКДОУ детском саду «Сказка» комбинированного вида с сентября 2015г. Образование среднее профессиональное. В 2007 году закончила государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Татарское педагогическое училище», по специальности «Преподавание в начальных классах» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов».

В 2014 году прошла Курсы повышения квалификации в НИПКиПРО, по теме «Модернизация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС»

В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий в образовании» по программе «Педагогика и психология (дошкольное образование)».

Наше дошкольное учреждение работает по образовательной программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Одной из ведущих целей которой является - разностороннее развитие психических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В своей профессиональной деятельности большое внимание уделяю работе по экологическому воспитанию детей. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

В период с сентября 2015года по май 2016 года я работала с детьми подготовительной группы. Я вела работу по экологическому воспитанию детей, изучила возрастные особенности детей, уровень сформированности экологических представлений у моих воспитанников, а также некоторых мыслительных операций, позволяющих ребенку делать простейшие умозаключения, видеть и понимать причинно-следственные связи. Первым этапом моей работы было проведение мониторинга, проанализировав результаты я установила, что уровень представлений детей о природе недостаточно сформирован. (Приложение 1)

Таким образом, я сделала вывод, что есть необходимость повышать уровень экологического воспитания и уровень знаний детей о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.

Для того, чтобы эффективно работать над данной темой я повысила свой уровень знаний по данной проблеме изучив учебно-методическую литературу по теме «Экологическое воспитание дошкольников» различных авторов:

    С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;

    М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;

    Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы»;

    Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;

    Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;

    З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;

    П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».

    А. Вересова - «Мы земляне»;

    Е. Рылеева - «Открой себя»;

    Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»

    С. Николаевой - «Юный эколог».

Данную литературу я приобрела и постоянно использую в своей работе с воспитанниками.

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать у детей умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов. Я на протяжении своей педагогической деятельности систематически разрабатываю и реализую различные проекты. Перечислю некоторые из них: 1. Проект «Мир камней»; 2. Проект «Огород на окне»; 3. Проект «Ах ты, зимушка-зима»;4. Проект «Наши меньшие друзья»; 5. Проект «Осень золотая» и т.д. (Приложение 2)

Чтение сказок должно быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Поэтому в своей деятельности я использую интересное пособие «Экологические сказки» для работы с детьми дошкольного возраста Натальи Рыжовой.

Всвязи с внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые подходы. Я начала изготавливать своими руками и использовать в своей работе совершенно новое, интересное и незаменимое пособие – Лэпбук. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить перед собой и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся необходимые материалы по теме.

Пособие - лэпбук"Мир насекомых". Это мой первый опыт подобной работы. Который оказался настолько увлекательным лично для меня, что я прямо "горела" нетерпением закончить свою работу и ознакомить с ней воспитанников. Я постаралась обобщить и систематизироватьизучаемый ребятами материал, подготовила различные дидактические игры для наполнения интерактивной папки. При этом стремилась сделать материал разнообразным и увлекательным. Картинки с насекомыми я нашла в интернете, но а все остальное это плод моего труда и воображения. С целью пополнения представлений у детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни я сделала лэпбук «Зимующие птицы». В рамках тематической недели «Весна пришла» мной был разработан лэпбук по теме «Времена года. Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук является в своем роде книжкой-копилкой, в которой собираются все материалы, касающиеся изучаемой темы. Таким образом, создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет детям быстро освежить в памяти пройденную тему. Лэпбук позволяет мне организовать познавательную и исследовательскую деятельность, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребёнка дома. Использование «Лэпбука» положительно сказывается на взаимодействии родителей и детей, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность. (Приложение 3)

В настоящее время, работая с детьми младшего дошкольного возраста, я продолжаю свою работу над темой «Экологическое воспитание дошкольников». Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Развивающая функция среды является ведущей. Развитие ребенка, как результат воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития (по Л.С. Выготскому), диктует необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать, как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Поэтому, особое внимание уделяю созданию предметно-развивающей среды в своей группе, считаю это направление в своей работе важным. Мною были созданы уголки:

Центр сюжетно-ролевых игр

Цель: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно-ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. В уголок сюжетно-ролевых игр совместно с коллегой, своими руками сделали: холодильник, микроволновую печь, стиральную машину автомат, электроплиту, красиво оформленный стол. Всё изготовлено из коробок, скотча, самоклеющейся бумаги. (Приложение 4)

Уголок безопасности и дорожного движения

Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Уголок включает в себя различный материал по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию основ безопасной жизнедеятельности. Здесь имеется широкий перечень игрового материала. Добавлены игрушки-автомобили разнообразного вида грузового и легкового транспорта. Своими руками сделана парковка, в два этажа из картона, скотча и самоклеющейся бумаги. (Приложение 5)

Уголок изобразительной деятельности

Цель: развитие предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства, реализацию самостоятельной изобразительной, конструктивно-модельной деятельности. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности: (доски для лепки, стеки, салфетки, карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, трафареты, бумага разных цветов и фактуры, ножницы, пастель, маркеры, бумага для акварели, бумажные салфетки, цветной картон т. п.) (Приложение 6)

Уголок природы. Цель: создать условия для формирования начальных экологических представлений о природе, овладения элементарным опытом сохранения природы, безопасного взаимодействия с ней.

В уголке природы нашей группы детям предоставляется возможность сосредоточить внимание на небольшом количестве объектов, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в их жизни. Поэтому ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет нам решать эту сложную и важную задачу. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе, психические и познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, а также внимание и память). Во время ухода за растениями в уголке природы у детей формируются ценные качества, такие, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.Уголок природы размещен в светлой зоне группы, где представлены комнатные растения, а также «огород на окне» (посадки лука, различной рассады). Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями особенностей ухода. Подбор растений для уголка природы осуществлялся в соответствие с программой возрастной группы и методическими рекомендациями для детей дошкольного возраста. (Приложение 7)

Я совместно с воспитанниками провожу в уголке природы различные игры-экспериментирования.

1.« Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся вводе и изменять её цвет.

2.«Окрашивание воды»

Цель : Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вам понадобятся ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

3.«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

4. Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

(Приложение 8)

Книжный уголок

Цель: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, формирование целостной картины мира, приобщение к словесному искусству.

В книжном уголке мои воспитанники с удовольствием слушают чтение книг, рассматривают иллюстрации, знакомятся с разнообразием театральной игрушки и учатся действовать с ней. При оформлении книжного уголка для своих маленьких воспитанников, я подготовила предметные и сюжетные картинки, которые заламинировала, для удобства в использовании. Мы с моей коллегой Анной учим детей рассматривать картинки внимательно и отвечать на элементарные вопросы : кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы.

К сказкам мы также готовим заламинированные иллюстрации, по которым дети впоследствии самостоятельно могут рассказать сказку. Это такие сказки как Теремок, Курочка ряба, Колобок, Репка, Волк и семеро козлят, Три медведя. В зависимости от изучаемой темы в наш уголок выкладываются картинки для ознакомления. Чтобы воспитать бережное отношение к книгам, нами была изготовлена «Книжкина больница», в которой подобраны предметы первой помощи для книг (скотч, ножницы, клей и т.д.), с которыми случилась беда. А также в этом уголке поселился «кубик настроения», который помогает определить детям настроение в течение дня. (Приложение 9)

Снежные постройки из снега на участках детского сада.

Зима - это одно из прекрасных времён года, когда на участках в ДОУ появляются сказочные персонажи из снега. Каждый год педагоги нашего детского сада придумывают разные сюжеты, радуя детей. Я всегда принимаю активное участие в создании снежных фигур. Прогулки на участке в это время проходят радостно и оживленно. А самая большая награда - светящиеся от радости глаза ребят. (Приложение 10)

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям участников образовательного процесса - детей и педагога в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование я меняю в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляю дидактические игры, делаю их своими руками. Я знаю что, полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что я и делаю.

Моя работа с родителями основывается на привлечении родителей к проектной и исследовательской деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. Родители - полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать всесторонне развитого человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей. Я, используя все перечисленные методы работы с воспитанниками, достигаю высоких показателей их развития. Такой вывод я делаю на основании анализа показателей проведенного мной итогового мониторинга. (Приложение 1)

Как начинающий педагог я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень участвуя в районных методических семинарах- практикумах. В марте 2016года принимала участие в межрайонной «Школе социального проектирования». (Приложение 11) В 2017 году принимала участие в подготовке и выступила с представлением своего опыта работы на районном методическом объединении «Метод проектов в образовательной работе детского сада» (Приложение 12) Я имею почетную грамоту МКДОУ детского сада «Сказка» комбинированного вида Купинского района за большой вклад и значительные успехи в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 13)

Мои воспитанники принимают участие и занимают призовые места в таких конкурсах как:

    «Человек и природа» (конкурсная игра для дошкольников);

    В районном конкурсе для дошкольников «Умницы и умники» моя воспитанница Лукашова Ксения стала лауреатом конкурса (Приложение 14)

Мои выпускники успешно осваивают школьную программу обучения, я систематически знакомлюсь с данными школьных мониторингов о успеваемости моих выпускников в рамках взаимодействия детского сада и школы. Мониторинг учителя начальных классов показывает, что у моих воспитанников-выпускников сформирован интерес к учебной деятельности, самоконтроль, самооценка, для детей значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта и любовь к природе родного края.

Я активно принимаю участие во всероссийских, международных конкурсах в интернет ресурсах и занимаю призовые места:

    2015 г. Диплом за первое место во всероссийском конкурсе «Календарь природы»;

    2015 г. Диплом за третье место в международном конкурсе «Волшебница зима»;

    2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Огород на подоконнике»;

    2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Моё призвание воспитатель»;

    2016 г. Диплом за первое место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников»

    2016 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников» (конкурсная работа Лэпбук «Насекомые»);

    2014 г. Диплом за второе место всероссийского конкурса творческих работ «Скоро новый год!»;

    2017 г. Диплом за участие в районном этапе областного конкурса «Семья за детство без опасности» в номинации «Книжка-малышка «Я и мои родители – грамотные пешеходы и водители».(Приложение 15)

Я активно публикую свои работы в интернет ресурсах на таких образовательных порталах как: «Конспектека»; «Продлёнка»; «Инфоурок»; «Копилка уроков – сайт для учителей»; «Мультиурок»; «Конспект -уроков.рф»; «edupres.ru» (Приложение 16)

Самоанализ выполнила___________________________Е.Ю.Метелева

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Самоанализ

Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность

Выполнила: воспитатель

Метелева Елена Юрьевна

Купино 2017 год.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе.

Образец. самоанализ занятия в детском саду

Важно

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности (дидактические игры, динамическая пауза). На занятии использовались разнообразные материалы (наглядные пособия, предметные картинки).


В ходе НОД использовала компьютерную презентацию. Применяла методы: наглядные (при рассматривании картинок. схемы), словесные (для вопросов детям), практические методы (в выполнении практических заданий), метод контроля(в анализе выполнения работы — похвала, одобрение), которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать.

Самоанализ нод в средней группе 2

Какими способами животные определяют погоду, знаменитые биосиноптики, прогнозы животных, задание по поиску информации). Дети учились индивидуально и коллективно анализировать полученную информацию, выделять главное. После каждого блока подводили итоги, делали выводы в соответствии с поставленными перед учащимися целями урока.

На этом этапе я старалась воспитывать у детей активную жизненную позицию к экологическим проблемам в рамках изучаемой темы, воспитывать бережное отношение к миру природы. В процессе изучения были установлены взаимосвязи с другими предметами: с физикой, биологией, изобразительным искусством. В конце второго этапа давались задания для закрепления пройденного материала, было логически поразмышляв произвести соотношение между животным и прогнозом.

Liveinternetliveinternet

Колой запивайте! Будете толстенькими и красивыми как я. В: Ребята, он так ничего и не понял. В. Мы с вами поиграли в полезные и вредные продукты. У меня на слайдах есть очень полезные продукты, в которых много витаминов.
Что это за продукты. (фрукты и овощи) . В: Правильно, ребята. Для того, чтобы вы росли здоровыми, крепкими, вам необходимо употреблять полезную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. Это и называется «правильным питанием». Но здоровье ещё зависит и от того, как много двигается человек.
Давайте и мы с вами подвигаемся. Дети, стройтесь! Дети, стройтесь по порядку На активную зарядку, (ходьба на месте) Левая, правая, Бегая, плавая, (бег, имитация движения руками «брасс») Мы растём смелыми, На солнце загорелыми. (руки за голову, прогнуться) На носочки поднимайтесь, (подняться на носки) Руки к солнцу.

Самоанализ занятия

Внимание

Но пока мы двигались, Карлсон нам прислал загадки, я их зачитаю, а вы слушайте внимательно и отгадывайте: Молодцы ребята и в награду вам от Карлсона вот такой подарок –корзина с фруктами. А давайте мы в нашей лаборатории их обследуем. Воспитатель раскладывает на столе фрукты: яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан, киви, виноград. В. У нас на столе лежат разные фрукты. Давайте их назовем.


Все фрукты разные. Чем они отличаются, по каким признакам их можно сгруппировать. 1. Посмотрите, отличаются ли они по форме. (круглые, овальные) 2. По размеру (большие и маленькие) 3. По цвету (оранжевые, зеленые) 4.
По вкусу. Игра «Отгадай по вкусу фрукт». Ребенку с закрытыми глазами даю кусочек фрукта. Ребенок отгадывает. 5. По запаху. Игра «Отгадай по запаху». 6. По структуре кожуры (пористые и гладкие) .

Самоанализ открытого занятия по экологии «живые синоптики»

Инфо

Детям представился выбор дальнейшего познания предметов в индивидуальном маршруте, что позволило активизировать неуверенных в себе детей. Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.


Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной.
Развивающие задачи: Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения;Вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края.Сформировать у детей желание ознакомиться с красотой и особенностями республики;Обозначить проблему охраны природы вообще и дать понятие о природоохранной зоне, вызвать желание ее изучать. 3.Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к своей Родине, к своей республике;Формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину;Вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала. Для решения перечисленных целей приготовила следующий материал: Экран, ноутбук, экологические модули, «Красная книга», магнитная доска, игрушка — лягушонок, шкатулка, макет детского сада. Занятие носило триединую цель:Развивающую, обучающую, воспитательную.

Итак, мы с вами выяснили, что фрукты можно сгруппировать по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, по структуре кожуры. ВЫВОД. ФРУКТЫ МОЖНО ГРУППИРОВАТЬ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ И ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧАЕТСЯ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП. — А сейчас я вам хочу загадать загадку. С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно.

(ответ: апельсин) Что вы знаете об апельсине (ответы детей) Карлсон неловко жанглируя апельсинами: Ребята, а как вы думаете меня в цирк примут? Думаете нет? Тогда сам съем апельсин,а вам не дам, раз вы такие злые. Очищает один апельсин, решается попробовать ещё раз и оба апельсина падают в миску с водой. Опыт №1. Утопи и съешь Хорошенько вымойте два апельсина.
Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду.

Самоанализ интегрированного занятия по экологическому развитию в средней группе

Структура занятия Первый этап –организационный, где была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, настройка детей на тему занятия «Живые синоптики», постановка цели, повторение и изучение терминов используемых на занятии. Далее идет плавный переход ко второму этапу – Проверка ранее изученного материала. На этом этапе задавались вопросы, на которые обучающиеся должны были дать ответы.

Ответив на вопросы 2 этапа мы выходим на изучение нового материала — III этап. Изучению новых знаний мне позволила форма проведения урока, с опорой на диалоговые приёмы в соответствии с возрастом учащихся. На данном этапе мною были чётко поставлены цели и задачи урока и определены результаты конечной деятельности.

Этот этап я условно разделила на 4 блока.

2. Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

3.Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Производственная практика:

1.Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

2.Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

3.Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Анализ экологической развивающей среды в ДОО.

Вопросы к анализу экологической развивающей среду в ДОО

1.Что такое «экологическая развивающая среда» ДОУ?

2.Какие образовательные программы использует ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников?

3.Какие условия созданы в ДОУ для реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников?

4.Имеется ли в штате д/сада педагог-эколог?

5.Какие «зоны природы» имеются в помещении ДОУ (экологическая комната, музей природы, зимний сад и др.)? Их оснащение.

7.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требовани­ям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, доступность уходу за объектами, воспитательная ценность объ­ектов).

8.Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потребностей и др.).

9.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов.**

10.Какие «зоны природы» имеются на участке ДОУ (цветники, огород, сад, уголок нетронутой природы, альпийская горка, метеоплощадка, экологическая тропинка и др.)?

11.Самостоятельно сделать вывод о том, созданы в ДОУ условия для экологического воспитания детей? Можно ли данную экологическую среду назвать «развивающей»? Обосновать свои выводы.

Представить фотографии с описанием самых интересных, на ваш взгляд, объектов.

Вопросы к анализу уголка природы

2.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

3.Учтены ли биологические особенности растений и животных (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворение потребностей и др.);



4.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при отборе объектов?

5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

6.Какую работу проводит воспитатель с детьми в уголке природы?

8.Приложите фотографии

ЗАДАНИЕ 2 Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

Вопросы к анализу наблюдений, проведенных воспитателем с детьми:

1.Тематика наблюдений, возрастная группа.

2.Цель наблюдения:

Закрепление (расширение, систематизация, уточнение) знаний;

Развитие познавательных способностей (внимания, мышления, речи и др.);

Воспитание осознанного отношения к объектам природы.

3.Время и место проведения наблюдения.

4.Количество детей, которые участвовали в наблюдении одновременно.

5. Пространственная организация детей

(любой объект природы должен быть максимально доступен для

восприятия каждому ребенку, воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети).

6.Продолжительность наблюдений

(восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными).

7.Структура наблюдения.

Три структурных компонента – начало, основная часть, окончание.

Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы,

используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие

положительные эмоции).

Основная часть – использование приемов, обеспечивающих получение

сенсорной информации.

Окончание – дети должны завершить наблюдение в положительном

эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

воспитатель.

9.Удалось ли воспитателю решить поставленные задачи.

Проанализировать не менее трех наблюдений (за объектами уголка природы, за трудом взрослых: прачки, дворника, младшего воспитателя, за сезонными изменениями, за различными объектами природы на прогулке: птицами, деревьями, за транспортом.



ЗАДАНИЕ 3 Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Вопросы к наблюдению и анализу (самоанализу) проведения организованной образовательной деятельности

1.Из каких частей состоит просмотренное занятие, интеграция образовательных областей.?

2.Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

3.Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

4. Организация обстановки: гигиенические условия, количество детей; подготовленность и качество наглядных пособий; эстетика обстановки

5. Виды детской деятельности на занятии.

6.Оценка эффективности и методической грамотности приемов, используемых воспитателем.

7.Дайте характеристику наглядного материала (вид наглядного материала, количество его на данном занятии, соответствие возрасту детей; соответствие эстетическим требованиям; умение детей пользоваться наглядным материалом.).

8.Проведение физкультминутки, ее связь с темой занятия.

9. Интерес детей к занятию, как он поддерживался.

10. Длительность занятия

11.Рефлексия. Был ли подведен итог занятия? Оцените грамотность завершения занятия.

Образец анализа занятия

Анализ образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе «Доктор Айболит в гостях у детей».

Тема: Рассматривание овощей и фруктов. Геометрические фигуры.

Помещение было подготовлено: проветрено, приготовлен весь необходимый материал (овощи и фрукты, «грядки» круглой, треугольной и продолговатой(овальной) формы, картинки с изображением овощей и фруктов).

Дети сидели на стульчиках, расставленных полукругом, свет падал с левой стороны. Воспитатель также сидел на низком стульчике, материал располагался на уровне глаз детей, всем было удобно.

Программные задачи были подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой, соответствовали возрасту детей и уровню их знаний и умений. Воспитатель грамотно составил программное содержание, включив в него образовательные задачи:

развивать умения отличать и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа) и фрукты (яблоко, груша), дать представления об их пользе для здоровья человека;

закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука-репки, лимона, огурца и других овощей и фруктов по назначениям и характерным особенностям;

развивающие задачи:

учить группировать овощи и фрукты;

вовлекать детей в разговор во время рассматривания овощей и фруктов;

формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

обучать сопоставлению формы предметов с эталонами формы;

активизация словаря: овощи, фрукты, продолговатый, овальный, баклажан.

и воспитательные задачи:

воспитывать понимание ценности здоровья.

Занятие было составлено в соответствии с современными требованиями. Прослеживалась интеграция следующих образовательных областей «Познание» (сенсорное развитие, ознакомление с природой), «Коммуникация», «Здоровье» (ЗОЖ).

В ходе занятия использовались следующие виды деятельности:

игровая (сюрпризный момент, игра «Чудесный мешочек»);

познавательно-исследовательская (рассматривание овощей и фруктов, сопоставление формы предметов с формой «грядки»);

коммуникативная (беседа по вопросам, активизация словаря);

рефлексивная (подведение итога, угощение)

Занятие состояло из трех частей:

а) вводная: приход доктора Айболита, «осмотр» детей, вводная беседа о пользе витаминов.

б)основная : рассматривание овощей и фруктов, загадывание загадок, игра «Что лишнее»,

игра «Необычный огород» (соотнесение формы предмета с эталоном)

в)заключительная (подведение итога, угощение)

Для реализации программных задач были использованы следующие приемы: вопросы, исправление ошибок в речи детей, загадывание загадок, хоровое повторение слов, поощрение.

Когда дети устали, воспитатель использовал физкультминутку, по содержанию она была связана с темой занятия.

Речь воспитателя была грамотной, выразительной, тон речи очень доброжелательным. Речь воспитателя служила образцом для детей.

На протяжении всего занятия воспитатель старался поддерживать интерес у детей. Он подобрал качественный наглядный материал, использовал много игровых приемов, менял виды деятельности.

Однако занятие затянулось и длилось почти 30 минут, дети заметно устали и начали отвлекаться. На мой взгляд, следовало сократить количество загадок до пяти-шести, тогда можно было бы уложиться во временные рамки.

В целом, данное занятие соответствовало современным методическим требованиям.

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

При планировании следует указать название, цель наблюдения. (В помощь предлагается образец наблюдений за золотой рыбкой (методика С.Н. Николаевой). Подберите стихи, загадки, используйте их во время наблюдений за объектами живой и неживой природы.

За чем можно понаблюдать на прогулке:

За листопадом,

За облаками,

За небом,

За состоянием погоды,

За деревьями,

За птицами и др.

ЗАДАНИЕ 2 Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

Конспект занятия пишется от первого лица. При составлении конспекта занятия по экологическому воспитанию дошкольников необходимо указать:

1.Название занятия.

2.Программные задачи:

Образовательные,

Развивающие,

Воспитательные.

3.Материал для занятия –демонстрационный и раздаточный материал,картины, репродукции, карточки, ТСО и др.

4.Ход занятия - последовательноописать все его части (организационную основную, заключительную), описать разные виды деятельности, диалоги, вопросы к детям и задания для них, физкультминутки, итог занятия. В ходе занятия активно используйте художественное слово.

ЗАДАНИЕ 3 Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО.

Подготовьте и проведите исследования с детьми с объектами живой (неживой) природы. Тему исследования выбирает студент. Это могут быть опыты с водой, снегом, песком, камушками, опыты с растениями и др. Следует приложить фотографии, отражающие работу с детьми.

Такие опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень);в банке без воды луковица останется почти неизменной.

С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

Приложение 1.

Министерство образования Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Гуманитарно-педагогический колледж МГОГИ

Гульнара Сиргалина

Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. Я считаю, что именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Мой опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний , если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры . Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Работая над интересной темой «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности », я даю возможность детям познавать мир природы через игру. В своей работе я использую методические разработки Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, Д. В. Эльконина, Т. М. Бондаренко, Н. В. Коломиной.

Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического образования , я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала, придерживаясь определенных требований :

Игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования , которые решаются на данном возрастном этапе;

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

Предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования , но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка .

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников , необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Считаю, что деятельность воспитателя невозможна без постановки целей и задач, определения средств и способов их решения, и прогнозирования результатов. Свою работу по экологическому развитию планирую по следующим направлениям : работа с детьми, с родителями и взаимодействие с педагогами.

Работая с детьми, я расширяю представления детей о живой природе, учу использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развиваю и совершенствую такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Для того чтобы грамотно построить работу с детьми, я должна знать уровень развития каждого ребенка. Для этого провожу диагностику, используя материалы М. А. Васильевой, Т. М. Бондаренко, Л. А. Венгера. Определив уровень развития каждого ребенка, ставлю цель, отбираю содержание, методы и приемы работы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка. Диагностика проводится в начале и в конце года. В процессе проведения диагностики фиксируется уровень знаний каждого ребенка по темам «Живая природа» (животный и растительный мир) и «Неживая природа» по всем показателям. Сравнительный анализ, полученный при обследовании данных диагностики, позволяет сформировать представление о реальной динамике развития каждого ребенка и грамотно спланировать индивидуальную работу. Диагностика показала, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний , как овладел познавательными и речевыми умениями, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное) . Однако есть и такие дети, которые испытывают трудности в усвоении программного материала, слабо развиты познавательные и речевые навыки. Для этого мною проводится индивидуальная работа; дети привлекаются к активному участию в игровых действиях. В коллективных играх дети ярко проявляют себя как с хорошей, так и с плохой стороны, поэтому я использую совместные дидактические игры для диагностики.

Использование дидактических игр в работе предполагает создание педагогом необходимых условий, одно из них это изготовление различных игр. В группе мною создан «Уголок природы» , где размещены дидактические игры, которые решают различные цели и задачи в познании детей интересного мира природы; составлена картотека дидактических игр; собран необходимый материал для проведения опытов, наблюдений; подобраны литература, иллюстрации для предварительной работы, беседы предшествующие дидактической игре. В «Уголке природы» ребенок может просто отдохнуть, расслабиться, уравновесить свое эмоциональное состояние.

В данный момент работаю над изучением и изготовлением новой дидактической игры «Времена года» , разработанной петербургским логопедом Е. О. Астафьевой. Планирую использовать ее как на занятиях, так и в свободное время. Игра очень полезна и занимательна, может быть использована в различных вариантах.

Для более успешной работы с детьми мною разработан перспективный план взаимодействия с родителями. Опираясь на собственный опыт и на отобранный материал, были разработаны консультации : «История дидактической игры» , «Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста », «Познавательные игры-занятия в работе по экологическому воспитанию », «Значение игры в жизни ребенка» . Была организована фотовыставка «Учимся, играя» ; собран интересный материал и представлен родителям в папке - передвижке по теме «По страницам экологического календаря » , «Фантазии природы» , «Уроки для родителей» . Родители приняли активное участие в мероприятии «Час экологической игры » во время проведения «Дня открытых дверей» , в КВНе «Что мы знаем о природе и ее охране?» , проведенной совместно с детьми старшего дошкольного возраста . С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду , мною было проведено анкетирование родителей. В данное время совместно с родителями идет работа над изготовлением альбома, где будет собран фотоматериал о природе, стихи и загадки, пословицы и поговорки.

Свою работу по экологическому воспитанию детей я осуществляю совместно с экологом , согласовывая содержание материала, тематику дидактических игр, информацию для родителей. Активно участвую в методической работе. Мною проведены консультации для педагогов : «Значение экологического воспитания в развитии личности ребенка», «Экологическое просвещение родителей» , «Развивающая среда для экологического образования » , «Работа с родителями в системе экологического образования », проведен практикум «Игра в экологическом образовании дошкольников » , заседание «круглого стола» : «Советы по экологическому воспитанию дошкольников » и проведена викторина по теме «В природе все взаимосвязано» .

Постоянно работаю над самообразованием . Изучаю новинки методической литературы Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» ,

А. Н. Давидчук «Обучение и игра» , Л. В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников » и др.

В дальнейшем планирую продолжить начатую работу по формированию осознания экологической ценности природы и ее единства с человеком. В условиях Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, все становится немного сложнее, поэтому необходимо искать интересные для детей способы решения проблем. Именно в дидактической игре ребенок может без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов справиться с любой задачей. Все происходит легко, естественно и с удовольствием.

НОД для подготовительной группы на тему «Клуб исследователей природы». Длительность 30 минут в соответствии с СанПин.

Цель: формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

Задачи: Расширять представление о способах сохранения природы. Развивать познавательный интерес, умение обсуждать проблему, принимать коллективные решения. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД для подготовительной группы на тему «Клуб исследователей природы». Длительность 30 минут в соответствии с СанПин.

Цель: формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

Задачи: Расширять представление о способах сохранения природы. Развивать познавательный интерес, умение обсуждать проблему, принимать коллективные решения. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Для реализации задач НОД старалась подбирать пособия, которые помогали детям понять и усвоить материал, активизировали их к мыслительной деятельности. Весь оформленный материал был ярким, красочным, эстетичным. Части занятия были объединены в единый игровой сюжет, что помогало повысить интерес детей к занятию. В процессе занятия постоянно происходила смена деятельности: дети передвигались по всей группе, используя все полезное пространство (летели на воздушном шаре), вырезали из бумаги, проводили опыты, стоя у стола, делали дыхательную гимнастику, посещали выставку. Это позволило избежать усталости. Используемая в процессе НОД музыка усиливала эмоциональное восприятие. Разминка была направлена на развитие коммуникативных качеств. Все моменты НОД были логичны и последовательны, прослеживалась интеграция образовательных областей.

Познание: Расширять представления о способах сохранения природы.

Коммуникация: Участие в общей беседе, где дети слушали друг друга, не перебивали.

Социализация: Умение выражать доброжелательность, сопереживать.

Здоровье: Формировала представление о сохранении здоровья через бережное отношение к природе.

Использование знаков, слайдов и введение персонажей помогло в игровой форме реализовать все поставленные задачи. Каждый момент НОД направлял детей на поиск решения проблемы, помогал приобрести новый опыт, активизировал самостоятельность и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми выражалась в личностно-ориентированном подходе. Подбадривала неуверенных детей, давала им отдельные задания, чтобы укрепить уверенность в себе. Итог занятия был организован в виде составления плана по улучшению экологии нашего поселка, вручения эмблемы «Защитник природы» и чтения стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина», что усилило впечатление от занятия. У двух детей, длительно отсутствующих, восприятие материала вызвало небольшие затруднения, поэтому я буду планировать с ними индивидуальную работу. Несмотря на это, я считаю, что все поставленные задачи были решены.


Вверх